Александр Хлевов - Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди"
Описание и краткое содержание "Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди" читать бесплатно онлайн.
В книге освещены главные события эпохи Средних веков, позволяющие понять мировую историю и современное состояние Европы. Государственное устройство, военная организация, ведение хозяйства, духовные движения, культурные свершения – рассказано о самых важных аспектах существования мира и человека в далекие от нас времена. Это ценный источник для тех, кто пытается разгадать замысловатые исторические тайны, рассмотреть за ними судьбы разных народов.
Классическая феодальная лестница состояла из четырех ступеней. На них располагались соответственно король; герцоги и графы; бароны; собственно рыцарство. Однако столь идеальная структура устоялась лишь в Северной Франции и Рейнской области. В остальной Европе существовали многочисленные отклонения от нее, а в Скандинавии она сложилась лишь под занавес Средневековья, да и то будучи весьма примитивной.
Итак, причинами возникновения западноевропейского феодализма стали экономические потребности в интенсификации сельскохозяйственного труда вместе с объективной надобностью в появлении вооруженных сил нового типа. Региональные природные и геополитические реалии Европы придали этому процессу уникальный характер.
В результате перераспределения прав на землю обычным делом стало неподчинение вассалов всех уровней как королю, так и собственным сюзеренам. Оно названо феодальной раздробленностью. В IX–XII вв. повсюду на континенте короли утрачивают рычаги управления государствами. Страны распадаются на множество независимых территорий, соперничающих между собой. Так появилось мнение, что раздробленность – это неотъемлемый атрибут классического феодализма, а формирование единых монархий в XIII–XV вв. есть симптом заката феодальных отношений в Европе.
Кочевники в Европе: арабы и венгры на стройке феодализма
Арабы и венгры – заметные действующие лица средневековой истории. Их расселение даже не столько кардинально изменило этническую основу западной цивилизации, сколько скорректировало пути ее социального и политического развития.
Арабские племена – кочевники, жившие в пустынях и оазисах Аравии, – были давними соседями и до известной меры подданными Римской империи. На Аравийском полуострове, где они обосновались, выделялось несколько природных зон. Хиджаз («граница»), полоса побережья вдоль Красного моря, – древнейший караванный путь как из Индии, так и из Африки на Ближний Восток. Издревле существующие здесь города – в частности, Мекка – представляли собой узловые торговые и религиозные центры. На юго-востоке Аравии располагался Йемен («Счастливый») – населенная и вполне благополучная сельскохозяйственная территория с развитой системой ирригационных сооружений. Однако основную часть занимал Неджд («Плоскогорье») – типичная пустыня с оазисами, занятая редкими кочевниками. Основой хозяйства здесь оставалось разведение верблюдов, лошадей, а также мелкого рогатого скота. Арабы тогда были беспримесными язычниками, а уклад их жизни вписывался в каноны патриархальности.
После войн Византии с Персией в VI в. торговые пути сместились от Красного моря к северу, и часть земель Аравии (главным образом Йемен) захватили персы. Разорение полуострова и кризис торговли создавали весьма взрывоопасную обстановку. В этой атмосфере родилась новая религия.
До начала VII в. ничто не предвещало превращения арабов в мощную политическую силу. Весьма скудные условия существования и, как следствие, слабый уровень материального и культурного развития удерживали их на самой отдаленной периферии тогдашнего цивилизованного мира. Однако все решительно изменилось в первой четверти VII в.
Религиозные подвижки сопровождались исключительно напряженной социальной борьбой, появлением в арабском мире многочисленных пророков и бунтарей – не в последнюю очередь под сильным воздействием христианства. Против языческих верований и связанного с торговлей и ростовщичеством жречества оформилась массовая оппозиция. Определенный колорит событиям придавало противостояние Мекки, процветание которой основывалось на торговле, и города Ятриб – традиционного центра земледелия.
Выходец из жреческой семьи, впоследствии преуспевающий купец, Мухаммед (буквально «Одержимый духом», в европейской версии произношения – Магомет) стал проповедовать, призывая отказаться от многобожия и вернуться к религии Авраама. Со временем воззвания Мухаммеда преобразились в религию ислама, очень быстро отвоевавшего себе место в ряду авраамической духовной традиции.
Рассматривая мусульманство как последнюю ступень ее развития (иудаизм—христианство—ислам), последователи Мухаммеда считали, что новая религия наиболее точна в идее абсолютного монотеизма. Однако, напротив, ислам унаследовал массу весьма архаичных пережитков язычества.
Яростное сопротивление идеям Мухаммеда оказали корейшиты – арабское жречество Мекки, почувствовавшее угрозу собственной монополии. В 622 г. Магомет отправился оттуда в Ятриб, впоследствии переименованный в Медину («Город пророка»). Это бегство – хиджра – расценивается мусульманами как точка отсчета их летоисчисления.
Призывы Мухаммеда попали на благодатную почву. Открытая вражда Медины и Мекки завершилась примерно в 630 г. полной победой сторонников пророка и торжеством провозглашенного им учения, которое, впрочем, вобрало в себя и элементы прежних культов. В частности, священный камень Кааба, главная святыня язычества в Мекке, благополучно сохранил свой статус и в исламе.
После смерти пророка в 632 г. верховные круги арабского общества во главе с соратниками Мухаммеда – халифами – начинают невиданную по масштабам и молниеносности завоевательную войну, которая сделала их хозяевами огромной части Евразии.
Халиф Омар (634–644 гг.) захватывает Месопотамию, часть Персии, Египет и остров Кипр, а также Иерусалим, сданный византийцами в результате поражения в 636 г. Всего в течение нескольких лет Константинополь потерял свои наиболее богатые и важные провинции. Нередко население не только не оказывало арабам сопротивления, но и поддерживало их, поскольку налоговый гнет императорской власти усиливался с каждым годом. Обычно завоеватели почти не вмешивались в жизнь на местах, оставаясь оккупационной армией и не претендуя на изъятие земли. К тому же арабы-мусульмане весьма терпимо относились к иным религиям, что снижало остроту противоречий.
Последователи Магомета присоединили территории, исключительные по их ценности, да к тому же очень быстро превратились в мореплавателей. К середине VII в. они хозяйничали в восточной части Средиземноморья.
С халифа Османа (644–656 гг.) отсчитывается время династии Омейядов (661–750 гг.). Несмотря на междоусобицы, ей удалось создать огромное арабское (точнее, контролируемое арабами и весьма многонациональное) государство – Халифат – со столицей в Дамаске.
Затем халифы инициировали очередную серию завоеваний, которые раздвинули границы их владений от Средней Азии (р. Амударья) на востоке до Гибралтарского пролива. Жестокая борьба шла с Византией: в 673–678 гг. и в 716–717 гг. флот Халифата пытается, хотя и неудачно, осадить Константинополь. Именно против арабов был изобретен и впервые применен знаменитый греческий огонь. В 711 г. они вторгаются в Испанию, однако в 732 г. Карлу Мартеллу удалось пресечь эту агрессию.
После переворота в 750 г. на престол восходит династия Аббасидов (до 1055 г.), столицей Халифата становится Багдад. Именно при них арабский мир вступает в пору своего золотого века. Возникает уникальное сообщество, в котором от границ Индии до Атлантического океана существует единая религия – ислам – и единый язык общения – арабский. Расцвет экономики, ирригация, процветающая торговля, усвоение опыта античности (ассимиляция знаний, особенно в точных и прикладных науках) – все это обеспечило этому миру гораздо более комфортное существование, нежели европейскому Западу.
И все же, несмотря на культурное единство, арабское пространство распадается на части. Рост сепаратизма набирает обороты. Прежде всего отпала самая дальняя от центра провинция – Испания. В 755 г. Абдурахман из династии Омейядов основал здесь Кордовский халифат. На несколько государств разделился и африканский Магриб – появились Марокко, Алжир, Тунис. Именно они и выдвинулись в основные контрагенты Европы, коль скоро речь заходила об арабах. Кордовский халифат был самым густонаселенным, богатым и могущественным государством в раннесредневековой Европе. Там жило примерно столько же людей, если не больше, как во всей остальной христианской части континента.
Ненавидя мусульман и регулярно воюя с ними, европейцы не гнушались заимствовать у них изобретения и знания. Зачастую ездили поучиться в Испанию, хотя это вызывало крайне отрицательное отношение со стороны церкви. Именно арабы принялись изучать Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа, заинтересовались астрономией, географией и историей, довели до совершенства позиционную систему чисел (арабские цифры). Христианский Запад воспринимал культурное и научное наследие через такое посредство. Впрочем, это не способствовало примирению.
Арабы Испании были постоянной угрозой для юга Франции, захватив к концу IX в. часть Прованса. Магриб вообще угрожал всему средиземноморскому побережью Европы; с начала IX в. оттуда совершаются бесчисленные пиратские набеги. В 820-е годы арабы занимают Крит и Сицилию, а в 840-е захватывают Апулию на юге Апеннинского полуострова и регулярно нападают на Салерно, Амальфи, Неаполь и даже Рим. К концу века вторгаются на Сардинию и Корсику. Это был бич Средиземноморья: морская торговля Европы с Востоком оказалась фактически парализованной, города подвергались разграблению, их жителей уводили в рабство. Только вторжение норманнов в середине XI в. в какой-то степени поубавило бесчинства арабов на юге Италии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди"
Книги похожие на "Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Хлевов - Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди"
Отзывы читателей о книге "Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди", комментарии и мнения людей о произведении.