» » » » Николай Маркевич - История малой россии - 1


Авторские права

Николай Маркевич - История малой россии - 1

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Маркевич - История малой россии - 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Маркевич - История малой россии - 1
Рейтинг:
Название:
История малой россии - 1
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История малой россии - 1"

Описание и краткое содержание "История малой россии - 1" читать бесплатно онлайн.



Маркевич Микола (1804-60), історик, етнограф, поет і музика-композитор, приятель Т. Шевченка, народився у селі Турівці на Прилуччині, де жив і помер; студіював у Петербурзі (у пансіоні при Педагогічному Інстетуті), і в Москві (вчився музики у Дж. Фільда). Близький до декабристських літ. кіл. (писав вірші, перекладав на російську мову Шекспіра й Байрона тощо), Маркевич з великим захопленням зустрів поезії К.Рилеєва, присвячені визвольній боротьбі України в минулому. вся літературна й наукова творчість Маркевича була просякнена патріотичним духом. 1831 р. він видав у Москві свої "Украинские мелодии", де у віршах російською мовою оспівував героїчне минуле України. Протягом довгих літ Маркевич збирав матеріали до історії України, м. ін. в архівах, зокрема в чернігівських. Проте основним джерелом для нього була "Історія Русів" (тоді ще не опублікована), під ВПЛИВОМ якої написаний головний твір Маркевича

"История Малороссии" (закінчений 1838, надрукований у 5 томах у Москві 1842-43; 1-2 том - основний текст, а 3-5 том. - документальні додатки, примітки, опис джерел, списки полків, сотень січових куренів, реєстр володарів України, списки ген. старшини, полковника, вищого духовенства, хронологічні таблиці тощо). Хоч "История Малороссии" з боку науково - методологічного вже не відповідала тодішньому станові історія науки, своєю схемою історії України, яку Маркевич розглядав як самостійний і безперервний процес розвитку від найдавніших часів аж до сучасности, твір Маркевича мав не абиякий вплив на сучасників (зокрема на Шевченка, який присвятив Маркевичу вірш "Бандуристе, орле сизий") і українську історіографію 19 в., а документальні додатки до нього збергають певне значення и досі.


Издание книгопродавца О.И. Хрусталева.

М О С К В А.

В типографии Августа Семена,

при Императорской Медико — Хирургической Академии.

1842.


Печатать дозволяется

с тем, чтобы по напечатании представлены были в Ценсурный Комитет указанное число экземпляров. С. Петербург. Май 7 — го дня 1840 года.

Ценсор П. Корсаков.






Октября 22 драгоценные остатки явились в Чигирин, в сопровождении козацкого Киевского Полковника. Все духовенство, в полном облачении, Гетман, Гетманша, сын их Юрий, Черниговский Полковник, и войско встретили тело за городом; повсюду раздавался звон колоколов. Когда внесли гроб храброго в церковь, загремел залп из ружей, и с крепости ответствовали залпом пушечным. Гетман должен был уехать из Чигирина по делам народным; гроб оставался в церкви до его возвращения. А 27 Декабря похоронили Тимофея в церкви, в Субботове. Невольно вспомнишь предразсудок народный, что небо отнимает у людей лучшее, а худшее на земле остается.



ГЛАВА ХX

Послы к Царю. Письмо Гетмана. Царский ответ. Рада в Чигирине. Преклонность народа к Турции. Речь Гетмана. Народ согласен присоединиться к Москве. Присяга в Чпгирине. Приезд Бояр в Переяславль. Приезд Гетмана из Чигирина. Обряд присоединения. Вручение Клейнодов. Речи Бояр. Присяга городов. Переговоры с Митрополитом. Статьи присоединения. Статья о Поляках. Неблагодарность их. Истребление. Народная песня. Послы к Царю. Сравнение чинов Малороссийских с Русскими. Обнародование грамот. Титул громовержца.


В конце 1653 года, Генеральный Судья Яков Гонзевский привез от Гетмана письмо к Царю; как оно, так и ответ Царя переданы потомству Конисским. Макарий, Архимандрит монастыря Старо-Каневского, в котором проживал Юрий Хмельницкий, доставил в кафедральный Могилевский монастырь копию письма и подлинник ответа. Гетман писал следующее:


«Многократно и многообразно давал я знать Вашему Величеству о намерении Султана Турецкого и Хана Крымского, вместе с Королем Польским, объявить Вам войну за Царство Астраханское, и другие претензии, и что они меня к тому приглашают против воли моей и желания, и я отговаривался от них доселе разными предлогами, а паче бывшими у меня с Поляками всегдашними войнами; Зборовским и Жванским трактатами; что присланные, от всех; оных держав нарочные Посланники требовали от меня настоятельно воевать вместе с теми державами на Царство Ваше; в противном случае объявлют они мне войну и введут для того в Малороссию три свои армии. Я сколько ни отговаривался истязанием сил моих и народных, частыми и тяжкими войнами и крайним моим несостоянием, требующим не мало времени на поправку испорченного и на заведение оскуделого; однако они ничему не внемлют, и в резоны не ставят, подозревая меня особливо в приверженности к Вашему Величеству, по пересказам им изменника моего, бывшего от меня в посылке в Москву, но после за злодеяния л на смерть осужденного, судьи Гуляницкого, который убежавши от казни кроется в Крыму и в Польше и на меня клевещет. И я насилу мог выпросить у Посланников, с великими им пожертвованиями, одной отсрочки на десять месяцев, для приведения армии моей в надлежащий порядок; а все другие просьбы, даже и самый неутралитет, остались тщетными. И так остается теперь о сем деле Вашему Величеству избрать средства полезнейшие и надежнейшие; а я призываю на душу мою и что о войне с Вами и с Царством Вашим и думать мне несносно, и предаю вечной анафиме и суду Божию всякого, мыслящего и неприятельски на единоверцев и однородцев, последних остатков свободного в Греческой церкви благочестия и древнего Апостолического православия, угнетенного и искаженного во всем мире Магометанством и Папежством. Но ежели Ваше Величество и теперь нерешитесь упредить неприятелей, и попустите им войти в Малороссию с своими армиями на Царство Ваше, то извините меня и не осудите, что стану Вам по неволе неприятель, и на таков случай протестуюсь я перед Богом и всецелым светом, что неповинен буду в крови единоверных Христиан, проливаемой за интересы народов неверных и недоверков. Для отвращения зла оного, или по крайней мере ради его уменьшения, есть средство, не безнадежное: объявить Полякам войну и немедленно ввесть в их земли две армии, или хорошие корпуса: один в Белоруссию и на Смоленск, а другой в Литву. Поляки должны отвлечь туда все силы свои, а Турецкие и Татарские войска, с помощию Божиею, надеюсь тогда удержать в их границах, следуя системе оборонительной. Если же войска Вашего Величества осчастливлены будут, так я и на дальнейшее поступить могу. Но все если положения на» добно утвёрдить договорами и нлятвами, чтобы «не было мысли об измене, и я всю мою душу обнаружил перед Вами, и свидетель мне Бог, что говорю правду.»


Царь отвечал:


«Высокомощному и славному Малороссийскому и Козацкому Гетману, Зиновию Михайловичу Хмельницкому, наше Царское почтительное слово.


Мы очень довольны и благодарны вам, предостойный Гетман, а войска наши давно стоят на границах в добром порядке и благонадежности; а выступать им границу без доброго приятеля и надежного помощника сумнительно. А когда бы ты, Гетманушко, изволил с нами соединиться, то бы все сумнительства на-сторону, а мы поручили б вам всю свою армию, так как человеку умному и воину славному; а что пишешь про договоры и обовязки, то готовы мы все исполнить верою и правдою, как закон Христианский и совесть повелевают. Однако, чтобы впредь не было разнодумья и шалостей с обеих сторон, то хорошо бы соединитися и укрепитися, как единоверным и единокровным, и чтобы враги наши не посмевались о нас. И договоры о том и уставы суть права и обычаи старые Малороссийские и Козацкие, которые мы за ними укрепим и подпишем за себе и за наследников наших; а не будут они нарушены вечно. А что ты придумаешь к лучшему с нашими Боярами и своими думными людьми, мы на том будем согласны. А коль скоро согласие утвердим, так и войска выправим на неприятелей. А между себя воевать, сохрани нас Боже! Сам разве диявол на то попустить может: а нам православным мыслити о таковом злом деле, право, со грехом. А душа наша есть и будет, еже бы защищати и охраняти народ православный от врага и местника, чего мы от вас ищем, и видит Бог, что в правде и истине, и под Его святою рукою соединиться вечно с вами и народом вашим желаем, и вам об том почтительно пишем.»


Исполнилось желание Хмельницкого. Чего не сделали его многократные просьбы и предложения, в тои успели Хан, Король и Султан. Мудрый Царь знал, что соединение Гетмана с одним из этих трех властителей не безопасно для царства Московского. Он ласкал главу народа храброго дружелюбным именем, Гетманушка, которое было приятно получить от столь великого Царя, от Царя единоплеменного и единоверного. Иные опровергают подлинность ответа, говоря, что Царь не мог писать к Гетману слова почтительного; но самый разсудок доказывает нам, что Архиепископ Георгий был не способен к подлогам. Вспомним, что Гетман тогда еще не был Царским подданным, что то был победоносный военачальник ста тысячь воинов, хитрый глава целого народа и имел все средства присоединиться к Крыму или к Турции. Как же иначе было писать, как не почтительно?


Письмо привезено было в Чигирин; Гетман созвал чиновников и именитейших Козаков, объявил о сем Царском приглашении соединиться с Государством Московским; нескрыл и требования Турецких и Польских Послов насчет союза против единоверцев и войны за Царство Астраханское; потом предложил всему собранию обдумать и решить единогласно, что полезнее на времена предбудущие, и чье избрать покровительство.» По обстоятельствам «, говорил Гетман, «надобно нам быть на чьей нибудь стороне, когда неутралитет не приемлется; да и на предбудущие времена зависть и интересы соседей не оставят нас в покое и без попыток, как я и прежде вам о том говорил, а теперь событие и сами вы видите. Большая часть Козаков и почти все молодые Старшины предпочли покровительство Султана. Мы видели из поступков Поляков с нами, как у Христианских народов исполняются обеты, клятвы и присяги. Политика и Министерия есть у них искусный обман; и чей такой обман удачнее для них и вреднее для соседей, тем более прославляются изобретатели неправд, и все Христианские державы называют их людьми умными, великими Министрами, сведущими Политиками! А у Турков клятвы священны, не смотря на басурманство. Если Турок поклянется бородою, то никогда уже не преступит клятвы своей и никогда не изменит слову. К тому же, Магнаты Польские не будут обижать крестьян Малороссийских, не будет евект и индуктов. В Турции нет евект и индуктов, и Магнатов; мы-народ привычный к войне, а Турки любят и уважают воинственность. Если Гетман находит необходимость в чьем либо покровительстве, то покровительство Турков нам кажется всех других надежнее, выгоднее и предпочтительнее.» Так говорили Козаки. Гетман отвечал:


«Христианам самопроизвольно отдаться во власть и неверных, сдружиться и слиться с ними, есть грех смертельный, поступок позорный и предосудительный, есть почти тоже, что и самоубийство. Имея с неверными неразрывное сообщение, не возможно не совратится с пути Христианского и не заразиться басурманскими мерзостями. Чтоже в мире важнее соблюдения отцовской веры, божественной и единственной в человечестве! Святый Павел благодарил Бога наиусерднейше за то, что «течение жительства скончах и веру соблюдох»; а когда той ревнитель Божий благодарил Бога за соблюдение веры в Него, то нам грешникам не должно ли иметь всевозможное попечение о томже? Но то говорится только о собственной вере нашей, а когда мы ее разсмотрим и в других народах, то есть когда, соединясь с неверными, ударим на Царство Московское, на единственный свободный остаток Христианства Греческого, тогда не будет сомнения в его завоевании, и все православное Христианство подпадет под иго Магометанское, какое тяготеет над нашими единоверцами и над Иерархиями Константинопольскою, Иерусалимскою, Антиохийскою и Александрийскою. Чтоже мы будем тогда пред лицем целого света? Притчи во языцех, посмеяние в людех! Окаяннее народов Содома и Гомора, да и сами останемся тогда как обломанное судно в пространном море, обуреваемое со всех сторон, и неимущее пристанища и надежды ко спасению, и будем тоже, что были после нашествия Батыя, под властию Татар, невольники, в богослужении отступники и рабы, гибнущие с душею и телом.»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История малой россии - 1"

Книги похожие на "История малой россии - 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Маркевич

Николай Маркевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Маркевич - История малой россии - 1"

Отзывы читателей о книге "История малой россии - 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.