Олег Романько - Мусульманские легионы во Второй мировой войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мусульманские легионы во Второй мировой войне"
Описание и краткое содержание "Мусульманские легионы во Второй мировой войне" читать бесплатно онлайн.
В исторической литературе тема использования мусульманских легионов в Третьем рейхе практически не получила освещения. Мусульманские восточные формирования, являясь полноценными боевыми частями, представляли особую категорию среди иностранных легионов, что было связано с политическими, религиозными и идеологическими фактами и причинами их создания. В германских вооруженных силах проходили службу арабские, индийские и балканские добровольцы, а также мусульмане — граждане СССР. Среди советских мусульман были добровольцы из Средней Азии и Казахстана, Закавказья и Среднего Кавказа, Поволжья и Крыма. Книга будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Как и в случае с дивизиями из боснийских мусульман, для усиления кадрового персонала новой дивизии в нее были переведены немецкие офицеры и унтер-офицеры из других частей СС. Так, из дивизии «Хандшар» в албанскую дивизию был целиком передан албано-немецкий 1-й батальон 28-го полка, который в новой дивизии был переименован в 3-й батальон 50-го полка.
Перед началом организации дивизии Главное управление СС потребовало для нее не менее 10 тыс. добровольцев. В свою очередь, албанский Регентский совет представил список из 11 398 возможных кандидатов, в основном албанцев-мусульман. Из этого количества 9275 человек были признаны годными для военной службы, но только 6491 из них явился на вербовочные пункты.
Из-за потерь в боях и дезертирства в дивизии к 1 октября 1944 г. осталось всего 1440 человек: 86 офицеров, 467 унтер-офицера (из них 38 албанцы) и 887 рядовых (из них 499 — албанцы). Это был хорошо подготовленный кадровый персонал, который уже мог принять участие в боевых действиях. Помимо них, было еще 3504 новых добровольца, однако они вообще не имели никакой подготовки. Чтобы увеличить численность дивизии и ее боеспособность, руководство СС пошло на беспрецедентный шаг: в ее состав были включены около 3500 немецких моряков, которые отступили из Греции. Однако и эта мера ни к чему не привела (см. табл. 3).
Процесс организации дивизии происходил с мая по сентябрь 1944 г. За этот период были сформированы все ее основные части и подразделения, как боевые, так и тыловые. В дальнейшем дивизию предполагалось деформировать, однако из-за изменений в военной обстановке этого сделать не удалось. Таким образом, на 1 октября 1944 г. структура дивизии была следующей (см. табл. 7):
— штаб дивизии;
— 50-й горно-егерский полк войск СС (1-й албанский);
— 51-й горно-егерский полк войск СС (2-й албанский);
— 21-й горный артиллерийский полк войск СС (1-й албанский);
— 21-й моторизованный разведывательный батальон СС;
— 21-й противотанковый дивизион СС;
— 21-й саперный батальон СС;
— 21-й дивизион снабжения СС;
— 21-й горный дивизион связи СС;
— 21-й санитарный дивизион СС;
— 21-й запасной полевой батальон СС;
— части обеспечения и обслуживания.
Каждый горно-егерский полк имел в своем составе по 3 батальона. Артиллерийский полк первоначально должен был иметь 4 батальона с тремя батареями в каждом. Однако из-за недостатка обученных кадров и нехватки амуниции в конце концов был сформирован только 1 артиллерийский батальон неполного состава, в который вошли лишь 2 слабые батареи. Разведывательный батальон имел 3 подразделения «ротного типа» (по документам они проходили как роты, но по численности личного состава были слабее) и 1 кавалерийский эскадрон. Саперный же батальон имел в своем составе 3 роты.
Первым командиром дивизии был назначен И. Фитцхум. Однако он являлся им только номинально. Его главной задачей было осуществление контроля над первоначальной организацией и подготовкой дивизии. Фитцхум находился на этом посту до 1 мая 1944 г., когда был назначен новый командир СС-штандартенфюрер (с 21 июня 1944 г. — СС-оберфюрер) А. Шмидхубер.
В связи с тем, что все формирования из балканских мусульман за редким исключением предполагалось использовать в горной местности, главный упор в их военной подготовке делался на обучение боевым действиям в горах. Прежде всего это касалось трех горно-егерских дивизий войск СС, которые в отличие от обычных полицейских формирований должны были стать полноценными тактическими соединениями.
Как правило, в условиях войны и связанных с ней временных ограничений горно-егерская подготовка сводилась к обучению совершать марши по горным дорогам, вести наступательные и оборонительные действия в горах, воевать в обходных отрядах. Однако отсутствие достаточного для полноценной подготовки времени приводило к тому, что эти соединения даже не участвовали в полагавшихся после ее завершения учениях или маневрах. Единственным исключением является только 21-я албанская дивизия «Скандербег», которая в июне 1944 г., будучи только частично организованной, приняла участие в маневрах между г. Беране и г. Андриевица (северная Албания и южная Черногория). В этих маневрах от дивизии участвовало 3 батальона, которые должны были взаимодействовать с 14-м полком дивизии СС «Принц Евгений». Им противостояли более 2000 человек из числа албанской милиции, немецкий моторизованный батальон и артиллерийская батарея учебного полка «Бранденбург». В ходе этих маневров бойцы албанской дивизии показали подготовку выше среднего уровня.
Если военная подготовка данных мусульманских формирований была в принципе стандартной и не отличалась от подобной подготовки собственно немецких частей и соединений, то их идеологическая подготовка имела ряд существенных особенностей. В ней очень важную роль играло религиозное воспитание личного состава этих формирований, а также все, что было связано с их историей, которая зачастую также преподносилась с религиозным оттенком. Это прежде всего касается трех вышеуказанных дивизий войск СС, так как первое формирование, в составе которого были балканские мусульмане Хорватский легион, — не имел ярко выраженной исламской окраски.
В германских вооруженных силах в идеологической подготовке их личного состава очень большое место отводилось изучению исторической традиции данной части или соединения. Как правило, эту традицию отражало их наименование, имевшее хождение наряду с официальной номенклатурой. В период Второй мировой войны это явление наиболее широко было распространено в войсках СС, каждая дивизия которых имела собственное наименование. Обычно оно было связано либо с историей их создания (если дивизия была немецкой), либо с историей народа, из представителей которого она была набрана (если дивизия была иностранной).
Так, обе боснийские дивизии носили наименование, имевшее явно религиозный оттенок. И «Хандшар», и «Кама» означали род холодного оружия, которое использовали турки в период завоевания ими Балкан. Албанская же дивизия носила имя национального героя Г. Кастриоти (Скандербега), который в 1443 г. объединил албанцев и долгие годы противостоял турецкой экспансии. Такие названия давались затем, чтобы укрепить моральное состояние и поднять боевой дух личного состава этих дивизий.
Однако главную роль в процессе укрепления морального состояния этих дивизий немцы отводили религиозному воспитанию их личного состава. Ислам обещает рай погибшим в бою с неверными — это и хотели использовать немцы, применяя мусульманские дивизии, например, против православных сербов. В то же время добровольцы-мусульмане должны были сражаться во много раз упорнее, так как им противостояли партизаны-коммунисты, доктрина которых отвергает любую религию.
Так, уже во время набора в дивизию «Хандшар» немцы умышленно распространяли слухи, что Гитлер послал в подарок каждому из ее бойцов специальный медальон с вставленным в него миниатюрным Кораном. После организации дивизии в каждом ее батальоне была учреждена должность имама, а в каждой роте имелся свой мулла. Кроме этого, личный состав дивизии получил много привилегий, связанных с отправлением мусульманских обрядов и постами. Последнее особенно показательно, так как все руководство СС гордилось своим отрицательным отношением к любой религии.
Из уважения к традициям боснийских мусульман весь личный состав набранных из их числа дивизий получил право в качестве головного убора носить традиционную феску.
В деле вербовки добровольцев и организации боснийских дивизий огромную помощь немцам оказал великий муфтий Иерусалима аль-Хусейни, претендовавший на роль главы всего мусульманского мира. Его авторитет, на взгляд немцев, должен был сильно повлиять на желание добровольцев-мусульман служить в этих дивизиях.
Приступая к организации и подготовке албанской дивизии войск СС, немцы также стремились набирать в нее в основном мусульман. При этом они надеялись на тот же эффект, что и в случае с боснийскими дивизиями. Однако здесь они совершили большую ошибку. По мнению американского историка А. Муньоса, она заключалась в том, что»…любой албанец считался только с интересами своего клана и ставил их перед другими целями и идеалами. Эта кланово-племенная система делала его ненадежным солдатом, когда его принуждали сражаться за немецкие интересы. Кроме того, албанские мусульмане не были такими религиозными и правоверными, как их братья в Боснии».[31] Поэтому многие албанские добровольцы и дезертировали из своих частей, как только представлялась такая возможность.
Гораздо большее влияние, чем религиозный фактор (и прежде всего на албанские правящие круги), оказывало немецкое обещание создать после войны Великую Албанию.
Отдавая приказ о формировании иностранных дивизий войск СС, Гиммлер тем самым подчеркивал, что вступившим в них оказывается большая честь. Это в первую очередь касалось повышения их статуса в системе германских вооруженных сил. Не были при этом исключением и боснийские дивизии. С этой целью немецкой пропагандой даже был придуман миф, будто бы хорваты, и в том числе боснийские мусульмане, — не славяне, а «потомки готов», т. е. «чистые германцы». При организации дивизии «Скандербег» также муссировались слухи, что «албанцы имеют арийское происхождение».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мусульманские легионы во Второй мировой войне"
Книги похожие на "Мусульманские легионы во Второй мировой войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Романько - Мусульманские легионы во Второй мировой войне"
Отзывы читателей о книге "Мусульманские легионы во Второй мировой войне", комментарии и мнения людей о произведении.