Сборник - Фантастика, 1985 год

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фантастика, 1985 год"
Описание и краткое содержание "Фантастика, 1985 год" читать бесплатно онлайн.
Традиционный сборник новых произведений советских и зарубежных фантастов. Наряду с научно-фантастическими рассказами и повестями в книгу включены статьи и очерки о развитии науки, о новых гипотезах.
Я уже говорил, что по степени насыщения вычислительной техникой Пояс превосходит все остальные места Солнечной системы. С помощью всеохватывающей компьютерной сети ИНИКС здесь можно решать самые сложные задачи. Одной из таких задач является прогнозирование катастроф и их последствий.
Машине при этом сообщается перечень угрожающих факторов, и она, общаясь с ИНИКСом, разрабатывает сценарии событий, которые могут последовать при той или иной стратегии поведения. Так, если орбиты астероидов известны, можно рассчитать, где и когда произойдет очередное катастрофическое столкновение этих многокилометровых каменных глыб, куда полетят осколки и какой вред они причинят, пронизывая населенные участки Пояса. Разумеется, в один прекрасный день нашлись умники, которые решили: а почему, собственно, следует начисто предотвращать катастрофу! Почему бы не дать ей осуществиться по относительно безопасному, но достаточно эффектному варианту? Выходцы с Земли всегда были одержимы манией наблюдать что-нибудь щекотливо-остренькое - от банальной катастрофы до взрыва всего астероида; следовательно, Пояс Астероидов, где все время что-нибудь случается, просто рай для тех, кто обожает глазеть на пожар, оставаясь при этом на улице. Многие серьезно верят, что можно запросто войти в историю, будучи свидетелем гибели “Титаника” или покушения на жизнь папы римского; этим людям не дают покоя лавры далласского обывателя Эйба Запрудера, которому посчастливилось заснять своей любительской кинокамерой момент убийства президента Кеннеди.
Спрос, как известно, рождает предложение. Оказалось, что Пояс Астероидов - этот огромный естественный полигон разнообразнейших катастроф - можно показывать за деньги. Вся проблема состояла лишь в том, чтобы в нужное время собрать зрителей в нужном месте. Получая информацию через ИНИКС, сделать это было не так уж трудно: в оперативной памяти сотен компьютеров, составляющих ИНИКС, в этом коллективном мозге Пояса, на каждый момент времени отражается все его состояние - достаточно полное и подробное для того, чтобы выбрать даже не одну, а несколько точек пространства, где можно наблюдать разгул стихий, не боясь испачкать жилетку.
Первые “мыльные клубы” возникли на пассажирских кораблях, совершающих круизные рейсы внутри Пояса. Наряду с “омолаживающим воздействием невесомости”, “космическим загарам” и “психотропным влиянием космоса” реклама обещала “присутствие при настоящем приключении”, о котором-де не стыдно будет рассказать потомкам. Конечно, одним присутствием дело не ограничилось; кое-кому захотелось участвовать в приключениях. Была разработана шкала, по которой измерялась степень риска для участвующих в том или ином сценарии, а соответственно ей и такса. Чем выше была степень катастрофизма, тем дороже стоила гарантия безопасности.
Надо сказать, сценаристы “мыльных клубов” не особенно утруждали свою фантазию, в ход шли надежные старые рецепты, отработанные романистами и кинорежиссерами еще в прошлом веке. Балуанг, например, начал с буквального повторения фильма “Ад в поднебесье”, заменив лишь пожар в небоскребе пожаром на космической станции. Когда ему пришла в голову эта мысль, он через свой компьютер на Мидасе сделал ИНИКСу запрос: где из числа станций наиболее вероятен пожар? Оказалось, что буквально на волоске держится старая, до предела изношенная межпланетная станция “Уникорн-VI”…
Балуанг собрал и доставил туда, зафрахтовав корабль, около ста пятидесяти человек. Персонал станции, конечно, знал, какая опасность угрожает, полным ходом шел ремонт, но никто, кроме ИНИКСа и Балуанга, не знал, что пожар может начаться а любую минуту при малейшем нарушении гравитационного баланса. Это и произошло, когда к “Уникорну-VI” причалил многотонный лайнер с туристами на борту.
В подобных акциях заключается основной вред, наносимый, “мыльными клубами”: они провоцируют катастрофы. Там, где при шатком равновесии стабилизирующих и деструктивных факторов происходит вмешательство “мыльного клуба”, дело неизменно заканчивается бедствием. При всем том привлечь провокаторов к ответственности практически невозможно, ибо в роли главного режиссера каждого катастрофического сценария выступает ИНИКС - единый в сотнях лиц, вездесущий и неуловимый. Каждый компьютер, входящий в ИНИКС, “знает” лишь ничтожную часть того, чем располагает интегральный интеллект системы; единственное место, где можно обнаружить кое-какие явственные следы, - это память компьютера, через который производился ввод данных в сеть ЭВМ, то есть, грубо говоря, “делался заказ”. Но машинную память нетрудно освободить от компрометирующих сведений, а, кроме того, память компьютера - это святая святых, и, чтобы получить доступ к ней, нужны очень веские основания. Словом, в рамках существующих международных законов борьба с “мыльными клубами” очень затруднена; необходимы законы специальные.
Об этом в последнее время говорят все чаще, ибо “мыльные клубы” наносят не только материальный вред. Не менее велик вред моральный. В сегодняшних “мыльных клубах” эксплуатируются не только стремления астероидов испытывать “настоящее”, но лично для него неопасное “приключение”, но и его неуемная тяга к “красивой жизни”, к умилительным сценам, полным чувствительности и “неизъяснимого благородства”. Что касается ужаса, то Пояс всегда был чрезвычайно богат ими; смех и жалость устроителям “мыльных клубов” пришлось специально организовать. Тут пригодился опыт телевидения.
Однако “мыльную оперу” можно смотреть или не смотреть, а в “мыльном клубе” на астероиде люди живут внутри самой постановки, внутри тщательно организованной и рассчитанной компьютерами пошлятины, которую никак нельзя отличить от подлинной, естественной жизни. Единственное, что, пожалуй, можно сделать, - это эстетический анализ. Разрабатывая сценарии, которые потом становятся жизнью, компьютеры, как правило, пользуются ходовыми сюжетами поп-культуры. Человеку эрудированному и обладающему развитым вкусом нетрудно почувствовать в жизни, которую организует “мыльный клуб”, явственный привкус китча.
Так, несколько лет назад во время круизного рейса лайнера “Орион” к Марсу в одну пассажирку - очаровательную девочку двенадцати лет - “вселился дьявол”. Она вдруг начала бегать по кораблю голой, дико выть и хохотать, с нечеловеческой силой вырываться из рук пытавшихся ее удержать и сыпать отборной руганью, как пьяный матрос. Врачи были бессильны; лишь время от времени, когда им удавалось ввести ей транквилизаторы, девочка засыпала, а потом буйствовала снова. Интеллигентные туристы, конечно, избегали этих сцен, зато обывательская публика была шокирована, возбуждена и страшно довольна. Как потом выяснилось, толпа туристов на две трети состояла из людей, пожелавших от “мыльного клуба” ветречи с дьяволом. Теперь они видели, что не зря платили клубу.
В спальне девочки непрерывно работали телекамеры, и жизнь на “Орионе” день ото дня становилась все интереснее. Уже нашелся (разумеется, “совершенно случайно”) среди пассажиров священник, согласившийся провести древний магический обряд “изгнания дьявола”; уже был назначен день и час операции; уже были распроданы билеты для желающих присутствовать при таинстве лично… Как вдруг один тихий старичок искусствовед, проводивший все время в библиотеке, явился к капитану и сказал, что происходящее напоминает ему фильм “Экзорцист” Уильяма Фридкина. По запросу “Ориона” в фондах Голливуда отыскали этот фильм, снятый в 1973 году, и сразу же стало ясно, что дьявол на “Орионе” - типичная компьютерная подтасовка.
Я хорошо помнил об этом, отправляясь на Мидас накануне того памятного метеоритного дождя, который потом оказался следствием деятельности Пахаря. Закон не давал мне больших возможностей для борьбы, но я все-таки надеялся, что на этот раз мне удастся получить веские основания для ликвидации “мыльного клуба”.
10
…Окутанный тяжелыми, стеклянно прозрачными облаками ксенона, освещаемый яркими болидами сгорающих в газе частиц, сотрясаемый ударами более крупных метеоритов, Мидас, окруженный тучей извергнутого в пространство мусора, в котором, кроме всевозможной дряни, плавали тела двух мертвецов, представлял собой в те дни фантастическое и жуткое зрелище, похожее на грандиозный цветной кошмар.
– Гиньоль, - сказал Леон Марк.
– Что? - не понял я. Скутер уже заходил на посадку.
– Это похоже на гиньоль, - повторил Леон. - Фильм или пьеса ужасов. Ходовой жанр поп-культуры.
Марк недавно побывал на переподготовке, где специализировался по криминальным субкультам, и теперь с полным знанием дела рассуждал о видах китча - всех этих триллерах, вестернах, комиксах и прочей духовной жвачке, которой людям забивают головы даже здесь, в Поясе Астероидов. Временами мой молодой помощник мог, пожалуй, сойти за какого-нибудь культурфилософа, если бы не официальная голубая форма служащего.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фантастика, 1985 год"
Книги похожие на "Фантастика, 1985 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сборник - Фантастика, 1985 год"
Отзывы читателей о книге "Фантастика, 1985 год", комментарии и мнения людей о произведении.