Никита Сомов - Тринадцатый Император. Часть 1
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тринадцатый Император. Часть 1"
Описание и краткое содержание "Тринадцатый Император. Часть 1" читать бесплатно онлайн.
Мир сгорел в атомном огне. Человечество уничтожено. Но есть возможность вернуть всё назад, сдать ещё раз экзамен истории. И всё что для этого надо: создать из Российской Империи империю мировую. Собирайтесь капитан Холодов, вы отправляетесь в 1863 г. Теперь вы Цесаревич Николай Александрович.
Почему вся эта компания оказалась у меня в гостях? Ответ на этот вопрос был прост. Железные дороги, железные дороги и ещё раз железные дороги. Империя остро нуждалась в них. Настолько остро, что сразу после поражения в Крымской кампании, несмотря на пустую казну и огромные долги, было принято решение о создании сети железных дорог, торговых артерий страны. По сути, их отсутствие и, как следствие, перебои со снабжением, стали одной из основных причин нашего поражения в последней войне. А их необходимость для торговли и дальнейшего развития промышленности… Вообщем их строительство было признано мной одним из самых приоритетных направлений.
По признанию современников (пусть и несколькими годами позже от наших дней), Ярославская железная дорога считалась образцовой по устройству и бережливости расходов, а главное – по прибыльности. Эти, только недавно построенные, первые семьдесят верст дороги до Сергиева Посада, уже через три года стали приносить около десяти процентов дохода от вложенных в дорогу средств. Так кого как не Чижова с компаньонами мне приглашать?
Конечно, такая высокая прибыльность была не случайна. Дорога пролегала по одному из самых оживленных в Российской империи маршрутов. Чижов, чтобы доказать своим компаньонам и правительству, от которого зависело получение разрешения на строительство, выгодность своего проекта, предпринял следующее мероприятие – снарядил шесть групп молодых людей, по три человека, для круглосуточного подсчета всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. Результаты подсчетов впечатляли. Грузооборот составил более четырех миллионов пудов. А более ста пятидесяти тысяч пассажиров и не менее полумиллиона паломников оказались способны переубедить любых скептиков. Таким образом, имея данные о потенциальном количестве будущих пассажиров и объёмах грузоперевозок, Чижов уже цифрами в руках возражал своим оппонентам, видевшим в сооружении Московско-Троицкой железной дороги лишь 'нерасчётливое предприятие'.
Наконец в 1858 году им было получено Высочайшее соизволение на производство изыскательных работ. Акционерное общество Московско-Троицкой железной дороги не испрашивало никаких гарантий, чем выгодно отличалось от остальных, требовавших не менее пятипроцентной гарантии прибыли от государства.
Также любопытны средства, которыми Федор Васильевич боролся с коррупцией и перерасходом средств. На организационном собрании пайщиков Московско-Троицкой железной дороги, по инициативе Чижова было принято решение поставить за правило, чтобы в газете 'Акционер' не менее шести раз в год правление общества печатало отчеты о своих действиях и о состоянии кассы. Тем самым впервые в практике железнодорожных акционерных обществ в России все распоряжения правления, весь ход строительных и эксплуатационных работ, баланс кассы, в том числе и ежемесячные расходы на содержание административно-управленческого аппарата, делались достоянием гласности и печати. 'Мы того мнения, – говорилось в одной из передовых статей газеты 'Акционер', – что чем более гласности, тем чище пойдут дела и тем скорее прояснится страшно туманный в настоящее время горизонт наших акционерных предприятий'. Пример общества Московско-Троицкой дороги побудил пайщиков других частных железнодорожных обществ в России обязать свои правления поступать аналогично. С удовлетворением отмечая сей отрадный факт, газета 'Акционер' сообщала: 'Везде акционеры начинают мало-помалу входить в свои права и понимать, что не на то они только акционеры, чтобы слепо одобрять всё, что ни поднесут или ни предложат директора правления…
Ранее Чижов неоднократно выступал с обличительными заявлениями в адрес 'Главного общества российских железных дорог' в различных газетах. Писал, что дороги строятся скверно, а десятки миллионов рублей тратятся впустую. Однако его деятельная натура не удовлетворилась одними лишь обвинениями. Для того чтобы доказать обществу свою правоту и прибыльность 'правильно' построенных дорог им было основано акционерное общество и в конце концов построена дорога. Образцовая дорога.
И вот, наконец, в 1860 году началось строительство участка дороги от Сергиева Посада. А уже 18 августа 62 года, состоялось торжественное открытие движения от Москвы до Сергиева. Я знал что затраты быстро окупятся и уже в 1865 году чистая прибыль составит около полумиллиона рублей. Таким образом, я встречался с наиболее успешными железнодорожными дельцами в России.
Приняв пожелания здравствовать и раскланявшись с присутствующими, я начал встречу.
– Прошу вас, господа садитесь. В ногах правды нет, – понаблюдав, как осторожно присаживаются на стулья акционеры, я добавил, – устраивайтесь поудобнее, разговор нам предстоит длинный, но, надеюсь, интересный. Для начала я хочу поздравить вас, Федор Васильевич, с успешным опытом железнодорожного строительства силами только русских инженеров и рабочих. Ваш успех очень впечатлил меня.
Моя похвала очень польстила Федору Васильевичу, хотя он и постарался не подать виду, закашлявшись, спрятав довольную улыбку в кулак.
– Ваш успех впечатлил меня настолько что теперь, когда я удостоверился в выгодности данного вложения средств, у меня не осталось ни малейших сомнений, как лучше распорядиться частью своих личных средств. Акционеры встревожено переглянулись.
– О нет, я вовсе не собираюсь отбирать у вас ваше творение, – заметив их волнение, поспешил я развеять их страхи. – В мои намерения всего лишь входило стать одним из акционеров, вложив ВАШУ железную дорогу часть своих личных средств.
– Ваше Величество, о какой сумме идет речь? – растерянно переглянувшись с компаньонами, спросил Фёдор Васильевич.
Я немного помолчал. И прожженные дельцы, и наивные обыватели всегда полагали, что русский монарх был одним из десяти самых богатых людей мира. Даже теперь, в моё время, через более чем сто лет после трагической гибели царской семьи, время от времени приходится читать в газетах, что 'Английский государственный банк хранит громадное состояние династии Романовых'. Увы, реальность была не так радужна. Мой совокупный личный капитал едва достигал 140 миллионов рублей. Куда скромнее, чем у Блейхредера или Ротшильдов. Да и среди европейских монархов были многие куда богаче русского царя.
Деньги эти складывались главным образом из моих личных средств, как цесаревича, что составляло около 18 миллионов рублей, и наследства, полученного мною после смерти батюшки – это было около 80 миллионов хранившихся за границей в английских банках. Кроме этого от отца мне достались деньги отложенные на 'чёрный день' – чуть более 30 миллионов рублей, лежащие на анонимных счетах в нескольких европейских банках. Около двух миллионов доходу ежегодно давали принадлежащие мне земли и недвижимость. Так же мне полагались ежегодные ассигнования из средств Государственного Казначейства на содержание императорской семьи. Сумма эта достигала десяти-одиннадцати миллионов рублей, но я не был вполне свободен в её использовании.
Был ещё и 'мертвый капитал'. Под ним я подразумеваю стоимость принадлежащих императорской семье недвижимости, драгоценностей, сотен тысяч десятин пахотной земли, виноградников, промыслов и рудников, лесами и пр. Однако чтобы превратить всё это в деньги требовалось время, коего у меня пока не было. Так что пока что я мог рассчитывать только на личные сбережения.
– Можете смело рассчитывать на двадцать-тридцать миллионов в течение ближайших лет, – после минутного молчания заверил я присутствующих. По залу пронесся вздох удивления. Сумма была более чем значительная.
– Но, Ваше Величество, вся будущая Ярославская железная дорога вместе с уже построенной частью от Москвы до Сергиева Посада стоит менее 20 миллионов, – последовало аккуратное уточнение от сидящего рядом с Чижовым Дельвига.
– Мне это известно. Однако есть ещё ряд не менее доходных дорог, строительство которых я хотел бы с вами обсудить. Но, прежде всего, мне хотелось бы предоставить вам некоторые карты для упрощения изыскательских работ, – я протянул несколько экземпляров карт со скопированной Ярославской железной дорогой. Такой, какой она и должна была бы стать через шесть лет.
Железнодорожные дельцы, заполучив по экземпляру карты и не взирая на монаршие присутствие, тут в них уткнулись и принялись шепотом обсуждать. Судя по всему, впечатление на них проект произвёл большое. Братья Шиповы, вдвоём уткнувшись в один экземпляр, о чём-то ярко, но тихо, дискутировали. Дельвиг и Чижов сидели задумавшись, видимо каждый о своём, а основатель династии Мамонтовых, глядя на чертёж дороги, улыбаясь поглаживал короткую окладистую бороду и тихонько шептал: 'Добро, добро!'.
– Вам что-то непонятно Федор Васильевич? – обратился я к явно заволновавшемуся Чижову.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тринадцатый Император. Часть 1"
Книги похожие на "Тринадцатый Император. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Сомов - Тринадцатый Император. Часть 1"
Отзывы читателей о книге "Тринадцатый Император. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.