» » » » Вильгельм Тике - Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг.


Авторские права

Вильгельм Тике - Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Вильгельм Тике - Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг.
Издательство:
Эксмо
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-699-09153-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг."

Описание и краткое содержание "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг." читать бесплатно онлайн.



Нефть — кровь современной войны! Она жизненно необходима для танков, самолетов, автомобилей... Если нет нефти — нет горючего, вся эта грозная техника превращается в одно мгновение в бесполезную груду металла. А потому именно захват кавказских нефтепромыслов во вторую летнюю кампанию на Востоке в 1942 г. должен был обеспечить немецкую военную промышленность необходимыми запасами нефти и стать залогом победы — так считал Гитлер и его окружение. Но никто из нацистского руководства не мог и представить, какими невосполнимыми для Германии потерями обернется этот, казалось бы, тщательно продуманный план. На Кавказе с июля 1942 г. по октябрь 1943 г. развернулись ожесточенные сражения за позиции, перевалы, горные цепи, высоты и порты, но, несмотря на огромные жертвы, немецким войскам поставленной цели достигнуть так и не удалось.






По русским источникам, 3 и 4 сентября подразделения советской морской пехоты на Таманском полуострове вели бои с 46-й пехотной дивизией. Четвертого сентября 46-я пехотная дивизия заняла город Тамань. Через день оставшиеся советские войска были погружены на корабли у мыса Железный Рог и морским путем доставлены в Геленджик. В дневнике Жеха 4 сентября появилась запись: «Тамань взята. База снабжения переведена туда. С 6 по 17 сентября 46-я дивизия будет находиться в районе Тамани».

Восьмого сентября подполковник Жех сделал запись: «Решение принято. Мы идем на Кавказ». 46-я пехотная дивизия 18 сентября двинулась маршем через Старотитаровскую, Варениковскую, Анастасиевскую, Краснодар, Белореченскую, в район южнее Майкопа. Она должна была принять участие во второй попытке наступления на Туапсе на левом фланге горнострелковой дивизии Ланца.

Румынская 3-я горнострелковая дивизия направилась в район к югу от Крымской.

Десятого сентября 1942 года командир 5-го армейского корпуса генерал Ветцель смог доложить о взятии города Новороссийска. Но прибрежную дорогу на Туапсе открыть не удалось.

В начале сентября советский Северо-кавказский фронт был переименован в Черноморскую группу в составе Закавказского фронта. Это улучшило управление войсками. Советская 47-я армия, оборонявшая Новороссийск, закрепилась в промышленном районе на восточной окраине города и со всей решимостью преградила доступ к прибрежной дороге.

В результате перегруппировок советских войск и энергичных требований Ставки по обороне на фронт снова были переброшены войска, которые противник до этого эвакуировал из различных мест. С 8 по 11 сентября крейсер «Красный Крым», лидер «Харьков», сторожевик «Шторм», эсминцы «Сообразительный» и «Железняков» доставили из Поти в Туапсе и Геленджик подразделения 137-го и 145-го стрелковых полков и 3-ю бригаду морской пехоты.

С 12 по 24 сентября полки 73-й пехотной дивизии пытались пробиться к прибрежной дороге. Адамовичская балка, цементные заводы «Пролетарий» и «Красный Октябрь», электростанция, комплекс зданий «Сталин» и «Кино», а также «Третье ребро» — вот названия, густо политые потом и кровью храбрых 213-го и 170-го полков. За каждый дом, за каждую каменоломню, за каждое здание и территорию заводов шли с переменным успехом тяжелейшие бои. Здесь истекали кровью 173-й и 658-й саперные батальоны, шли в атаку штурмовые орудия 249-й бригады. Сюда направляли свое напряженное внимание и по этим местам составляли свои планы офицеры штаба 5-го армейского корпуса в Марчанской. Отсюда шли донесения командиров полков на командный пункт дивизии в Верхне-Баканской. Но все надежды и чаяния были напрасны. Двадцать четвертого сентября был взят комплекс зданий «Сталин». Обескровленные 170-й и 213-й полки были остановлены перед «Третьим ребром». Советские соединения закрепились на восточном берегу Цемесской бухты и закрыли немцам вход на прибрежную дорогу. Фронт остановился.

Затем подошедшая румынская 3-я горнострелковая дивизия сделала попытку из района сосредоточения Абинская, У сунь пробиться по горнолесистой местности восточнее Новороссийска к прибрежной дороге и открыть дорогу на Туапсе. Эта попытка была предпринята одновременно со вторым наступлением на Туапсе вдоль дороги Майкоп — Гойтхский перевал — Туапсе.

Румыны начали наступление 19 сентября и потеснили сильно потрепанную советскую 216-ю стрелковую дивизию. К 22 сентября удалось прорвать советскую оборону на 6 километров в глубину. 25 сентября подтянутые к месту прорыва советские батальоны морской пехоты ударили с флангов и окружили передовой отряд румынской 3-й горнострелковой дивизии. Румыны понесли большие потери в людях и вооружении. Последовали контратаки советских войск вдоль прежней линии фронта. Затем фронт замер и здесь.

С 14 по 30 октября полки 73-й пехотной дивизии снова атаковали советские оборонительные позиции у Цемесской бухты. О прорыве к прибрежной дороге никто уже и не мечтал. Цель немецких атак заключалась в улучшении немецких позиций. До наступления зимы было необходимо оборудовать прочную зимнюю линию обороны. «Третье ребро» и еще несколько комплексов зданий были взяты. Во время атак немцы и русские боролись за каждую пядь земли и истощили свои силы. По окончании этих боев 213-й гренадерский полк был сведен в две стрелковые и две пулеметные роты. Такая же картина наблюдалась и в других полках. Это была последняя попытка открыть Черноморское шоссе на Туапсе.


ШТУРМ ВЫСОКОГОРНЫХ ПЕРЕВАЛОВ

Гонка к горам — Боевая группа фон Хиршфельда берет Клухорский перевал — Восхождение на Эльбрус — 30 километров до Черного моря — «Нет ли у вас самолетов, чтобы обеспечить снабжение?» — Оборона на Главном хребте


Двадцать восьмого июля, сразу после того как пал Ростов, командующий группой армий «А» генерал-фельдмаршал Лист прибыл на командный пункт 49-го горнострелкового корпуса и объявил его командиру генералу Конраду благодарность за бои в Ростове.

На командном пункте, расположенном в одном из зданий Ростова, генерал Конрад узнал о дальнейшем замысле командования по поводу предстоящих действий 49-го горнострелкового.

— 17-я армия в ходе наступления перейдет через Кавказ, — сказал Лист и после короткой паузы задал прямой вопрос: на каком направлении предполагает командование корпуса свои дальнейшие действия?

— Через Майкоп! — ответил Конрад.

— Горнострелковый корпус двумя дивизиями предположительно будет наступать через высокогорные перевалы западнее Эльбруса в направлении Сухуми, чтобы открыть путь в Закавказье 17-й армии, наступающей вдоль узкой прибрежной полосы через Туапсе!

В ходе беседы генерал Конрад в общих чертах узнал план ОКВ, который затем неоднократно будет подвергнут многочисленным изменениям в зависимости от конкретной обстановки.

Итак, главная задача ясна! Незамедлительно штабы горнострелкового корпуса приступили к планированию. Для этого в качестве справочника послужила разработка Высокогорной школы Фульпмеса «Высокогорные перевалы Кавказа», в которой были отражены три решающих фактора:

1. До начала зимы на высокогорных перевалах осталось менее восьми недель. В конце сентября из-за сильных снегопадов активное движение через них прекращается.

2. Единственный большой проход, через который ведут на Туапсе железная и шоссейная дороги, сообщающиеся с прибрежной дорогой, ведущей к Сухуми, находится в Понтийском (Лесном) Кавказе.

3. Проходы через высокогорные перевалы описаны неточно. Данные о важнейшем переходе — Военно-Сухумской дороге — ненадежны. Она местами сильно разрушена, и ширина ее не превышает ширину одной повозки.

О важнейшем проходе — Военно-Сухумской дороге — в Военно-географическом описании говорится следующее:

«Военно-Сухумская дорога. От северного обреза карты до курорта Теберда (156 км), проезжая для автомобильного транспорта. Отсюда еще 34 км можно проехать на гужевом транспорте. Затем возможны следующие маршруты: 8а — через перевал Домбай — Ульген (3007 м), так же как и 7- (покрыт ледником, непроходим для вьючных животных) — 86 — через Клухорский перевал (2816 м) — Асхара. К перевалу серпантином ведет 13-километровая тропа* местами обрушенная и крутая. Перевал покрыт небольшими снежными полями. Летом пастухи гонят отары овец через перевал. Он проходим для вьючных животных. После перевала за Асхарой дорога пригодна для движения гужевого транспорта. Маршрут 40 — с трудом проходим для гужевого транспорта. (G.41) — 1936 г. начато строительство проезжей дороги через перевал, закончено в том же году. (G. 41) — 9 — через Нахарский перевал (2867). С трудом проходим для вьючных животных, на перевале — снежные поля»[7].

Оценка описания и карт позволила сделать вывод, что только части, способные передвигаться в условиях горной местности, могут действовать в условиях высокогорья. Моторизованные части корпуса, тяжелая артиллерия, противотанковая артиллерия и тыловые колонны после овладения перевалами у Туапсе должны были следовать через них к прибрежной дороге.

В это время танковые и моторизованные соединения с плацдармов на Дону и Маныче рванулись на юг. И горные стрелки двинулись за ними. От гор их еще отделяли 500 километров, но с каждым шагом егерей все больше охватывала настоящая горная лихорадка.

Пятого августа командир 1-й горнострелковой дивизии отдал приказ о формировании одной высокогорной роты для восхождения на Эльбрус. Позднее по приказу командира 49-го горнострелкового корпуса в нее были откомандированы капитан Геммерлер и четверо солдат из 4-й горнострелковой дивизии. В восхождении должны были принять участие обе дивизии. Покорение Эльбруса требовало от команды высокой горной подготовки. Состояла она из опытных альпинистов, часть из которых участвовала в восхождении на вершины в Гималаях. Капитан Грот, начальник этой экспедиции, вылетал к горному массиву на самолетах дальней разведки 4-го авиакорпуса, чтобы разведать пути подхода к вершине.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг."

Книги похожие на "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вильгельм Тике

Вильгельм Тике - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вильгельм Тике - Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг."

Отзывы читателей о книге "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Гость Сергей17.04.2018, 19:09
    Высота Эльбруса 5642метра.
  2. Александр18.08.2019, 23:41
    На 18 странице следует читать Зассоавская а не Сасовское, Темиргоевская а не Термигоевская
  3. Александр19.08.2019, 00:24
    На 20 странице читать не село Калмыково а Калмыков
  4. Парубок05.03.2020, 16:56
    Книга достаточно интересная. Главный вывод лично для меня: как могли немцы не учесть того обстоятельства, что при атаке в гору у них преимущество из-за более удобных линий снабжения. Но как только взяли вершину - ситуация меняется на обратную? Получается, лезли в гору, ломая ожесточенное сопротивление наших, с очень и очень призрачной надежной на победу в данной битве? И второе: очень подробное и, видимо, достаточно объективное описание боев по захвату Кавказа, но в то же время очень коротко и скупо о том, как бежали с него после Сталинграда и наступления на Ростов Красной Армии.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.