Надежда Максимова - Код Андрея Рублева

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Код Андрея Рублева"
Описание и краткое содержание "Код Андрея Рублева" читать бесплатно онлайн.
Умеем ли мы видеть, а не просто смотреть? Умеем ли понимать то, что когда-то сочли очевидным?
Школьник из Мурманска приезжает в Москву, и тут его ждут события, которые в конечном итоге полностью изменят его мировоззрение.
Ему придется научиться разгадывать загадки древних икон, познать тайны русских боевых искусств, сражаться со скинхедами, путешествовать, совершать чудеса… А потом узнать о себе нечто потрясающее и под конец разрешить самый главный вопрос: как же теперь жить, если по-старому жить уже никак не получается?..
— О чем?
— Ну ты видишь, вот этот ряд фигур. Смотри, точь-в-точь как на соборе Нотр Дам в Париже.
— М-м…
— Да не тупи! Видел же в Интернете изображения. На фасаде Собора Парижской богоматери над арками главного входа расположен скульптурный ряд королей, в разное время правивших Францией.
Значит, по аналогии, этот ряд фигур — священнослужители и князья в разное время правившие Россией.
— Аналогия кривая.
— В смысле?
— Собор Парижской богоматери — 14-й век. А здесь — конец 12-го.
— Я про то и говорю, — кивнул Иван. — Идею они у нас откровенно слямзили. Но интересно другое: личности этих наших святых как-то идентифицированы? В смысле, мы знаем, кто они?
Али пристально вгляделся в фигуры.
— Лица у всех разный. Одежда разный.
— И над головами изображения — типа гербы — разные. И в руках у них разные предметы. У большинства крест, вон у того, справа, — кадило, а вон у этого — свиток.
Они стояли, задрав головы, изучая фигуры северного фасада.
— В центре, смотри, — человек с книгой. По композиции очень похоже на иконы, где Христос восседает на троне. Кстати, тут и трон изображен, и под ногами этакий ромбик имеется, как на иконах.
— Смотри правее. Через одного — интересный фигура. Видишь, над головой орел — почти, как ваш герб. Только одноглавый.
— Ага. А все вместе это напоминает деисусный ряд на алтаре. В центре, как будто Иисус, справа Иоанн Креститель. Гляди, какая у него одежда — по-моему на самом деле изображена звериная шкура — непременный атрибут Крестителя. К тому же он босой — единственный среди всех фигур… А вот слева скульптура не очень понятная. По смыслу тут должна быть дева Мария… Хотя, при некотором желании можно представить, что изображена как раз женщина с завернутым в ткань младенцем. В общем, очень похоже на деисусный ряд.
— Апостолов двенадцать, — резонно заметил Али. — А фигур десять.
— Э, гляди-ка, у самого левого над головой тоже орел, как на гербе.
— Предлагаю, давай все заснимем, потом распечатаем, разложим на столе и будем изучать.
— Давай. Ты — видео с максимальным увеличением, а я — фото с общими планами. Чтобы потом не перепутать где что видели и где какая фигура, ага?
Али молча кивнул, и некоторое время оба сосредоточенно возились с аппаратурой.
— Слышь, а ты заметил? — сказал, наконец, Иван, опуская затекшие от долгого напряжения руки.
— Что?
— Картинки на самом верху, прямо под крышей, расположены вполне осмысленно. Например, вверху слева — сцена, сильно напоминающая поклонения волхвов. Изображена фигура с ребенком на коленях, и по две склонившиеся фигуры с обеих сторон.
— Волхвов было, вроде бы, трое…
— Ну, может это поклонение пастухов. Их число не определено.
— А что в центре?
— Некто на троне. Что-то вроде царства божия, где даже звери живут в мире. Видишь тут львы, птицы, все собираются к престолу э-э… Ну, в общем, к какому-то престолу. Надо, блин, спросить бы у кого-нибудь. Или хоть путеводитель купить. Как думаешь, здесь где-нибудь продают путеводители?
Али пожал плечами.
— Ну и справа под крышей три каких-то фигуры. У них над головами три птицы и под ногами три птицы. Символика непонятна, ничего предположить не могу.
— Может это символ Троицы?
— Гадать можно сколько угодно. Это не наш путь.
— Да?
— Да! Артем сказал: «Ищите все необычное». Вот и пойдем.
— В смысле дальше?
— Почему нет?
Переместившись к западному фасаду, мальчики повторили трудоемкую процедуру подробной фиксации на цифровые носители всех деталей белокаменного декора храма.
— Ну как? — спросил Иван, снова первым завершив съемку.
— Есть несколько деталей.
— Например?
— Например, здесь в скульптурном ряду над центральным входом не десять фигур, а только девять. Причем в центре — птица, напоминающая одновременно и Солнце, и голубя, которым обычно обозначают святой дух.
— Интересно. На северном фасаде в центре был человек, похожий на Христа. То есть бог-сын. Здесь — голубь, который святой дух. Тогда на южном фасаде должен быть бог-отец, то есть Саваоф.
— Ну не знаю…
— А чего? Сейчас сбегаем, проверим!
— Погоди. Тебе не кажется странным, что по твоей версии бог оказывается в одном ряду с людьми? Пусть со святыми — они все с нимбами, но все-таки с людьми, а?
Иван с чувством почесал в затылке.
— Э-э… Ну, вообще-то, Христос — это земное воплощение бога. Сын человеческий. То есть он реально ходил по земле, лечил, утешал, помогал. И женщина у него была. И, судя по тому, что мы обнаружили на Рублевском Спасе, возможно был даже ребенок… То есть Христос — достаточно земной, чтобы его изобразить в одном ряду.
И заметь, если опять-таки верить Фоменко, то владимирский князь Андрей Боголюбский — это как раз Христос. А значит у него здесь были родственники. Получается, что изображение Христа и князей, как равных, допустимо и даже логично. Они родственники. Согласен?
— Не знаю. Вам, христианам, виднее.
— Сделай лицо попроще. И лучше скажи, ты знаешь, что такое палетка Нармера?
— Типа ты умный, да?
— Типа я серьезно спрашиваю.
— Нет, не знаю.
— Палетка — это такая штука из камня — небольшая фигурная табличка, на обеих сторонах которой вырезаны рельефы. Считается, что на ней символически изображено очень важное событие — объединение фараоном Нармером (или в другом прочтении Менесом) Верхнего и Нижнего Египта.
«Палетка Нармера»
— И что?
— Эта палетка знаменита настолько, что ее приводят в каждом иллюстрированном учебнике по древней истории.
— И что?
— А то, что на палетке символ объединения изображен как два зверя с длинными переплетенными шеями.
— И что?
— Тебя заклинило? Посмотри вон слева вверху — две птицы с переплетенными шеями. Очень сходная символика.
— Угу.
— Чего угу?
— Не понятно к чему ты хочешь пристегнуть этот символ. К объединению чего с чем?
— Я не собираюсь ничего никуда пристегивать. Просто отмечаю, что здесь и на палетке Нармера сходная символика.
— Ну да. Там звери, тут птицы…
— Пошел на фиг! — раздельно и с чувством произнес Иван. — Артем сказал: «Ищите необычное». Такие птицы с шеями — это необычно. Или нет?
— Необычно, — согласился Али.
— Что и требовалось доказать.
Перешли на южный фасад. Здесь было солнечно и потому празднично. На смотровой площадке, нависающей над самым обрывом, резвилась группа младших школьников, выведенная на экскурсию. Их мамы и папы фотографировали собор и были единственными, кто хоть как-то слушал экскурсовода. Детишки просто шумно наслаждались прогулкой и природой, время от времени оглядываясь на старших и делая на минуту внимательные мордочки.
Иван, демонстративно поднимая в рабочее положение фотоаппарат, первым делом посмотрел в центр фигурного ряда над главным (и, кстати, гостеприимно открытым) входом в храм.
Здесь обнаружилась скульптура, которую при желании можно было принять за Саваофа. Но в глубине души Иван признавал, что Али прав. Бог в одном ряду с людьми… это слишком самонадеянно. Даже кощунственно.
Тем более, что некстати вспомнилась подробность о палетке Нармера. Там все фигуры были изображены в разном масштабе. Фараон — гигант, жрецы — в половину его размера, знаменосцы — еще вдвое меньше. А тут все одного роста, как равные… Не, не может быть.
К счастью, вверху слева обнаружилась рельефная картина, которая привлекла его внимание. И он забыл о злосчастной идее с Саваофом.
Изображена была сцена крещения. С облака бог-отец ниспускал вниз, на землю свой дух в виде голубя-Солнца. Под ними склонившийся Христос принимал крещение от Иоанна Крестителя, а справа и слева композицию завершали фигуры двух благословляющих архангелов.
Переместив взгляд к центру, Иван разглядел человека с развернутым свитком, поднявшим правую руку в благословляющем жесте. Интересно, что над ним были видны рельефы с изображением двух людей поменьше. Композиция живо напомнила иконы из серии «Спас в славе», где в центре изображался Христос на троне, а в четырех углах — четыре евангелиста: Иоанн, Марк, Лука и Матфей. Здесь правда фигур, похожих на евангелистов было всего две. Но может остальные не уцелели? Свободного места вокруг достаточно…
Иван подумал и решил, что не будет сообщать Али о своих идеях. Тот уже продемонстрировал душевную черствость и нежелание разделять энтузиазм младшего соратника. Не стоило подставляться еще раз.
В самой правой части, как бы завершающей смысловую композицию, Иван углядел нечто, что обычно именовалось «Полет Александра Македонского на грифонах». Когда-то в школе учительница рассказывала об архитектурных шедеврах России и показывала этот рельеф на картинке. Иван тогда, помнится, очень удивлялся объяснениям. Непонятно было: зачем на христианском храме изобразили Александра Македонского, который, кстати, жил до Христа, и, стало быть, являлся язычником. И с какой стати великому полководцу вздумалось летать на грифонах? А если и числился за ним такой грех (например, после затяжной пирушки), то какой гад запечатлел его в столь непотребном виде?..
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Код Андрея Рублева"
Книги похожие на "Код Андрея Рублева" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Максимова - Код Андрея Рублева"
Отзывы читателей о книге "Код Андрея Рублева", комментарии и мнения людей о произведении.