Елена Мычко - Поведение собаки. Пособие для собаководов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поведение собаки. Пособие для собаководов"
Описание и краткое содержание "Поведение собаки. Пособие для собаководов" читать бесплатно онлайн.
Это первая в России книга, написанная нашими учёными на такую сложную и многогранную тему, как поведение домашней собаки и биологические основы её дрессировки.
Здесь вы найдёте не только теоретические разработки проблемы, но и множество практических советов. Они помогут вам лучше понять собственную собаку и облегчат процесс дрессировки.
Для удобства читателей основные понятия физиологии и этологии даны в форме толкового словаря, где разнообразная терминология различных авторов, работавших в области поведения животных, приведена, как говорится, к единому знаменателю.
Книга является ценным пособием для тех, кто занимается собаководством или просто интересуется повадками и поведением собак и методами их дрессировки.
ПСЕВДОНАУЧЕНИЕ, ПСЕВДООБУСЛОВЛИВАНИЕ — усиление ответа на ранее неэффективный раздражитель в результате повторного его возникновения при действии другого стимула, с которым он не сочетался (Дьюсбери).
РАЗДРАЖИТЕЛЬ — факторы внешней среды и их изменения, которые оказывают на рецепторы влияние, выражающееся в изменении активности последних (Словарь физиологических терминов).
РАЗДРАЖИТЕЛИ ЗАВЕРШАЮЩИЕ — раздражители, возникшие в результате действий животного, прекращающие эти действия (Р. Хайнд).
РАЗДРАЖИТЕЛИ МОТИВИРУЮЩИЕ (СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩИЕ) — раздражители, непрерывное действие которых определяет специфическое состояние реактивности (Р. Хайнд).
РАЗДРАЖИТЕЛИ РАЗРЕШАЮЩИЕ (ВЫЗЫВАЮЩИЕ) — раздражители, вызывающие у животного специфическую реакцию (Р. Хайнд).
РАЗНОСТНЫЙ (ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ) ПОРОГ, ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ — величина, на которую надо изменить интенсивность стимула, чтобы вызвать другое ощущение (Д. Мак–Фарленд).
Минимальное различие между стимулами, необходимое для обеспечения разных реакций на эти стимулы (Словарь физиологических терминов).
РАСТОРМАЖИВАНИЕ (ДЕГАБИТУАЦИЯ) — внезапное восстановление исчезнувшей реакции в результате применения совсем нового (обычно очень интенсивного) стимула (Д. Дьюсбери).
РЕГРЕССИЯ — проявление у взрослого животного ювенильных форм поведения. У взрослых животных сохраняются, хотя и в скрытом виде, механизмы, контролирующие ювенильные виды активности. Они проявляются, когда возникают препятствия при осуществлении поведенческого акта, характерного для поведения взрослого (Р. Хайнд).
Кроме того, ювенильные формы поведения в норме входят в ряд лояльных демонстраций, в том числе в демонстрации просьбы и ухаживания (авторы).
РЕЛИЗЕРЫ — специальные сигналы животных, ключевые раздражители, автоматически вызывающие реакции у их сородичей. Термин часто употребляется К. Лоренцем применительно к его исследованиям инстинкта (Д. Шовен).
РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АКТ (РПА) — конкретная совокупность безусловных и условных рефлексов разной степени сложности, сложившаяся в течение жизни особи и осуществляемая в привычных условиях (авторы).
РИТУАЛИЗАЦИЯ — эволюционный процесс, в результате которого какая–либо форма поведения изменяется таким образом, что либо становится сигналом, используемым для общения, либо усиливает свою эффективность в качестве такого сигнала. В период перехода от первоначальной функции данной формы поведения к его новой сигнальной функции происходят количественные микроэволюционные изменения (например, изменения порога, частоты, скорости, выраженности или повторности действия) (Д. Дьюсбери).
Хайнд и Тинберген отмечают три особенности, характерные для ритуализации демонстративного поведения:
1. Развитие бросающихся в глаза структур.
2. Схематизация движений.
3. Эмансипация. В процессе ритуализации, по мере того как данная форма поведения начинает функционировать в новом контексте, она «эмансипируется», т. е. становится независимой от первоначального мотивационного контекста. Так, например, какая-либо демонстрация, возникающая на основе смещённой активности, проявляется уже не в конфликтных ситуациях, а в связи с ухаживанием или в каком-нибудь ином случае (Д. Дьюсбери).
СЕНСИТИЗАЦИЯ — увеличение силы ответа, первоначально вызывавшегося условным стимулом в результате сочетания последнего с безусловным стимулом и безусловным рефлексом. Она отличается от классического условного рефлекса тем, что здесь усиливается ответ, специфичный для условного стимула, а не для безусловного стимула (Д. Дьюсбери).
Под сенситизацией понимают и совершенно иное явление: обострение (усиление) чувствительности, являющееся результатом либо адаптации, либо создания оптимальных условий для восприятия конкретных раздражителей. Так, сенситизация наступает в результате темновой адаптации (Словарь физиологических терминов).
СЕНСОРНОЕ ПРЕДОБУСЛОВЛИВАНИЕ — два условных стимула (УС1 и УС2) применяются вместе много раз до того, как в опыт вводится безусловный стимул (БС). За совместным предъявлением УС1 и УС2 следует сочетание УС1 с БС. В заключительной части опыта измеряется сила условного рефлекса в ответ на УС2 (Д. Мак-Фарленд).
Из опыта следует, что для образования связи между двумя нейтральными стимулами нет необходимости в подкреплении.
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — под силой нервной системы понимается «работоспособность нервной системы», определяемая пределом возбуждения нейрона мозга и возможностью тормозного процесса купировать застойное возбуждение.
Сила нервной системы имеет значение и при выработке индивидуально приобретенных навыков. При легких условиях обучения, когда дни обучения чередуются с днями отдыха, между успехом обучения и силой нервной системы не наблюдалась положительная корреляция. Однако в более трудных условиях удавалось обнаружить положительную корреляционную связь (Л.В. Крушинский).
Сила нервной системы определяется как интервал между нижним и верхним порогом возбуждения (авторы).
СМЕЩЁННАЯ АКТИВНОСТЬ — поведение, наблюдаемое у животных в конфликтных ситуациях, никак не связанное ни с одной из конфликтных тенденций. Большинство видов смещённой активности представляет собой наиболее легко вызываемые и наиболее часто выполняемые животным поведенческие акты (Р. Хайнд).
По нашему мнению, смещённая активность возникает не только в конфликтных ситуациях, но и в результате нерешения задачи целиком или в какой–то ее части (см. фрустрация) (авторы).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи между ним и его окружением (авторы на основе Вулпи, Гинсбурга).
Социализация обладает чувствительными (критическими) периодами.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — лишение или резкое ограничение социальных контактов (авторы).
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ — присутствие или поведение другой особи повышает вероятность, степень проявления или частоту какой-либо формы поведения. Можно разделить на «эффект аудитории», когда «облегчающие особи являются пассивными наблюдателями» и «эффект совместного действия», когда обе особи участвуют в одном и том же поведении (Д. Дьюсбери).
Следует дополнить, что для видов, образующих сложные социальные структуры, социальное облегчение возможно только при наличии личного знакомства и доверия как в случае «аудитории», так и «сотрудников». Это верно и для очень близкого понятия ПОДРАЖАНИЕ (авторы).
СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСТРЕСС — один из видов эмоционального стресса, при котором в качестве стрессора выступает социальное окружение особи (избыточные либо неудовлетворяющие животное социальные контакты) (авторы).
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ — процесс получения социальной информации различными способами, напряжённость и знак социального контакта (положительный или отрицательный) зависят от его контекста и объёма полученной информации (авторы).
СПОНТАННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ — если после повторного стимула и привыкания к нему этот стимул больше не предъявляется, то реакция имеет тенденцию возобновляться при новом воздействии стимула. В определённых пределах можно утверждать, что, чем дольше стимул отсутствовал, тем более вероятно, что он снова вызовет первоначальную реакцию (Д. Дьюсбери).
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ — регулярная повторяемость поведенческих актов, в основе которой лежит минимизация расходования энергии при достижении определённой биологической потребности (А. Батуев).
Не путать со стереотипией — формой смещённой активности, когда стереотипизация происходит в неадекватном контексте (авторы).
СТИМУЛ — с точки зрения этологии сигнальный или «пусковой» раздражитель, высвобождающий стереотипные последовательности реакций путём воздействия на врождённые «разрешающие» механизмы, что приводит к растормаживанию поведения (Д. Дьюсбери).
Данное определение непротиворечиво, но слишком узко. За его рамками остаются стимулы, побуждающие животное находить решение впервые предъявляемой задачи. Стимул — раздражитель, отвечающий той или иной потребности и включающий конкретную мотивацию (авторы).
Стимул — агент внешней или внутренней среды организма, который, действуя на ткани или организм в целом, вызывает реакцию. По биологическому значению делятся на адекватные и неадекватные (Словарь физиологических терминов).
СТРЕСС–ФАКТОР — различные неспецифические раздражители, которые приводят к глубоким нарушениям регуляторных механизмов организма (Л.В. Крушинский).
СТРЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ — общая системная реакция организма, развивающаяся в ответ на действие стресс–факторов (стрессоров).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поведение собаки. Пособие для собаководов"
Книги похожие на "Поведение собаки. Пособие для собаководов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Мычко - Поведение собаки. Пособие для собаководов"
Отзывы читателей о книге "Поведение собаки. Пособие для собаководов", комментарии и мнения людей о произведении.