Ю. Качанов - Начало социологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Начало социологии"
Описание и краткое содержание "Начало социологии" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена проблеме гносеологического, социального и политического обоснования социологии. В ней дается ключевое для современной социальной науки изложение проблемы условий действительности социологического познания, статуса социальных фактов и феноменологических идеальностей социологии, пространства-времени социального мира, перспектив развития социальной теории.
Рекомендуется философам, социологам, историкам, всем, интересующимся проблемами социальной теории.
Присутствие устанавливается относительно присутствующего (сущего-в-настоящем) и социальной реальности58. Можно говорить как о присутствии некоего присутствующего или сущего, так и о присутствии как таковом. Если присутствующее допускает недискурсивное определение, то присутствие — только дискурсивное.
Присутствие непосредственно относится и отсылает к социальной действительности (как совокупности универсальных условий существования присутствующего, социальных отношений и т. п., задающих как форму социологического опыта, так и конфигурацию открытости социального мира), и, вследствие этого, означает ее. Другими словами, абстрактное и обобщенное понятие присутствия транзитивно. Оно есть означающее не только для особенного конкретного присутствующего (т. е. описательно свидетельствует об определенном социальном факте), но и для социального мира, который обнимает это присутствующее как контекст означения или рамка референции. «Присутствие» не исчерпывается формой понятия, своим значением, это еще и форма передачи опыта. В свете онтико/онтологического различия как различия между объективированным и необъективированным мы можем утверждать, что присутствие есть и сущее и социальная реальность. Это так в силу того, что подвижная граница между ними проходит «внутри» самого присутствия, а посему присутствие представляет собой "бытийствование сущего социального мира", выходящее в социальную реальность, захватывающее ее. Присутствие собирает присутствующее в открытости, располагающейся в различии "объективированное/необъективированное".
Очевидность — это не «просто» наблюдаемые нейтральные факты: ее нельзя изолировать от системы (регулирующих практики людей) значений и ценностей, равно как и от теоретического контекста (хотя зависимость социальных фактов от понятий и представлений агентов вовсе не исключает существования явлений неподвластных их сознанию и воле). Присутствие как очевидность принадлежит адекватному социологическому опыту59:
"Очевидность… есть опыт сущего и притом сущего так, как оно есть, так-сущего, — т. е. обращенность умственного взора к самому сущему. (…(Любая очевидность есть схватывание самого сущего или так-сущего в модусе "оно само" при полной достоверности его бытия, исключающей… всякое сомнение" [30].
Сущность мышления есть восприятие как перевод греческого слова (((((, что означает: "…заметить какое-то присутствующее, замечая, взять его перед собой и принять как присутствующее. Это берущее-перед-собой-восприятие есть представление в простом, широком и одновременно сущностном смысле, в котором мы даем присутствующему стоять и лежать перед нами так, как оно стоит и лежит" [31, с. 142]. В действительности восприятие не есть процесс, происходящий «внутри» агента, а являет собой вид практик, практическое взаимодействие с социальным миром. Социолог представляет себе сущее социального мира, противостоящее ему в опыте и соотносится с ним. Сущее-в-опыте представляется социологу, а он становится его представителем. Таким образом сущее социального мира превращается в "предметность представления", а истина — в "достоверность представления" [32, с. 48], в достоверность знающего себя социологического знания. Социологическое мышление получает свою сущность из бытийствования сущего, которое означает "присутствие (Anwesen) присутствующего, наличие наличествующего"; мышление это представление, ре-презентация наличествующего [31, c. 143].
В горизонте социологического опыта простое присутствие присутствующего (данность конкретного, обыденного сущего) или в-себе-присутствие трансцендирует себя: соединяясь с пред-ставлением предмета социологическому исследованию, оно превращается в в-себе-и-для-себя-присутствие или присутствие как бытийствование сущего трансфеноменальное представление о пред-ставлении60 как "подлинно сущей" наличной данности, которой при-суща полнота смысла (см.: [33]). Такой «смысл» есть не что иное, как трансцендентальная структура бытийствования агента (структурный момент трансцендентальной субъективности), предваряющее условие любого возможного опыта. Это означает, что присутствие сущего социального мира выступает онтологическим условием всех его онтических проявлений — априорной структурой трансцендентального Я агента. Понятие «присутствие» описывает сущность сущего социального мира, установленную как значение, которое имманентно сущему и дано вместе с ним. Присутствие как бытийствование сущего — это не онтический предмет, эмпирическое сущее социального мира. Оно скорее представляет собой предмет феноменологического, по Э. Гуссерлю, т. е. чистого, адекватного восприятия, подобного интенциональному акту чистого сознания. Присутствие проявляется не горизонтально, "как определение видов некоторого рода", а вертикально, "как установление родословной" [34]. Присутствие не принадлежит поверхности как необходимому уровню, от которого познание движется вглубь — оно доступно не всякому, а лишь исследователю, конструирующему его в «логоцентристском» социокультурном контексте; своей "фундаментальной неподвижностью" и "покойной безопасностью" оно обосновывает социологическую игру, само оставаясь вне ее (см.: [35]). Присутствие есть всеобъемлющее условие возможности, континуум, не знающий лакун, разрывов и складок. Идентифицируя некое сущее социального мира (или некое представление о сущем социального мира) как присутствие, социолог тем самым предпоставляет его себе как явственно определенный, очевидный предмет познания, пред-стоящий исследователю в качестве устойчивой достоверности, поскольку"…истинно все то, что я воспринимаю весьма ясно и отчетливо" [36]. Ясность и отчетливость, полагаемые в качестве критериев истины, на самом деле суть критерии интуитивные. Базовым критерием истинности метафизика считает очевидность, которая доступна лишь простой констатации, но не обоснованию:
"…Истина есть идея, единичный случай которой есть актуальное переживание в очевидном суждении. Отсюда сравнение со зрением, созерцанием, восприятием истины в очевидности. И как в области восприятия невидимость чего-либо не означает его небытия, так и отсутствие очевидности не означает неистинности. Истина относится к очевидности аналогично тому, как бытие чего-либо индивидуального относится к его адекватному восприятию. Отношение же суждения к очевидному суждению аналогично отношению наглядного допущения (в качестве восприятия, воспоминания и т. п.) к адекватному восприятию. Наглядно представленное и принятое за сущее не только мыслится, но и присутствует в акте так, как оно в нем мыслится. (…) Переживание совпадения мыслимого с присутствующим, пережитым, которое мыслится, — между пережитым смыслом высказывания и пережитым соотношением вещей, — есть очевидность, а идея этого совпадения — истина. Но идеальность истины образует ее объективность" [37, с. 307–308]61.
Присутствие есть, во-первых, наличность, состояние, положение сущего социального мира. Во-вторых, присутствие означает фактичность, «вещественность» сущего социального мира. В-третьих, присутствие выявленное, раскрытое, и в этом смысле — произведенное социологом сущее социального мира. Присутствие есть выступание сути, сущее в его данности, об-наруживание сущности, непосредственное настоящее, очевидность, самопроявление положения вещей. Социологический дискурс с необходимостью является представлением присутствия, поскольку он истинен лишь потому, что восходит к непосредственной истине Присутствия как своего «первосмысла»: самоявленность (Selbsterscheinung) предметной данности сущего представляет собой совпадение интенционального содержания акта сознания с положением вещей (Sachverhalt), т. е., по Э. Гуссерлю, истину (см.: [38]). Но в качестве эмпирического явления сущее социального мира само себя не показывает (оно существует и дано в социологическом опыте лишь опосредствованно, в отношениях и через отношения с другими сущими социального мира), поскольку не является априорной структурой трансцендентальной субъективности. Если сущее социального мира само-себя-в-себе-показывает как присутствие, то присутствие есть трансцендентально-априорная структура.
Присутствие — это пребывание в настоящем; оно есть со-бытие «там» и «здесь», со-временность «тогда» и «теперь» [39, с. 75]. Присутствие есть при-бывание в открытость социологического опыта-постижения. Присутствие как при-бытие сущего социального мира означает, что присутствующее имеет место быть. Присутствие присутствующего предмета исследования — его пре-бытие в затрагивающей существование социолога открытости социологического опыта. Присутствие присутствующего предмета является, таким образом, истиной в себе62. Этот предмет есть данность конкретного сущего социального мира, касающегося существования социолога.
Всякое выводное (дедуктивное или индуктивное) знание о предмете социологического исследования в конечном счете предполагает его причастность присутствию, т. е. «структуре», не требующей для своего рассмотрения соотнесения с чем-либо иным, находящимся за ее пределами. Присутствие очевидно в том смысле, что все его свойства могут быть (однозначно и определенно) усмотрены непосредственно из него самого: при-сутствие раскрывает суть предмета, оно есть пребывание и прибывание сути. Именно данная самоочевидность обосновывает, в конечном счете, все знания о предмете социологического исследования. Присутствие предмета означает не вообще-бытие, но так-а-не-иначе-бытие, открытое социологическому опыту существование в качестве данного определенного присутствующего — конкретного сущего-в-опыте. Присутствие есть нахождение предмета, обращающееся к социологу, затрагивающее его пребывание.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Начало социологии"
Книги похожие на "Начало социологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ю. Качанов - Начало социологии"
Отзывы читателей о книге "Начало социологии", комментарии и мнения людей о произведении.