Юрий Миролюбов - Материалы к истории крайне - западных славян
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Материалы к истории крайне - западных славян"
Описание и краткое содержание "Материалы к истории крайне - западных славян" читать бесплатно онлайн.
Miroljubov Jury / Sobranie sochienij, Tom 17
Materiali k Istorii Kraine-Zapadnikh Slawiani
ISBN 3-9801158-9-5
Alle Rechte vorbehalten
© by Mrs. J. Miroluboff,
Heinrichsallee 35, D-5100 Aachen
ISBN 3-9801158-9-5
Gesamtherstellung: Druckerei KLIEMO — Eupen
«Племя Славян, занявших север Германии и берега Балтики, известно под именем Вендов, разделявшихся на несколько народностей. Наиболее значительной среди них была народность Ободритов, основавших Мекленбург (Велькоград), что значит «большой город», и другая, известная под именем Вильцев, занявших Бранденбург».
Бранебург, или Бранденбург, дает нам право подыскивать Славянский характер названия Мекленбурга, отбрасывая германизированный. Раз название города обозначает «великий город», то это мог быть либо Велкобург, либо Велкобор (как Бранибор), либо Велкоград. Чешский народ, один из Западных Славян, выдвинутых в Германском направлении, сохранил и языковую связь с исчезнувшими или истребленными германизированными племенами Вендов. Применительно к его языковым возможностям наиболее близкое наименование Мекленбурга по-чешски будет Велькоград, если не Велькобор.
Автор далее рассказывает, как описывают Славян историки в его эпоху. Полтора века тому назад Славяне были еще очень сильным этническим элементом в Германской среде, и даже в нашу эпоху в Бранденбурге, Поморье (Поммерн[148]) или Мекленбурге, как и в Лужац-Сербии сохранился еще довольно сильный Славянский характер населения, уже почти целиком говорящего по-немецки. Исключение составляют лишь далеко удаленные от городов места или же медвежьи углы, где население занимается главным образом земледелием.
В Бранденбурге перед самой Первой мировой войной еще было много крестьян, упорно державшихся за свои обычаи, костюмы и головные уборы.
Среди легенд Мекленбурга, не считая легенды о Милице, уже нами описанной в очерке «О Славянах Мекленбурга», имеется одна «О Царе Антыре», на которой мы остановимся, так как ее значение для фиксации хронологии Предистории Славянства весьма важно.
Само имя Антырь несомненно стоит в прямой связи с названием Славян древнего периода — Анты. «Анте» по-латыни значит «пред» или «прежде». В Славянском языке, какой угодно ветви, известной сегодня, корня «ант» не имеется. Очевидно, что этот корень латинского происхождения, если не греческого.[149] И мы склоняемся, несмотря на возможность иного объяснения, к мнению, что Анты были названы так Римлянами, а не Греками.[150] С Греками у них были скорее дружественные отношения, особенно в период довизантийский. С Римлянами же Славяне воевали, и не раз, и совместно с Германцами участвовали во многих походах, окончившихся — одни трагически для Римлян, другие для Германцев и их Славянских союзников.
Борьба дальнейшая, где Германизация занимает главнейшее место, уже позднейшая, когда оказалось, что земли не так много и что на ней не могли устроиться два народа сразу, а что один или другой должны были уступить или исчезнуть. Во времена же борьбы, как и прежде таковой еще в Ариастане, где места было достаточно,[151] Славяне и Германцы проходили в своих отношениях через все стадии, в том числе и через дружественные отношения. Принимая же во внимание Славянскую склонность к миру, их эмоциональность,[152] трудолюбие, можно почти с уверенностью сказать, что хотя они были и храбры на поле битвы, но имели всегда тяготение к миру и при малейших признаках мирного отношения Германцев вступали с ними в мирное общение.
Почему же Римляне назвали Славян Антами? Вероятно, потому что они в них узрели своих прежних соседей, с которыми имели дело еще в Средней Азии. Конечно, может, и сами Славяне называли себя Антами, о чем свидетельствует хотя бы имя царя Антыря, но это же имя могло происходить и от Греческого[153] эллинского «антропос» — человек. Если есть искажение названий Греками и Римлянами того времени, то оно несомненно имело место и со стороны Славян, а потому и «антропос» могло перейти в Антырь, а от него и к подданным этого Славянского царя, которых стали называть Антами.
Впоследствии имя упомянутого царя передалось на янтарь,[154] смолу с побережья Балтийского моря, которую ценил царь и его окружение, как драгоценное вещество,[155] служившее, во-первых, для украшений, а во-вторых, для торговли, ибо в те времена янтарь и пряности были драгоценными продуктами. Из китайских источников нам известно, что янтарь доходил до Китая. Китайцы в обмен на него давали шелк, а также азиатские пряности. Вероятно, Венды Балтики стали первыми делать украшения из янтаря, и он у них был одним из торговых материалов, привозимых купцами в Рим и Грецию. Янтарь доходил и до Египта под именем[156] «электрон».
Легенда о царе Антаре очень важна во многих отношениях. Во-первых, она фиксирует время прихода Славян в Германию около IV или V веков до Рождества Христова! Антырь, участник походов Александра Македонского, после смерти последнего как герой вернулся из Азии и захватил власть над северными провинциями. Это он — строитель Велькобора (Мекленбурга). Мармье об этом сообщает, как об историческом в его время акте. Он укрепил город тремя замками, имевшими 12 французских «лье»[157] в окружности. Это его считают родоначальником княжеской фамилии, правящей в настоящее время Мекленбургом, соответственно местным хроникам. Автор добавляет, что если это окажется правильным, то тогда это самая старая аристократическая фамилия, ибо ее возникновение восходит дальше, чем к III веку до Рождества Христова.
Относительно Антыря мы можем сказать, что слышанная нами в Юрьевке «Повидка про царя Гонтаря», вероятно, касается того же самого героя. В этой «повидке» рассказывает сказатель, — при благоговейном молчании всех, — про царя, который «сам ходил на льва и ведмедя» и которого боялись все враги, а сам он, покоривший бесчисленные царства и народы для «самого главного царя», который был «молоденький, как новый месяц-молодок», и такой умный, что «до самого Рая гнал разбитых врагов» и не давал им опомниться. Имя его гремело. Гонтарь был его правой рукой. Как только где-либо невыдержка, и обращается к нему царь главный: «Гонтарь, слышишь? Иди!» И Гонтарь шел и всех приводил к повиновению. Мы ее приложим к этой книге, в конце, как подсобный материал.
Об Антаре говорилось (по другим источникам): «Он на спину мог взвалить связанную и трепыхавшуюся корову, на всем скаку мог удержать дикого жеребца, хватив его за голову, мог один поднять пятерых человек». Мы уже знаем, что древние легенды, начиная с былин и кончая историей Самсона, растерзавшего льва, все преувеличивают силу героя. Он для них некто сверхчеловечески сильный, наделенный умом и волей, получеловек, полубог. Таков и Геракл древности, и другие герои. Вся история того времени заключалась в рассказах о необыкновенно сильных людях. В Библии говорится о возмущении великанов. Вообще фольклорные повествования изобилуют описанием этих черт героев.
Характерно, что и у Мекленбургских Славян существовала легенда о Рюрике, Синеусе и Труворе, трех сыновьях царя Годлава. Хотя по Датским источникам Синеус значит «совет», а Трувор — «дружина»,[158] но не исключена возможность, что эти три персонажа действительно существовали. Иначе можно предположить, что начало Летописи Нестора было Мекленбургским Славянам известно, и они его переделали по-своему.
Этих трех героев они называют сыновьями Годлава, царя Ободритов. Об этом нам приходится слышать впервые, и эта легенда наносит удар «норманской теории», так крепко установившейся на Руси.
ПОВЕДКА ПРО ЦАРЯ ГОНТАРЯ(Юрьевский фольклор)
Як за давние за часы та был у наших дедов
Царь Гонтарь, сильный, як Молодык ясный,
а еще был дитя, а то дитя плакало,
и пришел до него вояка, с шаблею на поясе,
так дитя хватилось за шаблю ту, и смеялось,
и смеючись, игралось, да и до верху подняло,
а сказал царю Гонтарю вояка тот: «Смотрите!
Буде дитя то, тот мальчик малый, великим,
а буде он на врагов ходити, на поле их бити,
и поверже мир целый до ног своих а потопче,
и будут цари его боятися, а Бога молити,
чтоб ушел скорее подальше от них,
а будут по нем жены плакати, чтоб пришел да жил,
и скажет им дитя наше малое: «Идите с другими!
А мне с вами возиться некогда, треба в Поход идти!
Треба в Поход идти, пороха считати!
А негоже мне с вами, бабами, забавлятися!»
Да сказавши так, шаблюку снял, дитяти отдал,
а царь Гонтарь ему другую дал с сребром, золотом,
с каменьями самоцветными, что как жар горят.
И стал Гонтарик молодой расти, посилятися,
и стал шаблюкой на всех похвалятися,
а как отец услышит, шаблюку возьмет,
в сундук положит, на замок запрет,
так Гонтарик кричит, ночи не спит, все назад просит,
и ему старшие оружие отдают.
Умер старый Гонтарь скоро ввечери,
за столом, после выпивки доброй, среди друзей,
а за него стал Гонтарик правити,
полки требовать, солдат набирать,
да все ходить по улицам, в музыки играть,
в барабаны бить, из ружей стрелять.
И сказали старшие: «Глядите-ка! Коли дитя еще,
а солдат любит, да музыки правит,
так будет дитя то царем сильным,
и нам земли прибудет, и себя прославит!»
Так и сталось скоро, еле Гонтарик взрос,
как в Походы сказал всем собиратися.
А потом войска свои повел на мир целый,
всех Царей побил, все Земли забрал,
а когда домой воротился Гонтарик,
стал он Отечество устрояти, а всем людям
стал землю давати, да работать на ней приказывать,
а лентяев до столбов привязывать,
и собрал людей, и так им сказал:
«Люди мои добрые, подданные мои!
Вашей кровью добился я славы большой,
а теперь скажу вам, что нет на свете
ничего, что лучше, чем…» А тут всадник летит,
Гонтарику кричит: «Враги идут, видимо-невидимо!
Земли наши отбирать хотят! Поднимайся, Царь!
Защищай людей твоих, что вокруг стоят!»
И назад поскакал, шаблюкой машет:
«Мне за тебя помирать надо! Теперь уже
говорить с тобой совсем некогда!»
Собирал тут Царь Гонтарь-Молодой полки
и вел их на врагов, разбил, рассеял,
и про всадника-вестника спрашивал,
нашли его, убитого, шаблю в руке держал,
а другой к сердцу перстень прижал,
что Царь ему в ответ бросил.
Хоронил его Гонтарь-Царь с почестью,
а всем сказал: «То слуга был верный мой!»
И сам позади за ним шел пешком,
а потом людей созывал, чтоб сказать им:
«Враги нападали на нас, а я сказать хотел,
что нет на свете ничего лучшего, как…»
А тут опять всадник летит, Царю кричит:
«Поднимайся, Царь наш, враги идут!
Враги идут от полудня горячего!
А много с ними войска разного,
коней лихих, всадников храбрых,
и скачут они скоро-скоро!»
Бросил ему Царь новый перстень свой,
людей отпустил, полки свои собирал,
говорил он войскам своим: «Видите!
Храбрость ваша не знает покоя!
Она в постельке теплой не спит, не нежится!
В постельке не нежится, на поле спешит,
чтобы крови горячей напитися!
А то видите на делах ваших сами,
когда в поле летите, чтоб с врагами биться,
чтоб побить сильнейших, прогнать их с него!»
И махнул рукой, на врагов послал,
и побили они врагов злых, рассеяли,
а потом Царь Гонтарь всадника искал,
и нашел его на земле убитого,
а и тот шаблюку в руке сжимал,
а до сердца прижал перстень Царский,
и за ним шел Царь, за гробом его,
пешком, без шапки, почесть отдал,
и сказали люди про Царя того:
«Скажут дети наши, что был Царь наш
храбрый и сильный Царь, да никто его
не мог в Поле сбить, в битве сразить,
одолеть его, до конца знищити,
и любил он дела военные, храбрые,
поведки старые про битвы тяжкие,
где зурна зурится,[159] руда рудится,
а где смерть, смеется зубами щербатыми,
и друга в бою хранил, врага не миловал,
а за всех людей своих душой болел!»
И был Царь Гонтарь в броне железной,
а на главе имел шлем серебряный,
очи горели его как звезды в ночи,
а была шаблюка его тяжелая,
что три вояки поднять не могли,
а была броня, что тысяча всадников
разом взявшись, подвинуть не могла.
На мизинце носил он перстень свой,
что силу давал ему за сто людей,
и дал его ему Царь один, которого Гонтарь
от врагов отбил, из плена спас,
а Царь тот был из земли дальней,
что у самого у Рая простиралася,
да что дальше ее идти некуда.
И у края той Земли Дальней поля лежат,
а с одной стороны хлеборобы идут,
плугари плугарят, землю пашут,
а с другой — Ангелы Божии идут,
Целину Святую вздымают синюю,
да Хлеб Свят сеют, Снопы вяжут,
да на Ток Божий везут, молотят,
а зерно летит — Души Христианские,
а зерно прорастает, то — дети малые,
а колосья стоят, по ветру клонятся,
а то — люди Божьи живут на свете ясном,
на свете ясном живут, Богу молятся!
И был у Царя Гонтаря Молодого конь,
а звали его Буланым конем,
а на том коне Царь Гонтарь воевал,
а на нем он за врагами скакал,
стада свои загонял, на воды гнал,
да по свету летел, искры сыплючи
из-под копыт его могучих,
а и конь Буланый тот Царя слушался,
на свист сам шел, в седло влазил,
в узду сам морду вставлял, ржал весело,
ржал весело, копытом землю бил,
хвост трубой держал, гриву по ветру…
Поведка эта была слышана автором этой рукописи еще в юные годы, когда он ее записал и в училище доставил, чем снискал похвалу учителя истории, любившего собирать разные народные песни. В них он искал следы эпоса, а в этой песне-поведке нашел указания на древние события, о чем и составил книгу. Участь книги неизвестна. Имя учителя Павел Петрович Попов. Он умер в годы революции, и, вероятно, сама книга его затерялась или погибла.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Материалы к истории крайне - западных славян"
Книги похожие на "Материалы к истории крайне - западных славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Миролюбов - Материалы к истории крайне - западных славян"
Отзывы читателей о книге "Материалы к истории крайне - западных славян", комментарии и мнения людей о произведении.