Надежда Максимова - Код Андрея Рублева

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Код Андрея Рублева"
Описание и краткое содержание "Код Андрея Рублева" читать бесплатно онлайн.
Умеем ли мы видеть, а не просто смотреть? Умеем ли понимать то, что когда-то сочли очевидным?
Школьник из Мурманска приезжает в Москву, и тут его ждут события, которые в конечном итоге полностью изменят его мировоззрение.
Ему придется научиться разгадывать загадки древних икон, познать тайны русских боевых искусств, сражаться со скинхедами, путешествовать, совершать чудеса… А потом узнать о себе нечто потрясающее и под конец разрешить самый главный вопрос: как же теперь жить, если по-старому жить уже никак не получается?..
Иван поймал вопросительный взгляд собеседника и снисходительно пояснил:
— У Носовского и Фоменко.
— А как насчет географии? Боголюбский — это Владимиро-Суздальская Русь, а Христос — это Иерусалим и Палестина. Довольно далеко, не находите?
— Ну, во-первых, князь — это вам не крестьянин, который никогда не удаляется от своей пашни. Правитель достаточно свободен в перемещениях, и не обязан сидеть в своем уделе, как вбитый гвоздь.
Кроме того, в Евангелиях подробно описаны только детство Христа, а потом сразу его вход в Иерусалим и три года, которые он провел там. Таким образом, имеем серьезный пробел в жизнеописании, что породило различные версии о «потерянных годах Иисуса». Некоторые исследователи даже утверждают, что эти неизвестные «потерянные» годы Христос провел в Индии.
— А вы, конечно, считаете, что Индия или точнее ИндЕя — это Россия.
— Кхм, — раздельно произнес Иван. — Да, мы так полагаем. Но доказывать это я вам не буду — все уже сделано Носовским и Фоменко и другими исследователями, в частности Георгием Михайловичем Герасимовым. Мы лично не намерены бесконечно повторять то, что уже сделано до нас предшественниками. Мы намерены идти вперед.
— Сильное заявление, — заметил мой одноклассник.
Иван не ответил, но сделал морду лица в том смысле, что «А вы как думали!»
— Ну что же, — сказал работодатель и заказчик, откидываясь на спинку кресла. — Я думаю, пришло время выслушать ваши впечатления и предположения, которые по тем или иным причинам не вошли в отчет. Вы ведь наверняка задавали себе вопрос: а почему собственно сугубо христианским рельефам Дмитриевского собора приписывают какой-то непонятный языческий смысл? Я прав?
— Безусловно правы, — принял эстафету безукоризненно вежливый Али. — Мы предположили, что причина — в церковной реформе, проведенной во времена первых Романовых, то есть в XVII веке.
Официальной датой постройки Дмитриевского собора считается 1197 год, а значит он заведомо должен был нести в себе черты дореформенного христианства. То есть то, что в ходе реформы было отменено, заменено или уничтожено.
— Продолжай.
— Мы предположили, что изначально иконостасом служили не внутренние стены храма, а его внешние поверхности. И богослужение проходило не внутри, а вокруг священный место. Возможно, отголоском этого является то, что и до сих пор пасхальное богослужение — богослужение в честь Иисуса, начинается крестным ходом вокруг храма и затем молитвами перед закрытый дверями.
Кстати мы, в ходе фотографирования и изучения рельефов на стенах собора, фактически совершили крестный ход.
— Хм… Но зачем проводить богослужения на улице, если имеется готовый храм?
— О, это отдельная большая история, — вступил Иван. — В Интернете мы нашли статью некого А. Денисенко. Он рассматривает технологию построения собора, с точки зрения инженера-строителя. И приходит к выводу, что архитектура любого действительно старинного собора на Руси организована так, словно внутри, в самом центре, должен был гореть священный огонь.
Денисенко пишет, что «первая, лежащая на поверхности мысль при попытке обосновать конструкцию белокаменного храма — дымоход! Большая высота, сужение кверху, отверстия в верхней части, перекрытие металлическим «навесом», скругленные своды, пустое пространство в центре пола — ну, чем не очаг!»
Кстати, в России известно множество так называемых «Печерских» монастырей. Так может слово «печера» означает не «пещера», а «печура», «печь»?
— В Библии, в книге пророка Даниила, — деликатно добавил Али, — есть эпизод с тремя отроками. Стих 23: «три мужа — Седрах, Мисах и Авденаго, — упали в раскаленную печь. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа».
Далее в Библии приводится длинная молитва, которую провозглашали эти три мужа. Возможно, это описание древнего богослужения. Дмитриевский храм — не очень велик. И если его центр занимал священный огонь, то священники еще могли находиться внутри, а мирянам лучше было оставаться снаружи. По крайней мере до тех пор, пока огонь не прогорит.
— Так, стоп, — сказал Егор Николаевич. — По-вашему получается, что древнее, дореформенное богослужение — суть хороводы вокруг костра. Вам не кажется, что это нечто слишком уж языческое?
— Ну и что? Просто из нашей теории следует, что христианство не было навязано Руси извне (как и пресловутая нормандская теория), а имело в нашей стране естественные народные корни.
— Хм, хм… А как насчет фресок? Разве пламя, разведенное в центре храма, не закоптило бы стены?
— Закоптило бы, — охотно согласился Иван. — Скажу больше: во многих древних храмах на стенах действительно обнаруживают следы копоти. Но объясняют их то древним пожаром, то татаро-монгольским нашествием, то еще каким-нибудь форс-мажором…
Мы же считаем, что это просто следы древнего богослужения. Когда в храмах возжигали живой огонь.
Что же до фресок, то это, вероятнее всего, достаточно позднее изобретение. Во всяком случае, известно множество церквей, в которых, как пишет Денисенко, «так и не была исполнена фресковая роспись интерьера». К ним относится и церковь Покрова на Нерли, например…
— Однако насколько я помню, внутри Дмитриевского собора фрески все-таки имеются, — возразил бывший Жора. — Причем не абы какие, а самого Андрея Рублева.
— Рублев жил в XV веке, — отмахнулся Иван. — Значит, пару сотен лет новопостроенный храм стоял без всяких росписей. Не думаете же вы, что все это время он не использовался для богослужений?
— Но фрески вы осмотрели?
— Разумеется!
— Они занимают небольшую площадь, — заметил Али, — но очень интересны. В частности, на южный стене мы увидели изображение святого, который держит на коленях мальчика.
Лоно Авраамово
— Вот как? Любопытно.
— В памятке, купленной в соборе, мы прочли, что это Ибрагим и его сын Исмаил.
— Авраам и его сын Исаак, — перевел я.
— Ага, — уяснил себе мой одноклассник, взглянув на Али как-то по-новому. — Ибрагим, значит.
— Важно то, — невозмутимо продолжил восточный мальчик, — что существовал, оказывается канон, по которому святого могли изображать с сыном на руках.
Вернувшись домой и порывшись в книгах, мы обнаружили еще одну икону, с подобным сюжетом. На ней запечатлен бог-отец, который держит на коленях мальчика Христа. А из груди Христа вылетает голубь — святой дух.
Я без суеты извлек принесенную с собой книгу и выложил ее на стол, раскрыв на нужной странице.
— Налицо несомненное сходство изображения. Основное различие — цвет одежды. Бог-отец, как видите, в белом, а Авраам — в фиолетовом.
«Отечество с избранными святыми»
— Умгу, — сказал Егор Николаевич, тщательно изучив предложенные картинки. — То есть вы полагаете, что на Рублевской иконе «Спас» Христос действительно мог быть изображен с ребенком. Хм… А кстати, у Андрея Боголюбского были дети?
— Мы нашли упоминание о двух сыновьях. О Мстиславе, который водил, как сообщают летописи «огромные рати отца». И о малолетнем Михаиле. Летописи в дальнейшем утверждают, что «род Андрея пресекся». Но если Мстислав был достаточно взрослым, чтобы командовать войсками, то вполне мог иметь и детей.
— Умгу, — снова произнес хозяин кабинета. — И как бы вы оценили вероятность того, что потомки Христа до сих пор живут среди нас? И, если они существуют, какова вероятность отыскать кого-либо?
— Ну, вероятность это такое понятие, — задумчиво сказал я, — для которого значение «ноль» является не правилом, а исключением.
Вероятность есть. И хотя я оцениваю ее как исчезающее малую величину, шанс все-таки имеется. Примерно один из 150 миллионов.
— Ты меня успокоил, — отреагировал бывший Жора. — Живой бог — это та еще беда. Даже страшно представить какие последствия может вызвать находка такого рода. Так что если, упаси бог, отыщете кого-нибудь — не болтайте языком. Чем меньше людей об этом узнает, тем лучше.
— Да мы вообще не собираемся никого искать, — заверил я со всей искренностью. — Что за бредовая идея! Вероятность вероятностью, но я просто не верю, что у Христа могут быть потомки.
— Ты-то не собираешься. А вот у мальчишек, как я вижу, глазки горят. Ну да ладно, — тут он слегка прихлопнул ладонью по столешнице и встал. — Оставляйте мне все материалы. Будет время, я их изучу. А вам предлагаю на следующей неделе прокатиться в Богородск. Я по делам еду в Нижний Новгород, могу захватить и вас. Богородск там рядом.
— А зачем нам в Богородск? — не утерпел, выскочил с вопросом Иван.
— Выясните, какой бог там родился.
Глава 7
БОГОРОДСК, город в Российской Федерации, Нижегородская обл., расположен в 8 км от пристани Дуденево, на автодороге Нижний Новгород — Муром, в 43 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Железнодорожная станция Кожевенное. Районный центр. Население 36,7 тыс. человек (2001). Основан в 1570. Город с 1923.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Код Андрея Рублева"
Книги похожие на "Код Андрея Рублева" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Максимова - Код Андрея Рублева"
Отзывы читателей о книге "Код Андрея Рублева", комментарии и мнения людей о произведении.