Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
торый по взглядам соответствует английскому деизму и подобно
ему оспаривает необходимость откровения, стремясь заменить его
естественной религией.
Хотя неология в принципе построена на прежних идеях, она, тем
не менее, в общем заслуживает своего названия («новое учение»),
поскольку в ней дух нового времени впервые обрел выражение в
разработанных богословских построениях. С этого времени можно
говорить о неопротестантизме как преобладающем течении в
отличие от раннего протестантизма.
Среди неологов наиболее выдающимся часто считается
ИОГАНН ЗАЛОМО ЗЕМЛЕР (Semler, ум. 1791; профессор в Галле).
Он также во многом способствовал развитию теологии
посредством своего ис-торико-критического метода, который он
применял как к Библии, так и к истории догмы. Тем не менее он
несколько критически относился к новым течениям и решительно
выступал против натурализма в изложении теолога К.Ф. Бардта и
Реймаруса. Зем-
296
лер был во многом учеником Баумгартена, и несмотря на свои
радикально новые идеи, он стремился сохранить связь с ранним
лютеранством. Он обращался к трудам Лютера для
подтверждения своих взглядов. Из-за такого промежуточного
положения его отношение ко многим вопросам неясно и исполнено
компромиссов.
Вклад Землера прежде всего состоит в применении историко-
критического метода. Своей непредвзятой критикой он желает
обновить богословие и освободить его от уз догматики. Истори-
ческое рассмотрение становится для него средством освобожде-
ния от догматов.
Землер заложил основание истории догмы как научной дис-
циплины. Он также является одним из первых представителей так
называемой библейской критики, поскольку применяет методы
критического исследования истории также к Писанию. Он
предполагает существование резкого различия между
Ветхим и Новым Заветом. Канон означает для него лишь
собрание принятых церковью писаний. Таким образом, речь не идет
о каком-то изначальном каноническом авторитете. Содержание
Писания оценивается по нравственным меркам. Можно сказать,
что так называемая литературная критика Нового Завета
начинается с исследований Землера, например, с его изучения
языка писаний апостола Иоанна.
Для того чтобы объяснить недостаточное соответствие между
Новым Заветом и нравственной религией, которую Землер ис-
пользует как мерило, он предполагает, что Христос и апостолы
сознательно приспосабливались к представлениям своего времени
(так называемая теория аккомодации). Поэтому христианство
может и должно развиваться за границами библейского учения
(«способность к совершенствованию»). Откровение не совпадает с
Писанием. Существенными в нем считаются основные истины,
непосредственно относящиеся к нравственному улучшению
человека и способные произвести нравственное воздействие (Бог
как Отец; Иисус как учитель; Святой Дух как источник нового
духовного устроения).
Попытки Землера представить новые идеи, полностью не от-
вергая прежней традиции, выражаются в проводимом им различии
между теологией и религией, а также между частной и обще-
ственной религией. Понятие «теология» не равнозначно, как
прежде, учению Писания или содержанию откровения, но обо-
значает лишь особые знания, которыми обладает учитель теологии.
Таким образом, теология — это человеческое, историческое
явление, различное по содержанию в разные времена, в разных
297
местах и в различных религиозных группах. Теологии противопо-
ставляется религия, которая обозначает живое благочестие, соот-
ветствующее всеобщему религиозному сознанию, но в то же вре-
мя опирающееся на христианское откровение. По
сравнению с религией, теология выполняет историко-критическую
задачу. Таким образом, характерная для прежней традиции тесная
связь между богословием и верой церкви заменена у Землера
резким разграничением между ними.
В то же время Землер проводит различие между частной и об-
щественной религией. Поскольку индивид должен реализовать свое
непосредственное, связанное с нравственным сознанием религи-
озное чувство, общество ради внешнего порядка и единообразного
исповедания религии должно придерживаться определенного ве-
роисповедания и определенных положений вероучения, которые,
однако, не полностью соответствуют намерениям индивидуального
благочестия.
Таким образом, очерченный Землером путь развития бого-
словия — это не внезапное свержение прежних общепринятых
авторитетов, но осторожная реформа и постепенное совершен-
ствование.
Несмотря на нечеткость, характерную для точки зрения Земле-
ра, его идеи имели большое значение для последующего развития.
В первую очередь, во многих отношениях его идейным
наследником стал Фридрих Шлейермахер (см. ниже). Например, он
продолжает мысль об историческом развитии учения церкви.
Свобода от авторитета Писания в прежнем смысле слова, критика
догмата, субъективистское определение религии — черты,
объединяющие Шлейермахера с Землером, так же как и с неоло-
гией вообще.
ИОГАНН АВГУСТ ЭРНЕСТИ (Ernesti) (ум. 1781; профессор в
Лейпциге) стоит на более консервативных позициях, нежели
Землер. Его основной вклад относится к сфере герменевтики. В
основу теологии он стремится положить метод грамматико-
исторического толкования Писания. Толкование Библии ставится
на один уровень с истолкованием любого другого текста.
Отправной точкой становится филологическое исследование.
Таким образом, цель Эрнести — освобождение экзегетики от
догматов. Он также не согласен с требованиями пиетистов к
личному благочестию толкователя. Несмотря на консервативные
взгляды, Эрнести критически относится к традиционному
богословию и среди прочего отвергает учение ортодоксии о трех
служениях Христа.
298
РАЦИОНАЛИЗМ И СУПРАНАТУРАЛИЗМ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Иногда все мировоззрение эпохи Просвещения характеризуют
термином «рационализм», но такое обобщение является весьма
грубым, поскольку в разных направлениях в этот период вопрос о
разуме и откровении решается различными способами. Поэтому
более оправданно использовать термин «рационализм» для обозна-
чения особого течения, которое, в отличие от деизма, не полностью
отвергает христианское наследие (ср. натурализм), но считает, что
религия откровения заключает в себе религию, полностью
построенную на разуме, и постепенно развивается в этом направ-
лении. Такие идеи встречаются у ГОТХОЛЬДА ЛЕССИНГА (Lessing;
ум. 1781) уже в 1770-е годы; они обусловлены его противостоянием
как ортодоксии, так и неологии. Приверженцы последнего на-
правления также утверждали, что положения естественной религии
подтверждаются откровением, тогда как Лессинг рассматривает
откровение как пройденную стадию: его содержание можно
трансформировать в постижимую разумом истину.
В чистом виде богословский рационализм представлен в со-
чинении ИММАНУИЛА КАНТА (Kant; ум. 1804) «Religion innerhalb
der Grenzen der blossen Vernuft» (1793 г.). Сам Кант видит различие
между рационализмом и натурализмом (радикальным деизмом) в
том, что рационализм не отрицает откровения. Однако он
утверждает, что необходима лишь нравственная религия разума.
Существенным в религии является изменение расположения духа,
посредством которого в человеке преодолевается «радикальное
зло» и насаждается добро. Это происходит через наказание и
покаяние. Церковь и христианство могут дать толчок к такому
спасению. Их учения следует истолковывать в соответствии с
нравственными положения, которые одни являются всеобщими в
соответствии с религией разума. Кант порывает с эвдемонизмом
эпохи Просвещения: на первое место выдвигается не
счастье, а абсолютный этический императив. Тем не менее, он
сохраняет пелагианское учение о спасении и нравственное
восприятие религии. Деистская схема (Бог — добродетель —
бессмертие) составляет важный элемент его концепции.
Ведущим догматиком рационализма стал Й.А.Л. ВЕГШНЕЙДЕР
(Wegschneider; «Institutiones theologiae christianae», 1815 г.). Основ-
ные положения христианства в его концепции ложно истолкованы
или отвергнуты; отрицаются чудеса и все сверхъестественное; об-
ращение понимается по-пелагиански; Таинства рассматриваются
как символы. Так, например, воскресение Христа
объясняется
299
как пробуждение мнимо умершего, смерть Христа — как символ
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.