» » » » Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки


Авторские права

Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки

Здесь можно скачать бесплатно "Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"

Описание и краткое содержание "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" читать бесплатно онлайн.



Д-р физмат. и д-р филос. наук Герхард Фоллмер (р. 17.11.1943) является одним из основоположников нового междисциплинарного направления: эволюционной теории познания. Настоящая книга, впервые опубликованная в 1975 г., стала классическим произведением и многократно переиздавалась. Ясность, точность, информативность — отличительные черты этой книги и всех других работ автора.


Врождённые структуры познания

в контексте биологии, психологии, лингвистики,

философии и теории науки

С 12 схемами и 6 таблицами


Данное издание осуществлено при финансовой поддержке "Интер Национес", Бонн.


Перевод с немецкого и общая редакция: проф. А.В.Кезин


Моим родителям в благодарность






Тета-ритм (4–7 Гц) проявляется прежде всего у двух-пятилетних при поисках приятного, удовлетворении, удовольствии или неудовольствии.

Альфа-ритм (8-13 Гц) у всех людей различен и у четырнадцатилетних достигает своей окончательной формы. Он является врождёным и, предположительно, наследственным. Очевидно он соответствует механизму ощупывания, поиску образцов; визуальные представления и альфа-ритм исключают друг друга.

Бета-ритм (14–30 Гц) проявляется в состояних напряжения и страха.

Эти факты привели В.Г.Вальтера, пионера в области физиологии мозга к выводу о том, что "ни одно представление о духе не будет не будет надёжным. если не будут приниматься в расчёт вскрытые физиологией законы функций головного мозга, как это делает медицинская практика по отношению к телесным функциям" (Walter,1961,275).

f) Некоторые открытия в области исследований мозга позволяют надеяться на физиологическое объяснение гештальт-восприятия (см. стр. 51):

В функциональном разделении мозга, центр зрения находится на противоположной стороне коры.

Выражение "центральльная проекционная область" для этого центра вводит в заблуждение, так как пробуждает представление, что изображение, запечатлённое на сетчатке, «проецируется» на эту часть мозга и рассматривается чем-то вроде внутреннего глаза. Эта "изоморфная теория" некоторых гештальт-психологов опровергнута. Точно также как звуки, запахи, цвета представлены в мозге только зашифрованными, должны быть и образные впечатления закодированны в активности нервных клеток. Электрофизиология начинает расшифровывать этот код.

Хюбель и Визель регистрировали активность клеток мозга, отвечающих за зрение, у кошек, предъявляя им простейшие образы в форме световых палочек на экране. Некоторые клетки отвечали на длинную серию импульсов, если световые палочки проецировались на определённом месте и под совершено определённым углом. Раздражение, необходимое для активизации, менялось от клетки к клетке Некоторые клетки реагировали только на движение, возможно только такое, которое шло в определённом направлении. Другие реагировали на светлые палочки на тёмном фоне

Имеются, однако, не только клетки, связанные с определённым местом сетчатки, но также сложные клетки, которые соответствуют определённым раздражениям, независимо от их положения. Такие сложные клетки получают сигналы от большого числа простых клеток, ответственных за различные места сетчатки, но за одно направление. Подобные сложные клетки возбуждаются при рассмотрении прямой линии, даже если она движется сбоку, становится больше или меньше(69).

Эти открытия показали, что в мозге действуют анализаторы, которые реагируют только на совершенно определённые свойства объекта. Они имеют поэтому большое значение, по крайней мере, для пространственного восприятия. Они могут объяснить, почему наше восприятие с такоq готовностью формирует образцы, почему оно дополняет неполный квадрат и т. д.

g) В то время как о достижениях памяти известно уже удивительно много (см. стр. 73), о её нейрофизиологии знаем мы очень мало. С одной стороны, память остаётся невредимой, несмотря на распространённые поражения мозга (раны, абсцесс, опухоль, оперативное удаление). Её, следовательно, нельзя понимать как библиотеку, где любая информация находится на определённом месте.

С другой стороны, крыс, например, тренировали в лабиринте, а затем замораживали в очень низкой температуре, так что все жизненные проявления, такие как биение сердца и мозговая активность, прекращались. После оттаивания, крысы сразу же правильно ориентировались в лабиринте. То обстоятельство, что память является большим, чем непрерывная нервная активность отчётливо показывают опыты с тренированными и скормленыыми затем червями или тренированными крысами, инъкцию из мозга которых делали другим грызунам, после чего последние «спонтанно» овладевали уроком.

Очевидно, что при образовании энграм (следов памяти) участвуют как локально-химические факторы (образование специальных молекул рибонуклеиновой кислоты), так и интегративные процессы (электрохимическое возбуждение). Возможно, различия между долгосрочной и краткосрочной памятью основаны именно на этих различных методах хранения(70).

h) Во многих случаях удалось создать компьютерную программу или сконструировать автоматы, которы симулируют интеллектуальные достижения. Здесь мы не можем останавливаться на вопросах о том, насколько точно искусственный интеллект соответствует естественному, идёт ли речь о функциональной или структурной изоморфии между человеком и машиной, «думает» ли компьютер, имеет ли сознание, проявит ли однажды креативность. Но, по меньшей мере, о феноменологической равнозначности речь может идти применительно к следующим достижениям, которые сегодня демонстрирует компьютер:(71)

Память (у компьютера сегодня до 109 бит, у мозга 1012 бит);

логические заключения, правильность выбора;

обучение через накопление, условный рефлекс, пробы и ошибки или обобщения;

распознаваение цифр, слов, перевод;

решение проблем, постановка целей, планирование;

самовосстановление, саморепродукция.

Психофизические открытия подводят к предположению, что каждому состоянию сознания однозначно соответствует определённое состояние мозга или что вообще имеется только одно состояние, которое воспринимается различным образом, а именно, психологически и физиологически.

С точки зрения естественонаучного подхода, эта такая гипотеза, которая ещё очень далека от её верификации… Но всё-таки нет доныне также и решаюшающего контраргумента. Многократно утверждалось, что пространственно структурированное многообразие мозга якобы слишком мало, чтобы соответствовать тому многообразию, которое ощущается и мыслится. Но здесь структурное многобразие нашего мозга колоссально недооценивается, оно, напротив, много больше всего того многобразия, которое мы можем себе представить. Также и тот факт, что состояния мозга предстают различным образом естественннонаучному познанию и переживающему сознанию, не может служить логическим возражением против теории тождества. В этом смысле, хватательные и оптические впечатления от яблока несоизмеримы, но тем не менее мы приписываем их одному объекту. Теория тождества в естественнонаучном плане возможна и доныне логически не опровергнута.

(Sachsse,1968,229 f)

Кроме того, эта гипотеза является плодотворным эвристическим принципом — в сочетании с постулатом эвристичности (стр. 32). Ибо только веря в подобную корреляцию психических и физических процесов можно осуществлять соответствующие поиски. Тем не менее к теории тождества нельзя предъвлять чрезмерные требования. "Правда, всё, что отражается в нашем переживании имеет свой коррелят в нейрофизиологических процессах, однако далеко не всё, что происходит в нашей нервной системе, имеет отражение в нашем субъективном переживании" (Lorenz,1963,362). Это ни в коем разе не сложные, протекающие на высшем интеграционном уровне нервные процессы, которые вспыхивают в сознании.

Имеются очень простые нервные процессы, которые отражаясь в вегетативной нервной системе, сопутствуют интенсивным переживаниям. (например, морская болезнь, наслаждение, боль)… На другой стороне имеются высокосложные достижения, аналогичные по своим функциям труднейшим логическим и математическим операциям, которые протекают не только полностью бессознательно, но даже при величайших усилиях принципиально недоступны самонаблюдению. (Lorenz, 1963, 362)

(Sachsse,1968,229 f)

Врождённые структуры

Является ли человеческий дух изначально действительно tabula rasa в смысле строгого эмпиризма? Или уже с рождения он обладает определёнными структурами? В столкновении между этими альтернативами, начиная с Демокрита и Платона до Юма и Канта, "врождённые идеи" играли ключевую роль. В главе А, посвящённой историческому рассмотрению, этому вопросу уделено особое внимание. Ответы зависели прежде всего от того, что понималось под врождёнными идеями. Это могли быть представления или понятия, категории, суждения и предрассудки, истины, привычки, логические, моральные или естественные законы, инстинкты, формы созерцания, образцы переживаний (архетипы) или познавательные структуры. Так, в качестве врождённых выступали у

Стр.

Примеры

Платона

все абстрактные идеи

благо; равенство

Аристотеля

аксиомы логики

принцип противоречия

Ф.Бэкона

5

идолы рода

"восприятие образа"

Юма

7

инстинкты, правила заключений

вывод из опыта

Декарта

8

первые принципы

следствия из опыта собственного существования

Лейбница

9

все необходимые истины, многие интеллектуальные идеи, некоторые практические принципы


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"

Книги похожие на "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Герхард Фоллмер

Герхард Фоллмер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"

Отзывы читателей о книге "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.