А. Донец - Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике"
Описание и краткое содержание "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена анализу тибетоязычной схоластической литературы философских факультетов буддийских монастырей Центральной Азии и представленной в ней тибето-монгольской интерпретации доктрины зависимого возникновения. Определяются принципы, на которых базируется эта литература, разрабатывается методика изучения конкретной тематики, устанавливается интегральная концепция зависимого возникновения. В приложении даются переводы с тибетского языка Сутр и произведений Нагарджуны, Буддхапалиты, Цзонхавы и Жамьян Шадбы, терминологический словарь.
Книга может оказаться полезной для тибетологов, буддологов, философов, педагогов и историков культуры.
Иногда говорят, что двенадцать членов зависимого возникновения сводятся к четырем ключевым факторам. В Сутре «Вопросы старицы» сказано: «Аналогично, сестра, все дхармы обусловлены грешным деянием. Так, если имеются эти дхармы – неведение, жажда, деяние и сознание, то имеют место и рождение, и смерть» [Вопросы старицы, л. 3]. Так же говорит и Цзонхава: «Сеятель – неведение бросает в поле – сознание семя – карму, которое, увлажненное водой жажды, выпускает росток психофизического во чреве матери» [Чже Цонкапа, 1995, с. 84].
В «Абхидхармакоше» имеется подразделение двенадцати членов зависимого возникновения на относящиеся к трем жизням:
«В пределах предшествующего и последующего – по два,
В средней полной реализацией обладают восемь»
Два первых члена Васубандху относит к прошлой жизни, два последних – к будущей, остальные – к теперешней.
4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУСЛАВЛИВАНИЯ ДВЕНАДЦАТИ ЧЛЕНОВ ЗАВИСИМОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Хотя у первонакопления деяний, осуществляющих забрасывание, имеется много всевозможных причин – желание пребывать в теперешнем блаженстве, желание обрести блаженство в будущем, но их корнем является «взгляд на совокупность разрушимого» – мысль: «Я. Мое». Если его нет или не подчиняются ему, то не происходит первонакопления деяний, осуществляющих забрасывание. Поэтому главная причина – неведение. Чтобы поняли это, говорит Суматишилабхадра, в Сутре сказано:
«По причине неведения – санскары»
[Суматишилабхадра, л. 26].Аналогично, хотя у воплощения сознания – виджняны имеются и другие причины – клеши, сознание – читта и психические элементы – чайтта, но главной является деяние санскары, осуществляющее забрасывание. Основная причина образования психического и физического – мано-виджняна. Суматишилабхадра высказывается по этому поводу так:
«Каждый предшествующий [член] является главной причиной каждого последующего… Хотя имеется много условий, действующих вместе с причиной каждого из них, но поскольку [они] не являются главными, то и не называются»
[Там же].Приведенная характеристика обуславливания (rkyen du 'gyur ba'i tshul) членов односторонняя, поскольку описывает обуславливание только в обычном порядке возникновения стороны полного осквернения, который предназначен для демонстрации истины страдания. Не дается характеристика обуславливания членов в порядке реализации одного цикла зависимого возникновения. Не указывается, чем обуславливается неведение и что обуславливается старостью и смертью. Не вскрывается с достаточной полнотой все многообразие взаимоотношений между членами.
Интересную характеристику обуславливания членов приводит Гедун Дандар:
«Способ обуславливания членов существует, поскольку предшествующие члены, являющиеся обладателями рупы, служат «причина-условиями» и «хозяин-условиями» последующих, являющихся обладателями рупы, и поскольку предшествующие члены, являющиеся сознанием, служат «причина-условиями» и «сразу-после-того-условиями» последующих; предшествующие [члены] зависимого возникновения, обладающие рупой, служат соответствующими «хозяин-условиями» и «объект-условиями» последующих членов, являющихся сознанием; предшествующее [члены] зависимого возникновения, являющиеся сознанием, служат «причина-условиями» последующих [членов] зависимого возникновения, являющихся обладателями рупы»
[Гедун Дандар, 1, л. 7].Выражение «gzugs can du gyur ba'i yan lag» буквально обозначает «член, ставший обладателем рупы», а выражение shes par gyur pa'i yan lag – «член, ставший сознанием [психическим]». Первое обычно означает телесное, а второе – психическое. Но двенадцать членов зависимого возникновения не подразделяются на психическое и телесное.
К тому же, как определить тогда четвертый член – психическое и физическое? Если речь идет о членах, относящихся к двум низшим Мирам, обладающих рупой, и относящихся к Миру Бесформенного, то в отношении Мира Бесформенного обычно употребляется другой термин – gzugs med. Никаких пояснений Гедун Дандар не дает, а другие авторы вообще не упоминают об этом.
4.3. ФУНКЦИИ ДВЕНАДЦАТИ ЧЛЕНОВ ЗАВИСИМОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Члены зависимого возникновения выполняют два вида функций (byed las): сходную ('dra ba) и несходную (mi 'dra ba). Сходная состоит в том, что каждый предшествующий член порождает каждый последующий. О несходной Майтрея пишет в «Мадхьянта-вибханге»:
«Поскольку затемняет и поскольку сажает,
Поскольку приводит и поскольку полностью получает,
Поскольку завершает и поскольку обладает,
Поскольку вкушает и поскольку собирает,
Поскольку присоединяет и поскольку реализует,
Поскольку страдание, мучительное существование»
«Первый член затемняет восприятие объекта вообще и истинной сущности – отсутствия Я, в частности, второй сажает семя следующего существования, третий приводит в следующее существование, четвертый осуществляет получение скандх полного созревания следующего существования, пятый завершает процесс образования и получения скандх полного созревания следующего существования, шестой, опираясь на соединение трех – объекта, индрии и сознания, осуществляет благодаря собственной силе обладание изменением объекта, седьмой осуществляет благодаря собственной силе переживание трех – приятного, неприятного и нейтрального, восьмой осуществляет собирание скандх полного созревания следующего существования, девятый осуществляет присоединение к следующему существованию снова, десятый осуществляет реализацию следующего существования, одиннадцатый и двенадцатый вызывают страдание индивида, имеющего их в своем потоке»
[Гедун Дандар, 2, л. 17].В Сутре «Десяти ступеней» говорится:
«При этом неведение пребывает в двух действиях: полностью помрачает видение живых существ и являет причину реализации санскары. Санскары тоже пребывают в двух действиях: вызывают полное созревание будущего и являют причину реализации виджняны. Виджняна тоже пребывает в двух действиях: осуществляет воплощение [в новое] существование и являет причину реализации психического и физического. Психическое и физическое тоже пребывают в двух действиях: создают взаимополагание и являют причину реализации шести аятан. Шесть аятан тоже пребывают в двух действиях: являют полное раскрытие своих объектов и являют причину реализации соприкосновения. Соприкосновение тоже пребывает в двух действиях: создает достижение [контакт] видимого и являет причину реализации ощущения. Ощущение тоже пребывает в двух действиях: создает переживание приятного, неприятного и свободного от обоих и являет причину реализации жажды. Жажда тоже пребывает в двух действиях: вызывает сильное влечение к предмету желания и являет причину реализации приверженности. Приверженность пребывает в двух действиях: [первое] подобно вышеупомянутому, [а второе] являет причину реализации становления. Становление тоже пребывает в двух действиях: вызывает пребывание другого потока бытия и являет причину реализации рождения. Рождение тоже пребывает в двух действиях: [первое] подобно упомянутому выше, [а второе] являет причину реализации старости и смерти. Старость тоже пребывает в двух действиях: вызывает изменение [ослабление] органов чувств [и ума] и являет причину встречи со смертью. Смерть соответственно тоже пребывает в двух действиях: вызывает разрушение санскары и являет причину непрерывания потока совершенного незнания»
[Чандракирти, 1912, с. 188-189].4.4. СХОДСТВО-СООТВЕТСТВИЕ СТУПЕНЕЙ ДВЕНАДЦАТИ ЧЛЕНОВ ОДНОГО ЦИКЛА ЗАВИСИМОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
По мнению буддистов, наш отдельный четырехматериковый мир, носящий название Саха, делится на три Мира (khams) – Мир Желаний, Мир Форм и Мир Бесформенного, которые подразделяются на девять ступеней (sa) следующим образом: к первой ступени относится весь Мир Желаний с его двадцатью местопребываниями (восемь пар адов, местопребывания претов, животных, людей четырех материков и шесть небес), четыре следующих ступени относятся к Миру Форм и соответствуют четырем дхьянам (bsam gtan), причем к каждой из трех первых дхьян относится по три местопребывания богов Мира Форм, а к четвертой дхьяне – восемь местопребываний, четыре же последующие ступени относятся к Миру Бесформенного и соответствуют четырем самапатти (snyoms 'jug), на каждое из которых приходится по одной аятане, местопребывание же последней из них называется Вершиной мира (srid rtse) [Васубандху, 1980, с. 3-5; Агги Ванчуг, с. 34-36].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике"
Книги похожие на "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Донец - Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике"
Отзывы читателей о книге "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике", комментарии и мнения людей о произведении.