» » » » Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942


Авторские права

Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



Севастополь не зря величают городом русской воинской славы. Севастополь — не просто город-герой, но герой дважды. Город, вынесший две героические Обороны, две Севастопольские Страды — и в XIX веке, и в XX.

В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черномор­ского флота с ходу, однако осажденный Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупные силы противника и не позволив Вер­махту развить наступление на Кавказ.

Но если подвиги красноармейцев и краснофлотцев при обороне Севастополя общеизвестны, то о действиях авиации писали куда мень­ше. А ведь в 1941 и 1942 годах в севастопольском небе разгорелись сра­жения, по масштабам и накалу боев вполне сопоставимые с воздушными битвами над Москвой и Сталинградом.

Данная книга, основанная на огромном массиве впервые публикуемых архивных документов, аналитических материалов и фундаментальных ис­следований, отечественных и зарубежных, — самое полное и подробное на сегодняшний день описание действий авиации в ходе многомесячной борь­бы за главную базу Черноморского флота.


Автор выражает глубокую признательность Д. Володи­ну, В. Т. Елисееву, В. В. Костриченко, Т. В. Кузнецовой, С. А. Липатову, А. А. Лучко, Н. В. Рыбину, В. Н. Савило­ву, Г. О. Слуцкому, К. Б. Стрельбицкому, Л. А. Токаре­вой, Д. Б. Хазанову, И. В. Щетину, оказавшим весьма ценную помощь при подготовке рукописи.

lenok555: Приведенные таблицы продублированы в виде картинок. Есть неточности в табл. 1.5, связанные с ошибками распознавания.






16 октября центр тяжести воздушных боев переместился в морскую акваторию западнее Крыма, где в море находилось большое количество судов, вывозивших гарнизон Одессы. Для прикрытия караванов 56 советских истребителей совер­шили 109 самолето-вылетов, в ходе которых провели 18 воз­душных боев. Обе стороны донесли о достижении крупных ус­пехов, и обе согрешили против истины. Пилоты люфтваффе доложили о потоплении нескольких пароходов общим тонна­жем в 32 000 брт, в то время как их единственным успехом стало уничтожение транспорта «Большевик» (1412 брт), шед­шего в балласте. Советская сторона донесла об уничтожении трех Ju-88, одного Do-215, одного Ju-87 и пяти Bf-109. Ни од­ного из перечисленных самолетов немцы не потеряли, а их единственной утратой стал «мессершмитт», уничтоженный при налете на Чаплинку. Собственные потери ВВС ЧФ соста­вили два И-153, сбитых в воздушных боях, причем их пило­ты — лейтенанты Метелин и Мальцев — погибли. Кроме того, в эти сутки при посадке был потерян один И-5, а один МБР-2 не вернулся из ночного вылета по неизвестной причине.

17 октября противоборство в воздухе у западных берегов Крыма продолжилось. Советские летчики донесли о семи воздушных победах, причем все они пришлись на счет 2-й эс­кадрильи 9-го иап капитана Аксенова, недавно перелетевшей в Крым из Ейска, где она перевооружилась на новенькие Як-1. Остальные эскадрильи действовали далеко не так удачно. 101-я потеряла в боях два И-16, 3-я 32-го иап — один ЛаГГ-3, кроме того, еще один «лагг» разбился при приземлении. За исключением его пилота младшего лейтенанта Миронова, все остальные авиаторы погибли. Потери советским истреби­телям нанесли пилоты группы II/JG 3, для которых 17-е стало первым днем летной работы на крымском направлении. В этот день они донесли об 11 воздушных победах, причем 3 из них записал на свой счет командир группы капитан Gordon Gollob, увеличивший свой персональный счет до 61 победы. Сама II/JG 3 не понесла потерь, как не понесла их и KG 51, к ко­торой только и могли относиться Ju-88, на сбитие которых претендовали летчики эскадрильи Аксенова. Немцам же уда­лось тяжело повредить пароход «Ленинград» (1783 брт), кото­рый выбросился на берег. Впрочем, если бы бомбардировщи­кам люфтваффе не мешали, не приходится сомневаться, что потери советской стороны на море были бы куда более тяжелыми.

Причиной от 2/3 до 3/4 всех потерь советской стороны в са­молетах продолжали оставаться воздушные бои. Одной из важнейших причин поражений по-прежнему являлись не­опытность и необученность пилотов авиаполков, которые по­лучили новую авиатехнику непосредственно перед от­правкой на фронт. Это каса­лось не только летчиков ВВС ЧФ, но и их коллег из 51–й ар­мии. С 6 октября в состав ВВС 51-й армии вошел све­жесформированный 435-й иап на истребителях МиГ-3, с 9 октября — 13-й иап на Як-1. Кроме того, с 5 октября бое­вые вылеты начал 2-й шап, укомплектованный устарев­шими истребителями И-5. В отличие от 11-го шап мор­ской авиации этот полк при­влекался не к ночным, а к дневным штурмовым дейст­виям. После этих пополнений среднесуточное количество вылетов сухопутных летчиков увеличилось с 30—40 до 110—125 в сутки. Задачи распределялись следующим обра­зом: 1-й, 247-й иап, 2-й и 103-й шап в основном осуществля­ли удары по немецким позициям, 13 и 435-й иап — прикрыва­ли свои наземные войска либо сопровождали бомбардиров­щики ВВС ЧФ. 182-й иап перелетел на аэродром под Симферополем, откуда осуществлял ПВО города, где разме­щался штаб 51-й армии. Прикрытие осуществлялось методом дежурства на аэродроме, в результате чего перехватить вне­запно появляющиеся немецкие бомбардировщики не удава­лось ни разу. Кстати, сменился и командующий ВВС 51-й ар­мии. С начала октября вместо полковника В. А. Судеец им стал генерал-майор авиации Е. М. Белецкий. Состав Фрайдорф­ской группы в начале октября претерпел лишь незначитель­ные изменения. 3 октября в ее состав ввели 2-ю эскадрилью 32-го иап, куда входили звенья СПБ, а также оперативно под­чинили 40-й бап. Одновременно 70-я и 96-я эскадрильи, 4-я эскадрилья 8-го иап, понесшие значительные потери, были исключены из состава группы. Общая же численность совет­ских ВВС в Крыму к 20 октября по сравнению с 20 сентября даже чуть увеличилась — с 399 до 412 боевых самолетов.

Таблица 1.3

ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВВС, БАЗИРОВАВШИЕСЯ В КРЫМУ НА 18.10.1941

Соединение Часть (подразделение) Аэродром Тип самолетов Количество ВВС 51-й отдельной армии 1-й иап Сая И-15бис 2/2 Сая И-16 8/7 2-й шап Симферополь И-5 16/12 13-й иап Ротендорф Як-1 13/10 21-й дбап Саки ДБ-3ф 9/6 103-й шап Н. Царицыно Ил-2 6/2 182-й иап Симферополь МиГ-3 13/8 247-й иап Юдендорф ЛаГГ-3 15/7 435-й иап Симферополь МиГ-3 10/6 507-й бап Н. Царицыно Пе-2 6/5 Фрайдорфская авиагруппа ВВС ЧФ 3-я аэ/8-й иап Смидовичи И-16 8/3 И-15бис 3/3 Як-1 2/2 2-я аэ/32-й иап Тагайлы И-16 12/9 3-я аэ/32-й иап Кунань И-153 5/5 5-я аэ/32-й иап Тагайлы Як-1 4/3 11-й шап Фрайдорф И-5 18/15 Р-5 1/1 КОР-1 2/2 62-й смап Соцдорф Пе-2 6/3 МиГ-3 8/6 ЛаГГ-3 6/6 46-я ошаэ Атакчи-Бузав Ил-2 3/3 95-я нбаэ Салтаба У-26 11/10 101-я оиаэ Атакчи-Бузав И-16 12/6 ВВС ЧФ 63-я бабр 2-й мтап Карагоз ДБ-3, ДБ-3ф 12/7 40-й бап Кохтейн Пе-2 5/2 Сарабуз Пе-2 10/8 СБ 4/2 Сая Пе-2 9/9 62-я иабр 8-й иап (без 1,3,5-й аэ) Кача, Тендра, Кунань И-153 12/10 Сарабуз ЛаГГ-3 3/3 9-й иап Кача МиГ-3 11/9 Чоргунь Як-1 7/4 Бельбек Як-1 10/6 32-й иап (без 2,3,5-й аэ) Бельбек Як-1 4/1 ЛаГГ-3 1/0 И-16 7/4 Кача МиГ-3 4/3 Кунань И-153 3/0 Херсонесский маяк И-153 8/8 Отд. части 119-й мрап озеро Донузлав МБР-2 16/15 93-я оиаэ Керчь И-16 1/1 И-15бис 3/3 И-5 2/2 16-я мраэ оз.Тобечикское МБР-2 4/4 озеро Донузлав МБР-2 3/2 18-я мраэ озеро Донузлав МБР-2 10/7 45-я мраэ Керчь МБР-2 6/4 Че-2 1/1 оз.Тобечикское МБР-2 4/4 60-я мраэ Севастополь МБР-2 15/14 64-я мраэ оз.Тобечикское МБР-2 18/12 80-я мраэ Севастополь ГСТ 9/6 МТБ-2 1/1 82-я мраэ Севастополь МБР-2 10/8 ОКА Севастополь МБР-2 8/5 98 ОАО Севастополь МБР-2 3/3 Итого бомбардировщиков 61 ночн. бомбардировщиков 14 штурмовиков 9 истребителей 231 морских разведчиков 104 Всего 412

Германское командование учло опыт сентябрьских боев и постаралось сосредоточить для нового наступления в Крыму мощную авиационную группировку, но ее возможности были довольно ограниченны. Если в период предыдущего наступ­ления IV авиакорпусу приходилось делить свое внимание ме­жду Перекопом и Одессой, где основную роль играла все-та­ки румынская авиация, то теперь силы приходилось делить между Ишунью и Донбассом, где немцам противостояли ос­лабленные, но неуничтоженные ВВС Южного фронта. Именно это обстоятельство помешало вернуть в Чаплинку истреби­тельные группы II/JG 77 и l(J)/LG 2. Как другой недостаток от­мечалось малое количество исправных бомбардировщиков. Так, германский историк В. Дирих (W. Dierich) отмечает, что к моменту наступления на Перекопе в эскадрильях KG 51 оста­валось в среднем по 3—4 исправных «юнкерса». Тем не ме­нее истребительные группы имели численность, близкую к штатной, — в среднем по 30 истребителей. В результате для обеспечения прорыва армии Манштейна оставались: развед­эскадрилья 3(F)/121, штаб, группы I и III/KG 51, штаб и группа II/KG 27, группы пикирующих бомбардировщиков I и IM/StG 77, истребительные группы II/JG 3, III/JG 77, а также штаб эскад­ры JG 77. Таким образом, в распоряжении генерала Флюгбей­ля имелось 10 разведчиков (без ближнеразведывательных эскадрилий сухопутных войск), 60—70 двухмоторных и 60 одномоторных бомбардировщиков, около 70 истребителей, в сумме до 220—230 боевых самолетов. По меркам люфтваф­фе это был весьма солидный кулак, примерно соответство­вавший по численности группировке, которая на тот момент сражалась под Ленинградом, или почти половине той, кото­рая обеспечивала наступление на Москву. Важность исхода второго наступления в Крыму для немцев подчеркивал и дру­гой факт — для личного контроля за действиями истребите­лей и организации более эффективного взаимодействия авиации с сухопутными войсками в Чаплинку прибыл инспек­тор истребительной авиации полковник Вернер Мёльдерс (Werner Molders). Мёльдерс на тот момент был в Германии по­лулегендарной личностью — первым летчиком Второй миро­вой войны, одержавшим 100 воздушных побед и первым на­гражденным Рыцарским крестом с дубовыми листьями, меча­ми и бриллиантами. Мёльдерсу, начинавшему воевать еще в Испании, многие приписывают создание тактики пары в ис­требительной авиации, воздушного командного пункта и ряд других новшеств, изменивших борьбу в воздухе до неузнавае­мости. Прибытие столь опытного командира сыграло свою роль не только в военном, но и в моральном плане — даже захвачен­ные в плен немецкие пилоты надменно говорили русским, что их дни в воздухе сочтены, раз за дело взялись такие опытные асы, как Мёльдерс, Gollob и командир III/JG 77 Kurt Ubben.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Книги похожие на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирослав Морозов

Мирослав Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Гость Виктор13.12.2020, 20:10
    Я Зайцев Виктор Иванович 1942г рождения. Читая Вашу книгу "Воздушная битва за Севастополь 1941-4942г. может быть что-нибудь узнаю о 40 АБП ВВС ЧФ об отце Зайцев Иван Степанович 03.06.1942 при лидировании истребителей на Херсонесский маяк. ПЕ-2 потерпел авиакатастрофу напротив г. Анапа. у меня много не понятного. Мать служила в госпитале при 40 АБП ВВС ЧФ и ей ничего не сообщили о гибели отца. Её даже не известили о том, что отец награждён орденом "Красная звезда", я только вот в 2020году получил удостоверение к его ордену. А вообще я занялся его розыском только в 2014 г и то случайно. я по телевизору узнал. Что рассекретили дело о гибели героя СССР в 1973г.а это оказался мой сосед. А вообще вкратце я с 1944г жил в Крыму и был связан со всеми аэродромами Крыма- Саки, Евпатория, Кача, Севастополь, Гвардейское (Сарабуз), Октябрьское (Биюк-Онлар). По специальности я авиационный механик вооружения ТУ-16 40 АБП ВВС ЧФ. Но по каким то причинам работая в полку механиком, командование полка не соизволило сообщить где погиб отец. Согласно поисков экипаж ПЕ-2 в составе лётчик ст лейтенант ЖВИКОВ ПЁТР ДАВЫДОВИЧ награждён орденом "Красного Знамени", штурман мл. лейтенант ЗАЙЦЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда", стрелок-радист сержант ЗАЙЦЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда" С 03.06.1942 года -они ориентировочно экипажем лежат в самолёте на траверзе г. АНАПА в 1500 м от берега ждут помощи по подъёму самолёта.
    С уважением Зайцев Виктор.
    Email: [email protected]
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.