Антон Макаренко - Письма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма"
Описание и краткое содержание "Письма" читать бесплатно онлайн.
Кроме того, необходимо отметить: отсутствие четкой и решительной борьбы с воровством приводит к общему понижению честности. Уже теряется граница, где воровство, а где просто "взял". На каждом шагу у нас даже не крадут, а просто тянут, "берут". Поставили цветы в уголках - через пять минут они уже в спальне, берут ключи, лампочик, готовальни, книги, булочки, тарелки, чашки. Полная безответственность и беспорядок в распоряжении вещами...
Крадут не малыши. Крадут старшие ребята с младших курсов, наиболее отсталые в коммуне, типа Приса. Приблизительно мы знаем, кто крадет, но фактов в руках нет. Совершенно согласен с тем, что по отношению к воровству нужен самый жестокий подход. Только в этом случае коммунары не будут привыкать к воровской атмосфере. Никакой либерализм и никакие разговоры об исправлении отдельного человека не помогут. Исправление только и может заключаться в том, что никто не будет красть и будет забывать о кражах. Присоединяюсь к предложению выгонять из коммуны за самую маленькую кражу. Если человек полез в корзину и украл мыло, то это ничем не меньше, чем в той же корзине украсть 50 рублей. Все дело в том, есть ли в корзине деньги.
К сожалению, исключение из коммуны - дело чрезвычайно тяжелое. Совет командиров постановил исключить, а исключаемый живет в коммуне уже целую неделю и уже крадет без всякого стеснения, а вокруг него образуется целая шайка сочувствующих. Это все до тех пор, пока мы получим утверждение правления. А если даже утверждение поулчено, то мы начинаем соображать, куда отправить, коллектор не принимает старше 15 лет, с другими колониями договориться трудно.
Нужно также среди причин развития воровства указать на отсутствие света вот уже в течение трех месяцев, почти каждый вечер. Все бродят без дела, в темноте легче и украсть.
ВЫСТУПЛЕНИЕ А. С. МАКАРЕНКО НА СОВЕТЕ КОМАНДИРОВ КОММУНЫ
ИМ. Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО 13 МАРТА 1933 Г.
запись
Нельзя так говорить, как товарищ Гетте#1. Нельзя дать всем коммунарам работу на станках. Все равно у многих коммунаров и сейчас есть работа, которая не приносит особой квалификации, но она приучает к труду, к материалу, к производственной обстановке. Всякая работа на производстве вообще полезна, и во всяком случае лучше, чтобы коммунары работали даже и на простых работах, чем болтались по цеху из-за отсутствия работы.
У нас есть много новых коммунаров, достаточно взрослых, которые могут временно поработать на простых станках... Им в коммуне быть еще долго. Конечно, все это временно. Когда откроется новый завод, для всех найдется интересная работа.
ДОКЛАД И ВЫСТУПЛЕНИЕ А. С. МАКАРЕНКО НА ЗАСЕДАНИИ
КОМИССИИ ПО ПЕРЕСМОТРУ УЧЕБНОЙ СИСТЕМЫ
В КОММУНЕ ИМ. Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО 17 ОКТЯБРЯ 1933 Г.
запись
...Наши коммунары, поступающие в вузы, чувствуют себя слабыми в сравнении с другими студентами. Не успевают в учебе из-за недостаточной подготовки к самостоятельной работе в высшей школе.
Наш распорядок дня построен так, что коммунары имеют возможность готовиться к лекциям только в течение ограниченного времени. Они нагружены работой и на заводе, и бытовыми обязанностями.
Наши коммунары, кроме того, не имеют окружения взрослых, которое повышало бы их развитие.
Предлагаю:
1) перестроить нашу школу, удлиняя срок обучения на один год, т. е. ввести пятый курс на рабфаке, подготовиться к организации с будущего года техникума#1, куда бы могли пойти те, кто не хочет учиться в вузе;
2) организовать высококультурное окружение взрослых, которое повышало бы их развитие;
3) ввести институт воспитателей, но дать им название не "воспитателей", а какое-нибудь другое, например "ассистентов"...#2
Нужно у коммунаров развивать культурные потребности, организовать культурное окружение, сделать их культурными людьми. Нужно пересмотреть наш рабочий день, чтобы разгрузить наших педагогов и инженеров от второстепенных работ, которые отнимают много времени и не дают возможности уделять достаточно времени воспитанию коммунаров.
Нужно создавать условия для борьбы коммунаров за культуру, за первенство в обучении, на производстве...
Коммунары к жизни подготовлены, но они просто не хотят идти в худшие условия жизни. Они избирают, где учиться, и заинтересованы перспективами своей работы в будущем.
Предлагаю:
а) учебной части проработать новый учебный план, учитывая дополнительный год обучения на рабфаке;
б) пересмотреть списки всех коммунаров и установить тот тип обучения, какой был бы целесообразным для каждого отдельного коммунара;
в) на рабфаке составить учебные группы не больше, чем из 25 человек;
г) немедленно приступить к составлению проекта организации техникума;
д) увеличить штат педагогов, чтобы разгрузить их, обязав принимать участие в хозяйственной жизни коммуны и воспитании коммунаров;
е) ввести дежурство педагогов по вечерам;
ж) поставить хорошо работу кружков взрослых (драмкружки, художественный, литературный и др.);
з) ввести институт лучших коммунаров, которые будут помогать в работе и организации коммунарской массы, создать им авторитет, дать некоторые права, касающиеся организации воспитания коммунаров.
ЗАМЕЧАНИЯ К АКТУ ОБСЛЕДОВАНИЯ КОММУНЫ
ИМ. Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
Просим комиссию по обследованию коммуны им. Ф. Э. Дзержинского внести в акт обследования некоторые поправки, которые, по нашему мнению, необходимы для исправления неточностей, ошибок и искажений, вкравшихся в акт.
Сказано в акте: 1. Констатируется таким образом пополнение коммуны юношами, имевшими уже самостоятельный заработок или источник существования.
Наши замечания#1: замечание акта высказано в такой форме, как будто в данном случае коммуна нарушила определенное правило.
Прием в коммуну, согласно существующим указаниям, производится не только с улицы. В каждом отдельном случае прием мальчика или девочки является результатом забот о нем многих лиц или организаций, в том числе и правления коммуны. Выяснение обстоятельств жизни отдельного кандидата производится, конечно, не по одному признаку, а по многим,
между которыми "источник существования" является не главным. Можно найти многих беспризорных, которые имеют "источники существования", кроме воровства. Сплошь и рядом бывает, что наряду с существованием такого источника мальчику просто негде ночевать. К примеру, та же Курьянова имела заработок только потому, что первоначальным видом помощи в ее беспризорности захотели сделать работу курьера в ГПУ, но спать она могла только на столах в том же ГПУ. Таким же наборщиком был и Зайцев.
С. 2. В составе коммунаров имеются 36 детей чекистов, из них сирот совершенно незначительное число, остальные имеют родителей, братьев, сестер, могущих содержать и воспитывать этих детей.
Это замечание акта также имеет такую форму, как будто в коммуне нарушено какое-то правило.
Дети и сироты чекистов принимаются с 1930 г., после того, как об этом было высказано пожелание... во время отчета коммуны.
Никакого нарушения или недостатка в этом видеть нельзя. Трудно найти такого беспризорника, а не только ребенка чекиста, у которого не было бы где-нибудь сестры или брата. Наличие этих родственников нисколько не спасает ребят от беспризорности, ибо утверждение, что они могут "содержать и воспитывать" совершенно ошибочное. Часто эти родственники сами живут в детских домах, в других случаях имеют собственные семьи и решительно отказываются принять еще одного члена в семью. Положение ребенка в такой семье тяжелое и в моральном, и в педагогическом отношении. Если коммуна для таких сирот дает воспитание и готовит к жизни, это хорошо, и во всяком случае хорошо, если она помогает сиротам чекистов.
Точно так же необходима помощь в тех случаях, когда семья чекиста по разным причинам не справляется с ребенком, когда из него уже растет отрицательный тип. Можем указать на того же Сердобинского или Уральца, ребят, из которых без помощи коммуны обязательно вышли бы люди с уголовной биографией.
Запрещение принимать таких детей будет только означать отказ от профилактической работы исключительно в угоду некоторому романтизму, явно отсутствующему в совете#2, - принимать только беспризорных. Между прочим, среди беспризорных очень много таких жертв отказа от профилактики. К слову: Свитухова принята не по просьбе тети, а по письменному ходатайству т. Дубового и ей не 18 лет, а 14...
С. 3. По возрасту коммунары распределяются так: 11 лет - 6, 12 лет - 10, 13 лет - 15, 14 лет - 20, 15 лет - 48, 16 лет - 62, от 17 до 20 лет - 204.
Такая таблица создает, действительно, впечатление, будто преобладающий возраст в коммуне 19-20 лет.
Мы сообщили комиссии другую таблицу, в которой старшие возрасты показаны в точном отношении: 17 лет - 86, 18 лет - 62, 19 лет - 52, 20 лет - 11.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма"
Книги похожие на "Письма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антон Макаренко - Письма"
Отзывы читателей о книге "Письма", комментарии и мнения людей о произведении.