Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
воскресения плоти. Гностицизм не имел эсхатологии: вместо гряду-
щего завершения со вторым пришествием Христа говорили
о восхождении души в Плерому.
Многие идеи гностицизма встречаются позже в неоплатонизме
и родственных ему идеалистических взглядах. Даже в христианс-
ких теологических направлениях, на которые оказала сильное вли-
яние греческая философия, существуют тенденции, напоминающие
о гностицизме.
МАРКИОН причислялся современниками к гностикам, и в ос-
новных пунктах, которые только что были рассмотрены («blasfemia
26
creatoris», докетизм, отрицание воскресения плоти) его взгляды
совпадают с гностическими. Но в других отношениях он полностью
самостоятелен и выдвигает совершенно иные идеи. Так, например,
он не был синкретистом, а наоборот, хотел реформировать
христианство, искоренив все то, что, согласно его пониманию,
противостояло Евангелию. У него также отсутствуют мифологи-
ческие измышления, которые были столь характерны для гности-
цизма. Маркион также не говорит о каком-то гнозисе, доступном
лишь для пневматических людей. Он хочет лишь проповедовать
простую веру. Таким образом, у него нет учения о классах людей.
В современных исследованиях (прежде всего у Гарнака) большое
внимание уделяется чертам, отличающим Маркиона от гностиков;
его рассматривают совершенно в ином свете, нежели гностиков.
Его считают реформатором, вновь открывшим забытого другими
апостола Павла, проповедником спасения лишь по благодати в
эпоху, когда морализм был господствующей тенденцией в
богословии.
Когда отцы церкви считают Маркиона опаснейшим из всех ере-
тиков, это свидетельствует о том, что для них на первый план
выходили другие стороны теологии Маркиона: его учение о Боге, о
Христе, его радикальное разделение Закона и Евангелия. В этих
учениях находили то, что объединяло его с гностицизмом и влекло
за собой отрицание основных догматов Церкви. В теологии
Маркиона присутствовали обе эти стороны, и черты, отличающие
его от гностиков, являются поводом для самостоятельного
рассмотрения его учения.
В начале Маркион принимал веру Церкви, но затем он попал под
влияние сирийского гностика по имени Кердон, а впоследствии
сформулировал свою самостоятельную теологию. Около 140 года
он приехал в Рим, был отлучен от Церкви и основал собственную
церковь, которая со временем широко распространилась и остатки
которой сохранялись в отдельных местах вплоть до VI века.
Отправной точкой для Маркиона является различие между За-
коном и Евангелием, между Ветхим и Новым Заветом. Апостол
Павел говорит о свободе христиан от Закона, а Маркион истол-
ковывает это таким образом, будто бы закон вообще является
пройденным этапом и что следует проповедовать Евангелие, не
примешивая Закон. Закон был заменен новым порядком. Евангелие
есть новая, ранее неизвестная весть, которая заменяет Закон и
является его противоположностью. Тертуллиан характе-
27
ризует этот взгляд словами: «Separatio legis et evangelii proprium et
principale opus est Marcionis» (Adv. Marc. I, 19).10
Эти рассуждения Маркион связывает с учением гностицизма о
двух Богах. У Маркиона (и это характерно для него) бог-творец,
Бог Ветхого Завета, становится также Богом Закона, который
проявляет Себя в строгости и гневе, мстит Своим врагам
и держит верных Себе людей под гнетом Закона. Высший Бог для
Маркиона — это не столько абстрактное духовное существо, бес-
конечно отдаленный Бог, но это незнакомый Бог, которого мир не
знал, но Он явил Себя во Христе. Этот Бог — Бог милосердия и
благодати. Он есть одна любовь. Он борется с Богом праведности
и Закона, побеждает его и из чистой благодати спасает верующих
в Него. Этот аспект богословия Маркиона является односто-
ронним, а значит, искаженным толкованием учения апостола Павла
об оправдании. Бог любви у Маркиона не имеет ничего общего с
Законом. Происходит радикальный разрыв между праведностью и
милосердием, между гневом и благодатью.
Христос проповедует Евангелие о Боге любви. Он Сам и есть
этот Бог, явивший Себя на земле в годы правления императора
Тиберия. Он появляется в призрачном облике. Поскольку Он от-
личается от Бога творения, Он не может воспринять человеческую
плоть. Маркион придерживается докетической христологии. Од-
нако он приписывает спасительное значение страданию и смерти
Христа. Это отличает его от гностиков, но по существу и проти-
воречит его докетическим идеям. На этот факт указывает Ириней:
«Как Он мог быть распят и как из Его пронзенного бока могли
истечь кровь и вода, если Он не был из плоти, а лишь казался
человеком?» (Adv, haeres. IV, 51,1).
Бог Маркиона — это Бог, которого не нужно бояться верующе-
му, ибо Он есть одно благо. На основании такого взгляда можно
было бы ожидать полного безразличия к нравственным вопросам.
Но Маркион, напротив, подобно гностикам, проповедует строгий
аскетизм. Он также считал брак неким злом. Цель этой аске-
тической этики состоит в освобождении от Демиурга, Бога творе-
ния и Закона.
Маркион также известен своим радикальным пересмотром ка-
нона. Он отвергает Ветхий Завет, как содержащий лишь проповедь
Закона и Бога иудаизма. Мессия иудаизма не имеет ничего общего
со Христом. Маркион также отвергал аллегорическое тол-
10 «Подлинное разделение Закона и Евангелия есть главное дело Маркиона». —
Прим. перев.
28
кование. Он желает исключить из Нового Завета все то, что имеет
отношение к Закону или к иудаизму. Он сохранил лишь десять
Посланий апостола Павла (исключил пастырские послания), а так-
же сократил Евангелие от Луки. Это определение рамок канона
представляет собой радикальную попытку Маркиона определить,
исходя из его понимания сущности христианства, какие писания
должны быть нормативными.
Критика Маркиона отцами церкви относилась к тем же положе-
ниям вероучения, что и критика гностицизма вообще: он отрицал
Бога как творца и проповедовал об ином боге, а не о творце неба и
земли; своей докетической христологией он отрицал воплощение;
также в его учении не оставалось места для воскресения плоти.
Спасения могла достичь лишь душа, но не тело, принадлежащее
материи.
4. ОТЦЫ-АНТИГНОСТИКИ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
(ИРИНЕЙ, ТЕРТУЛЛИАН,
ИППОЛИТ)
Борьба с гностицизмом во многих отношениях отразилась на
богословии, сформулированном отцами Церкви первых веков. Важ-
но учитывать опровержение гностицизма как контекст для изложе-
ния христианской веры, с которым мы встречаемся в трудах так
называемых отцов-антигностиков. В их произведениях в центре
стоит вера в сотворение, в отличие от более поздней западной
традиции, в которой учение о спасении часто было объектом ос-
новного интереса за счет других догматических вопросов. Гности-
ческий идеализм с его отрицанием сотворения побуждал отцов
Церкви также подробно рассмотреть учение о Боге и учение о со-
творении, наряду с вопросами о человеке, о воплощении и о вос-
кресении плоти. Другой характерной чертой является номисти-
ческий основной подход, который, например, проявляется у
Тертуллиана. Его также следует отчасти рассматривать на фоне
гностицизма с его проповедью свободы от Закона и превратным
истолкованием учения апостола Павла об оправдании в антиноми-
ческом направлении (Маркион).
ИРИНЕЙ
Ириней родился в Малой Азии и, будучи ребенком, общался с
Поликарпом Смирнским, который был, в свою очередь, учеником
апостола Иоанна и произвел на Иринея глубокое впечатление. В
своей теологии он также наиболее близок малоазийской
29
традиции, восходящей к Св. Иоанну. Но свое главное дело Ири-ней
совершил на Западе. Около 177 года он стал епископом в
Лионе и оставался там до самой смерти (в начале III века).
Из наследия Иринея до нашего времени дошли лишь два произ-
ведения. Одно из них — подробное опровержение гностиков,
«Adversus haereses», сохранившееся в латинском переводе, наряду
с фрагментом греческого подлинника. Другое произведение,
«Epideixis», представляет собой изложение основных учений «апо-
стольской проповеди». Ранее оно было известно лишь по названию,
но было вновь открыто в 1904 году в армянском переводе.
Основная цель богословских трудов Иринея состояла в том,
чтобы защитить веру, хранимую с апостольских времен, от новых
учений гностиков. Угрозу для христианства прежде всего пред-
ставлял гнозис Валентина, поскольку он разрушал единство Церкви
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.