» » » » Ростислав Кинжалов - Падение Теночтитлана


Авторские права

Ростислав Кинжалов - Падение Теночтитлана

Здесь можно скачать бесплатно "Ростислав Кинжалов - Падение Теночтитлана" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Л. Детгиз, 1956., год 1956. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ростислав Кинжалов - Падение Теночтитлана
Рейтинг:
Название:
Падение Теночтитлана
Издательство:
Л. Детгиз, 1956.
Год:
1956
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Падение Теночтитлана"

Описание и краткое содержание "Падение Теночтитлана" читать бесплатно онлайн.



Научно-художественный очерк "Падение Теночтитлана", написанный американистом Р.В.Кинжаловым и литератором А.М.Беловым, является работой широкого охвата. В ней излагается история открытия и захвата Мексики, приводятся основные факты древней истории ацтекской народности, показываются большие достижения ее своеобразной культуры. Каждый прочитавший ее получает ясное представление о развитии общества ацтеков, начиная с истоков и кончая его уничтожением коварным и безжалостным врагом. Предисловие и научная редакция академика В.В.Струве, вклейки Н.Белоземцева и А.Мартынова, обложка Ю.Киселева.









Ацтеки. Краткая история

Ацтеки — сравнительно поздние пришельцы долины Мехико. За много столетий до их появления здесь уже жили культурные народы, обрабатывавшие землю, воздвигавшие величественные здания, создававшие замечательные произведения искусства. Но к тому времени, когда в стране появились испанские завоеватели, не только сами эти народы, но даже память о них почти совершенно угасла.

Сейчас хорошо известно, что уже более двух тысяч лет тому назад на берегах озера Тескоко и лагун Шочимилко, Чалко, Шалтокан и Сумпанго находился целый ряд поселений древних земледельцев. Обитатели их выращивали маис (кукурузу) - он был основным источником питания, - а также бобы, хлопок и другие растения. О значении маиса для индейских племен хорошо сказал великий американский ученый Л. Морган в своем классическом труде «Древнее общество»: «Маис ввиду его пригодности к употреблению, как в зеленом, так и в зрелом состоянии, его высокой урожайности и питательности, оказался более богатым даром природы, содействовавшим начальному прогрессу человечества, чем все другие хлебные злаки, вместе взятые». Мощные потоки дождевой воды, стекавшие с окрестных горных цепей, постепенно откладывали на берегах озера и лагун жирный слой наносов. Они изобиловали минеральными удобрениями. Смешиваясь с прибрежным илом, богатым перегнившими растительными остатками, эти наносы образовали исключительную по своей плодородности почву. На ней под жарким южным солнцем созревали богатые урожаи, не уступавшие урожаям, взращиваемым в долине Нила. Мясную пищу доставляла охота: на заросших камышом берегах было много птиц и мелкой дичи, а на покрытых лесами горах водились даже олени.

Америка, в отличие от Европы и Азии, не знали сельскохозяйственных животных - лошадей, коров, овец, свиней. Исключение составляют домашняя собака (водившаяся в Мексике) и лама (водившаяся в Перу). Это наложило отпечаток на весь ход развития производительных сил индейских племен. Отсутствие домашних животных в Мексиканском нагорье заставляло индейцев усиленно развивать земледелие. Съедобные злаки выращивали при помощи искусственного орошения. Так как не было тягловой силы, все работы производили вручную. Поэтому не полеводство, а огородничество было характерным для земледелия Центральной Америки на протяжении ряда веков.

Орудия древних земледельцев были только каменными и деревянными. Для различных поделок широко использовали кость и рога оленей. Самым распространенным материалом для изготовления орудий был обсидиан, которым так богата долина Мехико. Каждый кусочек минерала находил себе применение. Из него делали наконечники для стрел, лезвия для ножей, острые бритвы, широкие пластины для скребков. Другим распространенным материалом была застывшая лава. Из этого шероховатого, пористого вещества изготовлялись жернова и терки для размельчения зерен кукурузы. Топоры делались из твердых пород камня — порфира, нефрита. Изготовление их требовало много времени и напряженного труда, поэтому при раскопках они встречаются редко.

Дома древнейшего земледельческого населения Мексики не уцелели. Очевидно, они были построены из ивовых плетней, покрытых глиняной обмазкой; крыша же настилалась из тростника. Разумеется, такие постройки не могли сохраниться до нашего времени. Они быстро разрушались, не оставляя следов.

При раскопках несколько украшений грубой работы, изготовленных из раковин, были тщательно исследованы учеными. Оказалось, что ракушки, из которых были сделаны эти украшения, водятся только на побережье Тихого океана. Следовательно, первобытные земледельцы долины Мехико участвовали в торговом обмене с отдаленными южными районами. Племена, жившие на тихоокеанском побережье, доставляли им такие раковины.

У древних мексиканцев развит был культ богини плодородия. Нам неизвестно, как в глубокой древности называлась богиня плодородия, так как мы не знаем ни одного слова из языка древнейших обитателей Мексики. Археологи часто также находили статуэтки, изображавшие сидящего старца с опущенной головой. На голове и на спине у него чаши. Следы копоти и остатки смолистых веществ на их стенках заставляют предполагать, что в этих чашах сжигались благовонные смолы. Это древнее божество не утратило своего значения и в последующие века. Ацтеки знали его под именем «старого бога». Иногда его именовали «владыкой огня». Он олицетворял вулканические силы, так бурно проявляющие себя время от времени на всей территории Центральной Америки.

Религиозные церемонии часто происходили не в храмах, а на открытом воздухе. Около современного городка Куикуилко, рядом с остатками древнего поселения, археологи открыли массивный, овальной формы курган, сложенный из сырцовых кирпичей. Высота кургана достигает внушительных размеров - 18 метров. Его склоны выложены большими валунами. На плоскую вершину кургана можно было подняться по специально устроенному широкому скату. Но там никакого здания не было. На вершине находился только жертвенник. В дни религиозных празднеств народ собирался у подножия холма и смотрел на жертвоприношение, которое должно было обеспечить обильный урожай.

Неизвестно, по каким причинам эти древнейшие поселения были покинуты их обитателями. Возможно, что известную роль в этом сыграли действия вулканических сил. Раскопками установлено, что за несколько столетий до начала нашей эры произошло сильное извержение соседнего вулкана Шитли. Расплавленная лава залила огромную площадь. Цветущие поля превратились в бесплодную пустыню. Под слоем застывшей лавы было погребено несколько покинутых жителями селений.

Но одно из них, находившееся примерно в 75 километрах от места катастрофы и огражденное от расплавленной лавы озером Тескоко, не было покинуто. В преданиях и легендах ацтеков неоднократно упоминается таинственный народ тольтеков. Тольтеки были древнейшим населением мексиканской долины. Им приписывается открытие употребления металлов. Они считаются зачинателями архитектуры, скульптуры и живописи. И само слово «тольтек» на ацтекском языке значит: «строитель», «архитектор». Тольтекам, - говорится в ацтекских сказаниях, - обязаны все другие мексиканские племена достижениями культуры и искусства. Они обучили их возделывать сельскохозяйственные растения, строить прочные каменные здания, изготовлять ткани, высекать статуи и рельефы.

Археологические раскопки в долине Мехико помогли установить, что в этих легендах содержатся смутные отголоски подлинных исторических событий. В первые века нашей эры Теотиуакан - так называлось то поселение, которое уцелело от лавовых потоков Шитли — начал быстро развиваться. Его удачное местоположение привлекало новых переселенцев из других частей мексиканского плоскогорья. Создателей этого города и принято в современной науке называть именем таинственного народа ацтекских преданий - тольтеками. В самом деле, самобытная и высокая культура, созданная населением Теотиуакана, оказала большое влияние на культурное развитие других древнемексиканских народов. Следы этого влияния археологи находят почти по всей территории Центральной Америки.

В III-VI вв. обитатели Теотиуакана объединили все основные поселения Центральной Мексики. В тольтекском обществе к этому времени произошли значительные перемены. В результате имущественного расслоения появились богатые и бедные. Богатые поставили бедняков и зависимое от себя положение и захватили главные должности и племенном союзе. При военных столкновениях между племенами захватывались пленные. Их распределяли среди наиболее отличившихся в бою воинов. Пленных превращали в рабов, работавших на своих хозяев. Плоды их труда еще больше обогащали знать и увеличивали имущественную разницу между богатыми и бедными.

В IV в. Теотиуакан из маленького поселения превратился в крупнейший город. Территория его равнялась 750 га. Большинство зданий в этом городе было построено из каменных глыб, скрепленных между собой известковым раствором. Другие дома было построены из адобов - высушенных на солнце глиняных кирпичей. Когда был вскрыт гигантский комплекс зданий главного города тольтеков, ученые поняли, насколько справедливо древние народы Мексики называли обитателей Теотиуакана «строителями».

Два наиболее интересных памятника Теотиуакана - пирамиды Солнца и Луны. На самом доле это не пирамиды, в том смысле, как мы привыкли понимать это слово, говоря о гигантских усыпальницах египетских фараонов. Пирамиды Центральной Америки - это гигантские ступенчатые подножия для храмов, возвышавшихся на их плоской вершине. Лишь в редких случаях в толще пирамиды хоронили вождей племени или верховных жрецов.

Пирамида Луны возвышалась над городом на 42 метра. На ее вершине стоял храм, не сохранившийся до нашею времени, - очевидно, он был выстроен из дерева. Еще величественнее была пирамида Солнца, высота которой достигала 65 метров. Хорошо сказал об этих двух замечательных памятниках ацтекский летописец: «Они (пирамиды Солнца и Луны) подобны горам, и невозможно поверить, если кто-нибудь сказал бы, что они сделаны человеческими руками». И в настоящее время пирамида Солнца производит незабываемое впечатление. Если обойти и измерить четыре стороны ее основания, то получится внушительная цифра — около 240 метров. Пирамида делится тремя террасами на четыре постепенно уменьшающиеся части. Вес это гигантское сооружение было воздвигнуто из миллионов адобов. Затем стены облицевали тесаным камнем и покрыли штукатуркой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Падение Теночтитлана"

Книги похожие на "Падение Теночтитлана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ростислав Кинжалов

Ростислав Кинжалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ростислав Кинжалов - Падение Теночтитлана"

Отзывы читателей о книге "Падение Теночтитлана", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.