Авторские права

А. Лельевр - Эврика-86

Здесь можно скачать бесплатно "А. Лельевр - Эврика-86" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эврика-86
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эврика-86"

Описание и краткое содержание "Эврика-86" читать бесплатно онлайн.



В сборнике-ежегоднике «Эврика» рассказывается о важных научных идеях, поисках, решениях минувшего года в нашей стране и за рубежом.






В связи с историей хотонов я уже упомянул уйгуров. Это древний народ Центральной Азии с весьма трудной исторической судьбой, знавший эпоху своей гегемонии в этом районе мира,

расцвета культуры, собственную письменность, но истощивший силы в борьбе с иноземными захватчиками. Один из актов этнической трагедии происходит в семидесятых годах прошлого века, когда в последнем рывке к независимости и сохранению уйгуры примкнули к всколыхнувшему императорский Китай восстанию дунган.

Дунгане — еще одно национальное меньшинство Китая, также испытывавшее притеснения и преследования. Дунгане и уйгуры в этом восстании потерпели сокрушительное поражение. В поисках спасения уйгуры и дунгане отдельными группами и семьями устремились из разных районов Китайского Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) через горные перевалы и ущелья в среднеазиатские пределы России. Русским пограничникам было дано указание, пропустив беглецов, закрыть границу перед преследовавшими частями китайской армии. Все это происходило с осени 1870 года по 1881 год, когда граница была окончательно закрыта. Но и после этого, до 1884 года, продолжалось просачивание мелких групп беженцев. В Средней Азии им были отведены территории для поселения. Часть уйгурских и дунганских семей поселилась в Ферганской долине, где сто лет спустя, в 1970 году, их современные поколения, образовавшие несколько популяций, были изучены нашим аспирантом-уйгуром X. Каримовым, сотрудником Андижанского мединститута. Итак, датировка описанных событий — 1870–1884 годы, а начало обратного отсчета времени-1970 год.

Из конца прошлого века переместимся в его начало. Тогда в число территориальных владений России входила огромная страна, известная как Русская Америка, простиравшаяся от Аляски на севере до Калифорнии на юге, куда входили и Командорские острова, лежащие между Алеутской грядой и Камчаткой. Они не были обитаемы ни в древности (по данным

хеологической разведки), ни в момент их открытия при кораблекрушении экспедиции Беринга в 1741 году, ни позднее, вплоть до 1826–1829 годов, — здесь были лишь временные стоянки русских промысловых артелей, добывавших песца и морского зверя и возвращавшихся с добычей на Камчатку. В документах Российско-Американской компании сохранилось одно яркое свидетельство необитаемости островов в начале XIX века. С одного из кораблей Российско-Американской компании сообщалось, что в 1812 году с острова Беринга ими был снят один русский, оставленный там своей артелью на год охранять добытые шкуры, которые не могли увезти с собой, да забытый на целых три года. Так эта русская робинзонада определенно указывает, что и в 1812 году Командоры все еще были необитаемы.

Наконец было решено основать там постоянное поселение, которое служило бы стоянкой для судов — единственной связи Русской Америки с Россией. На Командорские острова было решено переселить алеутов с Алеутского архипелага. Осуществлял этот проект Ф. Литке во время кругосветной экспедиции на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 годах. Этими годами и датируются два исторических события: Командорские острова перестали быть необитаемыми, а в составе народов России появился новый народалеуты. Их генетическое исследование было проведено автором вместе с сотрудниками кафедры и Института антропологии Московского университета В. Шереметьевой и И. Перевозчиковым в 1970 году, то есть спустя без малого полтора столетия.

Далее в глубь времен — разрыв в тысячу триста лет, и следующая группа народов — это тюркоязычные тувинцы, тоджинцы и тофалары в Саянах. Напомню, что ныне тюркские языки распространены от Колымы на северо-востоке до Босфора на юго-западе Евразии. Но родина их — в Алтае-Саянском

нагорье и прилегающих районах Монголии. Время появления тюрков на исторической арене зафиксировано в летописях.

Первое письменное упоминание о тюрках относится к 518 году. И в нем уже встречаются этнонимы «теле» и «тубо», которые и сегодня звучат в названиях народов Алтая и Саян — теленгиты, телеуты, телесы и тубалары, тофалары, тувинцы.

В период 626–659 годов погибли две тюркские империи — Западный и Восточный Каганаты, между которыми Саяны составляли как бы северный пограничный район. Выход из-под центральной регулирующей власти дал начало самостоятельному независимому развитию тюркоязычных народностей на северной — сибирской — окраине Внутренней Азии. Будем считать, что это произошло в названный период, в 626–659 годах.

В конце жизни Чингисхана (умер он в 1227 году) монголы покорили саянских тюрков. Владычество монголов в Саянах длилось с XIII по XVI век. По указанию еще Чингисхана были созданы золотые прииски в самом центре земли тофаларов. Прииски действовали и многие века спустя, пока не оказались сведенными на огромной площади все леса, пошедшие на костры для разогрева меозлой земли в штольнях. И поныне Э1от район на расстоянии дня пути полностью лишен леса, а тофалары, чье традиционное хозяйство базировалось на охоте и оленеводстве, и сейчас обходят его. Так возникла экологическая граница между тофаларами по разные стороны зоны золотых приисков. Итак, попытаемся отыскать в генах современных тофаларов след событий, связанных с монгольскими завоеваниями Саян. Остается добавить, что генетическое исследование саянских тюрков было проведено автором со студентами Московского университета в 1964 году, то есть спустя 500–300 лет со времени названных событий.

^ Эврика-86

Углубимся в прошлое еще на тысячелетие и переместимся на Дальний Восток, в Приморье, где ныне проживают тунгусо-маньчжурские народности — удыгейцы и нанайцы — рыболовы и охотники по традиционному укладу. Их всего несколько сот человек в двух поселках. Однако за той картиной демографии и быта, которую застали русские ученые, — длительная и насыщенная событиями история этих народов, восстановленная советскими исследователями и проконтролированная по древним хроникам. Первые отрывочные сведения об этих племенах восходят еще ко 11 тысячелетию до нашей эры, а с середины 1 тысячелетия до нашей эры они становятся более регулярными в хрониках. Еще позднее они приобретают известность как создатели Золотой империи чжурчженей, а затем государств Мохэ и Бохай. В конечном счете все они потерпели поражение в борьбе с Древним Китаем, а затем и с монголами. У современных потомков этих блестящих предшественников все еще сохраняется элемент преемственности в материальной и духовной культуре. Так, в одном из мифов на космогонические темы повествуется, как однажды на небе вспыхнуло сразу десять солнц, испепелив на Земле все живое и расплавив саму Землю. О том, след какой космической или земной катастрофы хранит этот миф, едва ли уместно строить догадки. Но не менее интересен вопрос: когда возник миф, рассказываемый сегодня?

На это можно ответить более определенно, поскольку древние китайцы узнали о нем не позднее 111 века до нашей эры, так как в то время он уже был отражен в китайской поэзии. Вот отрывок из стихотворения "Призывание души" Цюй Юаня, жившего в то время:

Восточной стороне не доверяйся — Там великаны хищные живут И душами питаются людскими. Там десять солнц всплывают в небесах И расплавляют руды и каменья, Но люди там привычны ко всему…

Итак, первое тысячелетие до нашей эры (не позднее 111 века), а скорее первая половина или середина этого тысячелетия — вот последняя историческая веха на нашем пути генетического путешествия в историю. Остается добавить, что генетическое исследование тунгусо-маньчжурских народностей Приморья было проведено в 1970–1973 годах нашей аспиранткой В. Ворониной из Владимирского медицинского института.

…И результаты «проверки» истории генетикой, сведенные воедино, выглядят почти неправдоподобно.

Генетический календарь показал, что у хотонов переход от земледелия к скотоводству произошел в 1936 году, постановление о таком переходе было принято в 1934-м. Как мы помним по историческим данным, дунгане и уйгуры переселились из Китая в течение 1871–1884 годов; генетика дала 1870–1886 годы. Исторически зафиксированное заселение алеутами Командорских островов колеблется в пределах между 1826 и 1829 годами генетические часы показали 1827 год. Исторические летописи дают трехвековой разброс для даты «рассечения» золотыми приисками земли тофаларов (XIII–XVI века) — генетический календарь указал на 1420 год. По историческим данным, начало самостоятельного этногенеза восточносаянских тюрков приходится на период 626–659 годов; наши данные дают цифру 640. Начало этногенеза тунгусо-маньчжуров Приморья генетический календарь определяет VI веком до нашей эры, как бы уточняя принятую историками более осторожную датировку: VI 1-V века до нашей эры.

Теперь, спустя более двух десятилетий с начала наших исследований, мы прекрасно понимаем, что работа, по сути дела, только началась. И на пороге стоят новые проблемы, в том числе


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эврика-86"

Книги похожие на "Эврика-86" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Лельевр

А. Лельевр - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Лельевр - Эврика-86"

Отзывы читателей о книге "Эврика-86", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.