Святослав Сахарнов - По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II"
Описание и краткое содержание "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II" читать бесплатно онлайн.
Книга о морях и океанах, об истории их открытия, о замечательных мореходах и флотоводцах, о том, как море служит человеку.
Мне кажется, торговля никогда не была для него главным делом.
Беспокойная страсть исследователя привела его с берегов Волги в Индию.
Свое путешествие Никитин совершил в 1466–1472 годах.
Аравийское море он пересек дважды. Каждый раз море обходилось с ним по-разному.
Направляясь из России в Индию, Никитин попал в порт на берегу Персидского залива — Ормуз. Зрелище морского города поразило его.
«Ормуз — великая пристань, — писал потом путешественник. — Люди всего света бывают в нем, есть здесь и всякий товар. Все, что на свете родится, то в Ормузе есть…»
Купив в Ормузе коня, Афанасий погрузил его на таву — небольшое местное судно — и благополучно добрался до Индии.
Все время перехода море штилело.
В Индии пытливый и наблюдательный купец меньше всего занимался торговым делом.
С удивлением присматривался он к жизни, такой непохожей на жизнь русского народа. В своем сочинении «Хождение за три моря» Никитин подробно описал все, что довелось ему увидеть: какие города посетил, как одеваются их жители, как устроено войско индийских раджей, какие нравы у племен, населяющих страну.
Несколько лет прожил в Индии тверской купец, пока не ощутил тоски по родине.
«И тут я… устремился умом пойти на Русь. И сев в таву и сговорившись о корабельной плате, дал до Ормуза со своей головы 2 золотых».
На этот раз Аравийское море обошлось с купцом круто.
Судно, на котором возвращался Никитин, попало в полосу урагана.
Вместо Персидского залива оно очутилось у далекого скалистого берега.
«И плыл я в таве по морю месяц и не видел ничего, только на другой месяц увидел Эфиопские горы. И тут люди все воскликнули: „Видно, нашим головам суждено здесь погибнуть!“»
Но они не погибли. После долгих мытарств путешественникам удалось достичь персидских берегов.
Отсюда Никитин через Турцию и Крым вернулся в Россию.
За три моря ходил этот примечательный человек: за Хвалынское (Каспийское), за Индийское (Аравийское) и Стамбульское (Черное).
ЛОЦИЯ. Соленость воды в Аравийском море океаническая 36‰, а в Персидском заливе даже выше — до 38‰.
ТАНКЕРЫ
Аравийское море — дорога нефтевозов. С Бахрейнских островов, из Кувейта и Абадана днем и ночью выходят в море длинные низкие суда. Встретишь их в море — не ошибись! Встанут из-за горизонта два островка и поплывут навстречу.
А самого судна и не видно. По палубу село оно в воду. До горловин залиты его трюмы нефтью. Волны перекатываются через палубу. Разные бывают нефтевозы. Семья танкеров — семья карликов и великанов.
Японский танкер «Токио мару». Его водоизмещение 150 000 тонн. Но даже он не самый большой танкер в мире. Больше его танкеры весом 200 000 и 300 000 тонн. А инженеры уже проектируют гиганты водоизмещением полмиллиона тонн.
РАДИОСТАНЦИЯ
Сколько радиостанций на корабле?
— Одна.
— А если подумать?
— Две-три.
— Бывает гораздо больше. Есть военные корабли — они называются штабными, на них бывает до ста радиопередатчиков и приемников.
— Вот это груз!
— Лишнего не возим…
Зачем столько станций кораблю?
Одна держит связь с кораблями в море. Вторая — с ближайшим берегом. Третья слушает сигналы с родины.
А если корабль военный, то нужна и связь с самолетами, и с подводными лодками, и с подчиненными кораблями… Хлопотнее дела, чем связь, на море нет.
Работает она, и ладно — так и должно быть. А попробуй выйди радиостанция на часок из строя — крику, беспокойства на целый день!
До тех пор капитан волноваться будет, пока радист не доложит:
— Все в порядке! В наш адрес радиограмм нет.
У меня был знакомый радист. Он любил говорить о своих товарищах: «Грехи их пишут на металле, заслуги чертят на воде».
Этим он хотел сказать, что связистам не прощают ошибок.
ЧТО МОЖНО ПРОЧЕСТЬ В ОБЛАКАХ
В плавание моряки всегда берут книги. В свободные от вахты часы они читают описание далеких плаваний, смешные приключения и хитроумные рассказы о сыщиках.
А еще они читают — в облаках.
Выйдет моряк на палубу, одним глазом посмотрит на воду, вторым — на небо. Вода спокойна, еле-еле морщит ее слабый ветерок. Но моряк уже знает — будет шторм.
Это он прочел в небе.
1. В безоблачной синеве высоко-высоко мчатся прозрачные белые коготки. Эти перистые облака — предвестники бури.
2. Над морем висят облака, похожие на белые кучи ваты. Каждое облако плоско снизу и четко очерчено по краям. Это облака хорошей погоды.
3. На горизонте выросло огромное кучевое облако, синее снизу, с белой наковальней наверху. Облако клубится, растет на глазах. Жди грозу!
4. Эти слоистые облака предвещают длительную непогоду. Час за часом будут они сеять водяную крупу. Будет идти дождь, нудный, бесконечный, обложной.
ИЗ ЧЕГО БЫВАЮТ ОСТРОВА
Тонкой линией, острым пиком, заснеженной горой возвышаются острова над морем. Разная у них история, по-разному сложила их земля.
Большинство островов каменистые, песчаные, глинистые. Но есть и необычные.
Например, ледяные. Веками сидят на мелях огромные айсберги. Их рисуют, фотографируют, наносят на карту. На такой остров высаживаются экспедиции, около него становятся на якорь суда. И очень удивляются моряки, когда жарким летом такой остров, вдруг растаяв, исчезает.
Есть острова из пемзы. Извержение вулкана выбрасывает раскаленные потоки каменной пены из кратера. По склону они сползают в воду и застывают там причудливыми фантастическими грибами.
Есть острова из остатков живых существ — коралловые. И наконец, есть на свете остров из… соли. Он лежит посреди Персидского залива. Водоросли и иловые наносы защищают его от размывания. Но если снять с него слой пыли и дерна, под лопатой зазвенит настоящая белая соль.
«АВРОРА» В ДЖИБУТИ
Еще один след «Авроры» находим мы в Аравийском море.
В конце 1903 года «Аврора» была первый раз послана на Дальний Восток для включения ее в состав Тихоокеанского флота.
Война с Японией началась раньше, чем «Аврора» дошла до места. Весть о начале боев застала ее в сомалийском порту Джибути. Отряд кораблей, в который входил крейсер, повернул назад. На Балтике уже формировалась эскадра, которой предстояло обойти полмира и закончить свой путь у Цусимы.
Корабли, которые вместе с «Авророй» остановились в Джибути, немного не дошли до восточной оконечности Африки — мыса Гвардафуй. По-португальски «гвардафу» значит «берегись».
Впереди, повторяю, была Цусима.
ПОХОЖИЕ НА РАСТЕНИЯ— Кто в море самый ленивый?
Самые ленивые — губки, асцидии, актинии. Эти до того обленились, на животных походить перестали. К одному месту прилепятся и стоят торчком, ждут, пока добыча сама к ним приплывет. Подплыла рыбка-малявка, зазевалась, актиния ее щупальцами хвать — и в рот!
— Как на фотографии?
— Нет, на фотографии еще один лентяй — рыбка, которая приспособилась жить около актинии. Актиния добычу съест, рыба крошки подберет.
ОПЯТЬ ИНОСТРАНЦЫИз Аравийского моря к нам на суда пришли слова: «якорь», «кабель» и «баржа».
Якорь у персов назывался «лангар», у арабов — «анджур». Сначала это слово заимствовали англичане и переделали его в «анкор». Потом, изменившись еще раз, оно попало в Россию.
Канат, который привязывают к якорю, арабы называли «хабл». Постепенно «хабл» превратилось в «кабель», а затем этим словом стали называть все толстые канаты и даже электрические провода.
Со словом «баржа» произошли удивительные изменения. «Баридж» — так называли арабы пиратские суда. «Баридж» звучало зло и пугающе. А в русском языке оно превратилось в мирную тихоходную «баржу».
А вот интересно, слово «танкер» — не из этого ли моря? Нет. Это слово английское. «Танк» — значит «бак». Танкер — судно-бак, в нем перевозят жидкости.
— Отчего это говорят: «Сжечь свои корабли»? Какой сумасшедший будет их жечь?
— Сумасшедший не сумасшедший, а в старину полководцы так поступали. Арабский командующий Ал-Баллути в 823 году прибыл со своим войском на сорока кораблях для завоевания острова Крит. Ал-Баллути высадился на острове и сжёг свои корабли. Отступать было некуда, и арабы… завоевали остров.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II"
Книги похожие на "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святослав Сахарнов - По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II"
Отзывы читателей о книге "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть II", комментарии и мнения людей о произведении.