Святослав Сахарнов - По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I"
Описание и краткое содержание "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I" читать бесплатно онлайн.
Книга о морях и океанах, об истории их открытия, о замечательных мореходах и флотоводцах, о том, как море служит человеку.
В море часты туманы. Особенно ими славится район Курильских островов.
Дно моря покрывают глина, песок, галька. Соленость воды. — 32–33‰. Наибольшая глубина 3374 метра.
КТО ПЛАВАЛ В ЭТИХ ВОДАХ
Двухмачтовый транспорт «Байкал» прибыл на Камчатку из Кронштадта в мае 1849 года. Его привел капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской. Транспорт привез камчатским поселенцам одежду и продовольствие.
Вместо того чтобы дать команде отдых после восьмимесячного плавания, Невельской вновь вывел корабль в океан.
«Байкал» пересек Охотское море и вошел в Сахалинский залив.
Экипаж не роптал: матросы знали — их командир на пороге открытия.
Он ищет пролив между Сахалином и материком. Мореплаватели, ранее посетившие эти места, положили на карты Сахалин полуостровом.
Залив мельчал с каждой пройденной милей. Стали на якорь, дальше пошли на шлюпках.
В мутно-желтой воде, стремившейся навстречу, угадывалось могучее течение Амура.
11 июля на трех шлюпках и байдаре Невельской вошел в устье реки. Затем, выйдя из него, он спустился вдоль материкового берега к югу.
У горбатого мыска желтая речная вода кончилась. Впереди зазеленело Японское море. Здесь уже побывали корабли французского путешественника Лаперуза.
Пролив был открыт.
Через год Невельской основал в устье открытой им реки пост. Царю и петербургским сановникам действия энергичного мореплавателя пришлись не по душе. Великие открытия надо делать тоже по высочайшему повелению.
Невельскому грозили судом.
Надвигалась Крымская война. Про инцидент на Дальнем Востоке забыли.
Неспокойный капитан-лейтенант дослужился до адмирала. Но ладить с начальством он так и не научился. Он был рано уволен в отставку.
Моложавый моряк в адмиральском мундире бродил светлыми вечерами по Петербургу, высиживал томительные чесы на совещаниях в Учебном комитете.
Он всегда помнил день, когда, разделяя желтую и зеленую воду, по носу его шлюпки поднялся невысокий горбатый мыс.
СВЕТ НАД ВОДОЙ
Мы шли из Магадана в Корсаков. Неделю нас трепала волна, сбивали с пути течения и ветер.
И вот мы подходим к Сахалину.
Берега нет.
За дымной чертой горизонта не разобрать ничего. Вечереет.
За нами ползет густой туман. Лиловая стена его неотступно следует за судном.
— Ночью, в тумане подходить к сахалинским камням… Бр-р! — говорит штурман и косится на капитана.
Капитан восьмой час не сходите мостика.
Он стоит и угрюмо смотрит вперед.
И тогда на горизонте, пробив полумрак, вспыхивает свет. Маленькая желтая звездочка.
Звездочка вспыхивает и начинает мигать, уверенно отсчитывая секунды: свет — темнота… свет — темнота!..
— Штурман, место! — ворчит капитан.
Сейчас штурман определит по маяку место судна, и капитан спустится в каюту отдыхать.
Все в порядке: открылся маяк.
МАЯКИ
Первым встречает судно радиомаяк, затем, бывает, — плавучий и, наконец, береговой — башня на твердой земле.
Плавучий маяк стоит на якорях. Месяц за месяцем, год за годом. Хорошо, если место стоянки укрытое. А вот плавучий маяк в устье Эльбы в 1937 году был штормом сорван с якорей и выброшен на мель.
1. Береговой маяк чаще всего стоит на мысу, около порта или где-то на полпути между портами. Иной — на теплом, утопающем в цветах южном берегу, иной — в тундре, за Полярным кругом, где бродят олени и до ближайшего города дальше, чем до полюса.
2. Маяк Эддистон (1692 год) — один из первых береговых маяков в проливе Ла-Манш,
3. Морской маяк окружен со всех сторон водой. Скала, на которой поставили его, открыта всем ветрам. Если в море волна, бывает, к такому маяку и не подойдешь и день, и неделю, а зимой — и месяц… Тогда почту и продовольствие на маяк доставляет вертолет.
Много в океанах радиомаяков. Это в общем-то обыкновенные радиостанции. Пи-пи-пи! — летят над водой их сигналы. Принимают эти сигналы корабли за десятки и сотни миль, определяют по ним свое место. Откуда слышен сигнал — там маяк. Клади пеленг на карту!
КОРАБЛИ РАЗГОВАРИВАЮТ
Корсаковский порт. Утро. На рейде тишина. В белесой воде — розовые пятна зари. Берег спит, а корабли уже проснулись.
Первым встрепенулся военный корабль. Он стоит в дальнем углу бухты, серо-стальной, нахмуренный, с низкой кормой и круто поднятым носом. Вот на боковом крыле его мостика тревожно вспыхнул желтый глаз прожектора. Сигнальщик вызывает берег: «Д-е-ж-у-р-н-о-м-у п-р-о-ш-у р-а-з-р-е-ш-е-н-и-я с-н-и-м-а-т-ь-с-я с я-к-о-р-я».
С берега, с поста, короткая вспышка: «Вас понял!» Молчание, И ответ: «Добро — разрешаю!»
Корабль уходит.
Он еще не прошел входные мысы, а навстречу ему с моря уже медленно плывет белый, как льдина, пассажирский пароход. Он дважды гудит в медную блестящую сирену: «Ууу-умб! Ууу-умб!»
Два гудка: «Делаю поворот влево!»
На маленьком китобойце, что стоит у нефтелричала, ц лажный сигнал: «Осторожно — гружу топливо!» Ветер перебирает края красного флага, поднятого на рее.
Посреди рейда — пареная шхуна из Владивостока и пароход из Ленинграда. Оба с курсантами. На шхуне — торговые моряки, на пароходе — полярники. Мальчишки-сигнальщики переговариваются флажками.
«Прошу прислать преподавателя астрономии».
Флажки мечутся как угорелые.
«Будет прислан после обеда».
Разговаривают корабли, торопятся… Все у них взахлеб.
«Немедленно сообщите…»
«Прошу срочно выслать…»
«Необходима пресная вода…»
«Направляю тяжелобольного для лечения в госпиталь…»
Медленнее нельзя: каждый корабль — сотни людей, сотни судеб.
ТРИ АЗБУКИ
Телеграфная азбука, или азбука Морзе
Ею переговариваются корабли, включая сигнальные фонари или прожекторы. Ею передают большинство сообщений радисты. Пишешь фонарем: длинная вспышка — тире, короткая — точка. Передаешь по радио; длинный сигнал, короткий.
То вспыхнет, то погаснет его огонь: то откроются, то захлопнутся шторы-заслонки перед стеклом.
Длинная вспышка — гире, короткая — точка.
Первые телеграфные аппараты на корабли были поставлены перед русско-японской войной 1904–1905 годов.
Флажный семафор
Чтобы говорить по нему, надо махать руками. Маши, да помни: как руки поставил, так тебя и поняли. Рукам воли не давай!
Когда ученик пишет мелом или отвечает у доски, ему говорят: «Подвинься влево», «Стань правее — не видно», «Повтори — не поняли». Так и в семафоре. Вот такие есть в нем знаки:
Сигнальные флаги
Пестрые флаги, которые корабли поднимают на мачтах, — тоже сигналы. Каждый флаг имеет название. Большинство флагов — это буквы или цифры. На торговых судах они имеют одно значение, на военных кораблях — другое. Флаги военно-морского свода будут нарисованы дальше. А это международный свод сигналов, которым пользуются советские торговые моряки:
МАШИНА И ВИНТ
Море — поле больших войн, корабль — маленьких. В море волны воюют с берегами, ветры с волнами, скалы угрожают кораблям.
На корабле воевали парус с машиной, винт с колесом. Побежденные не хотели сдаваться. Когда на корабль поставили паровую машину, корабль пошел против ветра. Казалось бы, все ясно, а пароходы всё еще строились с мачтами и парусами: вдруг не хватит угля, сломается машина? Угля хватало, машины ломались редко, но долго еще над палубами пароходов возвышались частоколы мачт и рей.
Еще упорнее сопротивлялось винту гребное колесо. И громоздко оно, и неповоротливо, и тяжело… а расстаться с ним было страшно.
Тогда сделали так. На два парохода с одинаковыми машинами поставили: на один — винт, на другой — колесо. Пароходы вывели в море и связали кормами. Оба дали самый полный ход и потащили друг друга в разные стороны.
Кто кого? Перетянул винтовой.
А — паровой котел; Б — паровая турбина; В — динамо-машина; Г — электромотор; Д — дизель
Вот какие теперь стоят на кораблях машины и сколько лопастей бывает у винтов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I"
Книги похожие на "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святослав Сахарнов - По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I"
Отзывы читателей о книге "По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I", комментарии и мнения людей о произведении.