Лопухин - Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ" читать бесплатно онлайн.
В некоторых хронологических датах, главным образом в относящихся ко времени рождения у того или другого патриарха сына, замечается несогласие между русским и славянским текстами, происходящее из-за различия в еврейской и греческой Библиях. Различие это, по всей вероятности, случайного происхождения (внесено каким-либо переводчиком или переписчиком) и во всяком случае никакого серьезного значения для существа веры не имеет, наглядно доказывая только ту очевидную истину, что в Библии нет точной хронологии, а имеющаяся – довольно условна и относительна, и, по крайней мере, в некоторых своих отделах, по всей вероятности, внесена в нее позднее.
Другой, еще более важный вопрос, имеющий отношение к этой допотопной генеалогии, это вопрос о поразительном долголетии ее членов, достигавшем почти целого тысячелетия. В противоположность тенденциозности и неосновательности рационалистических попыток подорвать веру в патриархальное долголетие, признание его располагает целым родом действительных доказательств. За него, прежде всего, говорит факт предыдущего райского бессмертия человека: хотя через грехопадение человек и утратил этот божественный дар, однако зараза смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость организма. О том же, далее, свидетельствует аналогия патриархального периода с детством человека: патриархально-допотопный период был своего рода эпохой младенчества в жизни человечества, т.е. временем особенного богатства, целостности, продуктивности и свежести всех его как духовных, так и физических сил.
Справедливость этого, до известной степени, подтверждается целым рядом параллельных преданий других древних народов, записанных египетским жрецом Манефоном, финикийским – Мохом, халдейским – Берозом и др. Наконец, важным подтверждением, а вместе и лучшим объяснением факта патриархального долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путем его высокие религиозные цели: хранение религиозной истины, распространение человеческого рода и утверждение основных элементов религии, морали и культуры (подробнее об этом смотри у И. Спасского, “Библейская хронология,” Пластова, “Священная летопись” и А. Покровского, “Библейское учение о первобытной Религии”).
“Адам… родил (сына) по о6разу своему (и) подобию своему.”Даннымисловами довольно выразительно устанавливается прирожденность основных духовно-физических свойств человеческой природы; в силу этого, на потомство Адама перешли как черты заложенного в его природу образа Божия, так и свойства того греховного подобия, которое помрачило этот божественный образ в факте грехопадения (Быт. 1:28; 3:16; Рим. 5:12).
4. Дней Адана по рождении им Сифа было восемьсот (700) лет, и родил он сынов и дочерей.
5. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6. Сиф жил сто пять (205) лет и родил Еноса.
7. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь (707) лет и родил сынов и дочерей.
“и родил он сынов и дочерей…” Трех сыновей Адама и Евы Библия называет по имени и одну дочь – предположительно жену Каина (4:17); но помимо этих у них, как видно из приведенных слов, были, вероятно, еще сыновья и, несомненно, еще дочери, которые не упоминаются здесь потому, что они не имели существенного значения в истории божественного домостроительства. Совершенно аналогичные им известия имеем мы и о семьях других патриархов этой генеалогии (ст. 7-26 и др.), откуда еще раз убеждаемся, что эта генеалогия не представляет собой полного списка всех сифитских родов, а отмечает только избранных личностей, чем-либо особенно выделившихся а истории человеческого спасения.
8. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9. Енос жил девяносто (190) лет и родил Каинана.
“родил Каинана…” Филологический анализ имени этого патриарха открывает тождество его значения с именем “Каина,” т.е. “приобретение, владение;” и это, разумеется, не набрасывает на сего благочестивого сифита никакой неблаговидной тени, так как и самое имя Каина, по заключенной в нейидее, было знаменательным и светлым (4:1).
10. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать (715) лет и родил сынов и дочерей.
11. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12. Каинан жил семьдесят (170) лет и родил Малелеила.
“Каинан… родил Малелеила,” что в переводе означает: “хвала, слава Богу, или хвалящий, прославляющий Его.” Этим самым указывается, очевидно, на процветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса – первого организатора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца (4:26), Промыслителя мира и Искупителя человечества.
13. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок (740) лет и родил сынов и дочерей.
14. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15. Малелеил жил шестьдесят пять (165) лет и родил Иареда.
16. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать (730) лет и родил сынов и дочерей.
17. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
“Малелеил… родил Иареда…”Происходя от евр. глагола jarad – означающего “спускаться, нисходить,” имя этого нового патриарха указывает на него, как на человека, откуда-то “нисходящего, спускающегося, падающего.” Удерживая как буквальный, так и переносный смысл этого слова, мы вправе предполагать, что здесь идет речь как о физическом нисхождении сифитов с какой-то высоты, так и об их нравственном упадке. Так как поколение Иареда, пятого от Адама через Сифа, было современно поколению Ламеха, пятого от Адама через Каина, и так как, с другой стороны, существует предание, что первоначально сифиты жили на высотах, а каиниты в низменных долинах, то не лишено правдоподобия и то мнение, по которому сифиты, увлекшись в век Иареда красотой современных им каинитянок (во главе которых стояла прекрасная Ноема, 4:22), спустились со своих высот в долины каинитян, вступили с ними в преступные связи и через то нравственно пали. Это мнение, исходя из филологии, опирается и на древнеиудейскую традицию, занесенную, между прочим, в кн. Еноха.
18. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
“Иаред… родил Еноха…”Имя этого патриарха, известное нам уже из генеалогии каинитов, указывает на его носителя, как на обновителя, начинателя, освятителя, словом – на нечто новое и, в качестве начаток, посвященное Богу. Но в то время, как Енох-каинитянин был началом мирского могущества и культурного господства их (выразив в постройке соименного ему первого города), Енох-сифитянин, наоборот, явился типичным представителем первобытной веры, надежды и благочестия, словом – всего того, что объединено в понятии ветхозаветной “праведности.”
21. Енох жил шестьдесят пять (165) лет и родил Мафусала.
“Енох… родил Мафусала…”В дословном переводе с еврейского это имя, по мнению авторитетных гебраистов, значит: “муж стрелы, человек оружия.” Так как, по более вероятному вычислению, Мафусал погиб в самый год потопа, то и находят возможным видеть в его имени символическое предуказание его смерти от этой стрелы божественного гнева, т.е. от потопа. И это тем более вероятно, что отец Мафусала – праведный Енох, по словам Апостола Иуды (14-15[167]), пророчествовал о потопе и, следовательно, в духе этого прозрения легко мог дать соответствующее имя и своему сыну.
22. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста (200) лет и родил сынов и дочерей.
“И ходил Енох пред Богом…”Подобное выражение встречается в Библии неоднократно (6:9; Мих. 6:8;[168] Мал. 2:6[169] и пр.) и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он стал глубоко проникаться благоговейным чувством божественного вездеприсутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою, и в строгом соответствии с этим согласует весь образ своего поведения и каждый шаг своей жизни. Данное выражение даже еще несколько шире – именно, заключает в себе намек и на следствия такого благоповедения, в форме особенной и исключительной близости к Богу, как это и передается на славянском тексте: “и угоди Енох Богу,” также и Апостолы Павел (Евр. 11:5[170]) и Иуда (14).
24. Благочестие Еноха и взятие его живым на небо.
23. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ"
Книги похожие на "Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лопухин - Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ", комментарии и мнения людей о произведении.