Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Рационализм, сенсуализм, иррационализм - гносеологические принципы философии. Рационализм (лат. Rationalis - разумный) - учение в гносеологии, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - могут быть почерпнуты только из самого ума: из понятий, врожденных уму (Р. Декарт), или из понятий, существующих в виде задатков и предрасположений ума (Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Ф. В. И. Шеллинг, Г. Гегель). Рационалисты склонны к порядку, любят и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, все непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.
Сенсуализм (лат. Sensus - восприятие, чувство) - учение в гносеологии, признающее чувственное познание основным способом познания мира (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ф. Бэкон).
Волюнтаризм (лат. Voluntas - воля) - учение, полагающее волю основой мира (А Шопенгауэр, Ф. Ницше). Под волей понимается хотение, желание, мотивы побуждающие к действию (воля к власти, воля к расширению своего Я). Иррационалисты - большие любители парадоксов, загадок, мистики. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.
Прагматическая функция раскрывает содержание философии как руководства к действию. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества.
Философы-методологисты осмысливают преимущественно формы и средства человеческой деятельности.
Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития, формирование гражданского сознания и культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями.
Аксиологическая функция философии осуществляется через механизм образования и функционирования ценностных значений. В XX в. большое значение приобретают общечеловеческие ценности, выработанные многовековой историей человечества, направленные на развитие и выживание мировой цивилизации.
Критическая функция. Критическое философское размышление служит определению и уточнению границ философствования, выяснению того, что может философия, а что не может. Характерная особенность философии - ее предельная критичность. Задача философии - быть чернорабочим, разгребающим старье прошлого с целью расчистки места для философии будущего. Критичность философии означает свойственную философскому мышлению способность сомневаться - прежде всего в том, что обычному человеку кажется понятным и само собой разумеющимся, но также и в собственных результатах. Критичность не самоцель философии, не способ просто выделиться и заявить о себе, разрушить установленный порядок вещей, но исходный момент рефлексии - поиск мыслью внутри себя самой собственных ясных и точных оснований.
Телео-теологическая функция определяет отношение философии к понятию "Бог". Деизм (от лат. Deus - Бог) разделяет Бога и мир непроходимой и непреодолимой пропастью. Бог трансцендентен (от лат. "transcendentis" переступающий, выходящий за пределы) миру. Деизм считает Бога надмировым, допускает творение Богом мира, создание им материи из ничего и законов, по которым она существует. Создав мир и подчинив его законам, Бог больше не вмешивается в процессы этого мира, поскольку его вмешательство свидетельствовало бы о том, что Бог сам себя исправляет. Познать существо Бога невозможно, поскольку Бог находится вне мира и ничем себя в нем не обнаруживает: никакие личностные взаимоотношения с Ним невозможны.
Пантеизм (от греч. "pan" - все и "theos" - бог, дословно - "всебожие"). Бог имманентен (от лат. "immanentis" - свойственный, присущий) миру. Бог слит с Природой или разлит в ней. Бенедикт Спиноза утверждал: "Deus sive Natura" (Бог или природа). Бог - это сама природа. Никаким отдельным от природы существованием или отличными от природы признаками Бог не обладает. Изучая, подчиняясь и почитая Природу, мы изучаем и почитаем Бога.
Деизм и пантеизм, на словах признавая идею Бога для решения некоторых мировоззренческих проблем (например, возникновения мира), выступали против веры в Бога как в личностное существо, с которым человеку можно общаться.
Теизм на словах соединяет в себе черты деизма и пантеизма: Бог одновременно и имманентен Природе и трансцендентен по отношению к ней. Трансцендентность Бога заключается в том, что Он выше созданной им Природы, недоступен своим тварям, непостижим разумом человека. Бог однако не удален от человека, находится рядом с ним, всегда слышит наши обращения к нему, всегда готов придти к нам на помощь.
Атеизм (от греч. "а" - без, не; и "theos" - Бог) - безбожие, отрицание существования Бога. Различные оттенки атеизма: от веры в то, что Бога нет, сомнения в существование Бога до твердого отрицания существования сверхъестественного. Атеизм выступал исторически как а-деизм. А-деизм представлял собой радикально антисакральную, гиперкреационистскую версию отношения к Богу, где он настолько далек (трансцендентен), что его как бы и нет (Ф. М. Вольтер, А. Р. Тюрго, Ф. Бэкон). Исторически в атеизме была значительная доля пантеистической тяги к неосакральности, отказ от иссушенной реальности деизма.
Советский тип сознания был атеистичен и религиозен одновременно: в этом можно увидеть продолжение линии Б. Спинозы.
Глава 6
Место и роль философии в современной культуре
Философия как культурный феномен
Философия всегда личностна - это ее не порок - это ее сущность. Для Николая Александровича Бердяева философия - всегда личное мировосприятие. Философия познает бытие из человека и через человека; в человеке видит разгадку смысла. Главное в философии - личность ее творца, индивидуальность, которая по-своему мучается над разгадкой своего бытия, ищет смысл жизни, смысл мира. Истина - бытие осмысленного существования. Философия - исповедь ее автора.
Научиться философствованию можно путем соприкосновения с философскими текстами как выражениями сознания или вдохновения других. Философский текст как застывший след, слепок, отпечаток живого философствования. Философствовать - значит войти в философию, обосноваться в ней, вести себя в согласии с нею.
Жанры философского дискурса
Философский дискурс - формальная организация мысли. Его важнейшими компонентами являются сверхпонятия (События, Другой, Субъект, Тело), понятия, термины, порядок и стиль высказывания.
Философское высказывание - голос самой вещи.
Жанровое многообразие философии в его исторически детерминированных практиках. Сплав дидактичности и личной убежденности в философском афоризме. Исповедь как пересечение самосознания культуры и личной судьбы. Акт понимания как самоизменение в ходе диалога. Диалог - средство приближения к истине. Его цель - самосовершенствование для того, чтобы подойти ближе к истине. Совмещение "вечной вести" и ситуации времени в апологии "за" и в апологии "против". Философский трактат как поле систематического рассуждения, как путешествие по предметной области с целью выявить ее границы. Соединение мысли, образа и бытия в философском эссе.
Стили философствования
Стиль философствования относится к типу культуры. Выделяют вопрошающий, научающий, сомневающийся, доказывающий, убеждающий стили философствования. В современной отечественной философии отмечается напряженное сосуществование трех стилистических полей: марксистского, религиозного русского, современного западного. Идеологическая риторика - специфическая черта марксистского философского языка. Первенство интуиции в языке русской философии. Доминирование игры слов с осознанной установкой на непонятное, нелогическое и несистемное в современной западной философии.
Язык философии
Философские понятия имеют символический характер. "Смерть", "Ничто" фундаментальные символы философии. В них философия выступает не как система знаний, а как конструкция по трансформации человека и создании условий человеческой жизни как человеческой. Специфика философских категорий по сравнению с обыденными восприятиями и мифическими образами. Философия метаязык всех наук, видов познания и сознания.
Фундаментальное различие в философии: мир как нечто незавершенное, беспредельное, рассыпанное, и собранный, завершенный мир (мир онтический и мир онтологический). Философия как призадуманность неразрешимыми вопросами-символами (тайнами).
С другой стороны, философский язык - часть общенационального языка. Необходимость осознанных усилий по формированию национального философского языка (перевод, расшифровка, истолкование, комментирование). Вклад философии в формирование общекультурных понятий, в выработку языка самоописания культуры.
Природа философских категорий
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.