Николай Маркевич - История малой россии - 3

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История малой россии - 3"
Описание и краткое содержание "История малой россии - 3" читать бесплатно онлайн.
Маркевич Микола (1804-60), історик, етнограф, поет і музика-композитор, приятель Т. Шевченка, народився у селі Турівці на Прилуччині, де жив і помер; студіював у Петербурзі (у пансіоні при Педагогічному Інстетуті), і в Москві (вчився музики у Дж. Фільда). Близький до декабристських літ. кіл. (писав вірші, перекладав на російську мову Шекспіра й Байрона тощо), Маркевич з великим захопленням зустрів поезії К.Рилеєва, присвячені визвольній боротьбі України в минулому. вся літературна й наукова творчість Маркевича була просякнена патріотичним духом. 1831 р. він видав у Москві свої "Украинские мелодии", де у віршах російською мовою оспівував героїчне минуле України. Протягом довгих літ Маркевич збирав матеріали до історії України, м. ін. в архівах, зокрема в чернігівських. Проте основним джерелом для нього була "Історія Русів" (тоді ще не опублікована), під ВПЛИВОМ якої написаний головний твір Маркевича
"История Малороссии" (закінчений 1838, надрукований у 5 томах у Москві 1842-43; 1–2 том — основний текст, а 3–5 том. — документальні додатки, примітки, опис джерел, списки полків, сотень січових куренів, реєстр володарів України, списки ген. старшини, полковника, вищого духовенства, хронологічні таблиці тощо). Хоч "История Малороссии" з боку науково — методологічного вже не відповідала тодішньому станові історія науки, своєю схемою історії України, яку Маркевич розглядав як самостійний і безперервний процес розвитку від найдавніших часів аж до сучасности, твір Маркевича мав не абиякий вплив на сучасників (зокрема на Шевченка, який присвятив Маркевичу вірш "Бандуристе, орле сизий") і українську історіографію 19 в., а документальні додатки до нього збергають певне значення и досі.
Издание книгопродавца О.И. Хрусталева.
М О С К В А.
В типографии Августа Семена,
при Императорской Медико — Хирургической Академии.
1842.
Печатать дозволяется
с тем, чтобы по напечатании представлены были в Ценсурный Комитет указанное число экземпляров. С. Петербург. Май 7 — го дня 1840 года.
Ценсор П. Корсаков.
К сим словам весь народ возопил: волим под Царя восточного павославного крепкою рукою, в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину, дастатись.
Потом Полковник Переяславский, Тетеря, ходячи кругом в майдане, на все стороны спрашивал голосно: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно. Потом Гетман рек велиим голосом: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою: а народ по нем вси единодушно возопили: Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!
XXII. Речь, говорення в Переяславле Гетману Богдану Хмельницкому ближним боярином, Василием Бутурлиным, посыланным от Государя Царя Алексея Михайловича, для принятия Гетмана с войском Запорожским в Российское подданство. — 1654, Генваря 8
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец и многих Государств Государь и обладатель велел тебе говорить:
«В прошлых годех и до нынешний 162 год посылали к Великому Государю нашему, Царю, и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея России Самодержцу и многих Государств Государю и обладателю, к Его Царскому Величеству ты Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское бити челом, что Паны рада и вся речь посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона, и на святыя Божия воеточныя церкви возстали и гонение учинили большое, и от истинной православной Христианской веры, в который вы издавна живете, учали вас отлучать и, неволить к своей римской вере а в иных местах, в Коруне и в Литве, благочестивыя церкви запечатали, а в иних учинили Унию и всякое над вами гонение и поругание и злости не Христианския чинили; а после того, и помирясь с вами, сперва под Зборовом, а после под Белою Церковию на правде своей не устояли, и церкви Божия, которыя в договоре написаны были отдати из Унии, неотдали, а которыя немногия и отданы были, и те оборочены опять под Унию; и хотя православную Христианскую веру искоренити и святыя Божия церкви до конца разорити, войска свои на вас собрали, и многие городы и места в тех городех и местех святыя Божия церкви осквернили и обругали и разорили, и православных Христиан духовного и мирского чина многих невинно замучили и всякое злое поругание чинили, и вы, нехотя благочестивыя Христианския веры отбыть и святых Божиих церквей в разорении видеть, по неволе призвав к себе на помощь Крымского Хана с ордою, учали за православную Христианскую веру и за святыя Божия церкви против их стоять и у Великого Государя нашего, у Его Царского Величества милости просите, чтоб Великий Государь, Его Царское Величество, православныя Христианския веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям вашим и клятвопреступникам недал, и над вами умилосердился, велел вас, тебя Гетмана и все войско Запорожское, приняти под свою Царского Величества высокую руку с городами и с землями; а вы Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, служити, и за Его Государское здоровье против всякого неприятеля хотите стоять во веки.
И по Указу Великого Государя нашего, Его Царского Величества, приказывано к вам, к тебе Гетману Богдану Хмельницкому, и ко всему войску Запорожскому, что у Великого Государя нашего, у его Царского Величества с Яном Казимиром, Королем Польским и Великим Князем Литовским вечное докончанье, и Великому Государю нашему, Царскому Величеству, Государю Христианскому, без причины вечного докончанья нарушить было не мочно, а которыя неправды учинились с Королевския стороны к нарушенью вечного докончанья, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, ожидает от Королевския стороны по договору исправленья, а будет Король и Паны рада, по договору исправленья неучинят, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, терпети им не будет, а за их неправды учнет против их стоять, а ему Гетману и всему войску Запорожскому велят свой Царского Величества милостивый указ учинить.
И вы Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское, Великому Государю нашему, Царскому Величеству, бити челом: будет Его Царскому Величеству под свою Государеву высокую руку приняти вас немочно, и Царское-б Величество для православныя Христианския веры и святых Божиих церквей, в вас вступился и велел вас с Королем и с Паны рады помирити через своих Государевых всликих послов, чтоб вам тот мир был надежен, а собою вы с ними мириться нехотите, потому, что Поляки в правде своей нестоят.
И по Указу Великого Государя нашего, Его Царского Величества, и по вашему челобятью, посыланы в Польшу к Яну Казимиру Королю Его Государевы великие и полномочные Послы, Боярин и Наместник Великопермской, Князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарищи, а велено Королю и Панам раде о том мире и о посредстве говорити накрепко.
И те Царского Величества великия Послы в ответех Панам раде говорили, чтоб Король и Паны рада то междоусобье успокоили и с вами помирились, и православную Христианскую веру Греческого закона не гонили и церквей Божиих не отнимали н неволи вам ни в чем нечинили, а учинили-б мир по Зборовскому договору, и которыя церкви оборочены под Унию, и те-б церкви отдали вам назад; и будет Король и Паны рада то учинят, с вами помирятся, и в вере вам вперед неволи чинить неучнут, и церкви Божия отдадут вам по прежнему, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, для православныя Христианския веры и святых Божиих церквей, Королевскому Величеству такую поступку учинят, тем людям, которые, в Его Государском жалованьи, в прописке обявились, и достойны были смертныя казни, те их вины велит им отдать. Да теже Царского Величества великие Послы говорили: как Ян Казимир, Король, обран на Королевство, и он духовного и мирского чина людям присягал на том, что ему меж разнствующими в вере Христианской людьми остерегати и защищати, и ни какими мерами для веры самому не теснити н никого на то не попущати; а будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякия верности и послушания чинит свободными, и разрешения о той клятве своей ни у кого просити не будет и не примет: и он Ян Казимир, Король, не токмо что православную Христианскую веру оберегал и защищал, но и гонение злое учинил, чего ни которую, и на еретическую веру не чинят, и потому всему, он клятву свою, на чем присягал, преступил; а подданных своих, православных Христиан, тем от подданства учинил свободными, и он Казимир Король и Паны рада, то все поставили ни во что, и в мире и в посредстве оказали, и хотят православную Христианскую веру искоренити и церкви Божия разорити, пошли на вас войною, при них же великих Послех, а их Послов отпустили без дела.
И Великий Государь наш, Его Царское Величество, видя с Королевския стороны такия неисправленья и досады и вечному докончанью нарушенье, на православную Христианскую веру и на святыя Божия церкви гонение, и нехотя того слышать, что вам единоверным православным Христианам в конечном разорении, и церквам благочестивым в запустении и в поругании от Латинов быти, под свою высокую руку вас, Гетмана Богдана Хмельницкого, и все войско Запорожское с городами и с землями, от Королевского подданства преступлением присяги его свободных приняти велел, и помощь вам на кривоприсяжцев, и на хотящих разорити Христианскую веру, своими Государевыми ратными людьми чинити велел. И ты-б Гетман Богдан Хмельницкий, и все войско Запорожское, видя к себе Великого Государя нашего, Его Царского Величества, милость и жалованье, ему Государю служили и всякого добра хотели, и на Его Царского
Величества милость были надежны; а Великий Государь наш, Его Царское Величество, учнет вас, тебя Гетмана и все войско Запорожское держать в своей Царского Величества милости и от недругов ваших в обороне и в защищеньи.
XXIII. Речи, говоренныя ближним боярином Василием Бутурлиным при вручении им в Переяславле, Запорожскому Гетману Богдану Хмельницкому Царского жалованья: знамени, булавы, одежды, шапки и соболей—1654 Генваря 8
По Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии указу. Его Государево жалованье, Боярин Василий Василевич с товарищи его, Гетману Богдану Хмельницкому, знамя, и булаву, и ферезею, и шапку, и соболи дали; а в которое время, что дать довелось, и Боярин Василий Васильевич говорил Гетману речь против Государева указа. Сперва, как начал обявляти знамя, и в-те поры говорил речь; амолыл:
«Божиею милостию, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Русии Самодержец и многих Государств Государь и обладатель, велел тебе Гетману Богдану Хмельницкому говорити: известно есть се всем, яко ничтоже без Божия смотрения в человецех деется, но вся Его смотрением строятся. Усмотря сие и нам благоверный и Христолюбивый Государь, Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Русии Самодержец и многих Государств Государь и обладатель, яко и яже ныне деются в вашей сей земле несмирной, Божиим смотрением деются и строятся, иже по, по велицей своей милости, о верных своих в земле сей велиим гонением от отступников и иноверных насилуемых промышляяй, тебе, благочестный Гетмане войска Запорожского, с благоохотным воинством твоим к защищению церкве святыя, и всех православных, в сей земле сущих, воздвиже Егож милостию всесильною ты помогаешь, Покровом Пресвятыя Богородицы покрываем и поборением Святых Русских о православных укрепляем, до сего времени по православии крепко побораеши, победу пад насилующими православным приемля; но разумевает же и се, благоверный Государь, Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Русии Самодержец, яко всемилостивый Бог, хотяй воздвигнути рог Христианский и сию землю, скипетр благоверного Государя нашего, Его Царского Величества, якож во времена Благоверного Царя Владимира и прочих его наследников бысть, тако и ныне чрез ваше тщание соединити. Смотрению Божию таковому повинувся, по твоего и всего твоего воинства желанию, Царскую свою милость вам показует и чрез нас Его Пресветлого Царского Величества, меня Болярина с товарищи сие знамение тебе, благочестный Гетмане, дарует; на сем Царском своем знамении Царя царствующих, Всемилостивого Спаса, написанного в победу на враги, Пресвятую Богородицу в покров и преподобных Печерских со святою Варварою, Руских, молитвенников в ходатайство тебе и всему твоему православному воинству подавая, дабы всемилостивый Спас наш, якож иногда, яко повествует история о происхождении честного Креста, православному Царю Рускому и всем Христианам даде на враги победу и мир дарова, так и тебе со благочестивым воинством на врагов, церковь святую озлобляющих, и православных утесняющих, дарует победу, да о имени Иисусове всяко колено гордых падет на землю, и враги православных прогонятся, а мир тем устроится, сущим в гонении правоверным, и якоже пречистая Богородица, некогда верных в Цареграде покрывающи чудным своим покровом, враги на верных вооружившиеся, всесильным своим заступлением, от иконы ея чудотворныя бываемым, иные чудотворно изби, другие же соспудом прогна, тако да и посреди полков ваших, в царском сем знамении написана, носима, вас от иноверных оружия покрывает и победу на них даруя тебе со всем православным воинством и со всеми верными, соблюдет невредимых, и святии же Божии угодницы Рустии Антоний и Феодосий, со святою Великомученицею Варварою, ея же Святыя мощи, яко дар многоценен наша имать страна, яко же вначале православия в Русской сей земле сея мощи, они же сами православие утверждаху, сице и ныне да будут скори тебе и всем помощницы, утверждающе мир православия, и знамение се Его Царского Величества да будет всем врагам вашим, победы знамение страшное и ужасное во бранех!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История малой россии - 3"
Книги похожие на "История малой россии - 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Маркевич - История малой россии - 3"
Отзывы читателей о книге "История малой россии - 3", комментарии и мнения людей о произведении.