Виктор Савченко - Симон Петлюра
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Симон Петлюра"
Описание и краткое содержание "Симон Петлюра" читать бесплатно онлайн.
Эта книга рассказывает о человеке, которого советская пропаганда начиная с 20-х годов XX столетия сделала воплощением всего самого темного: предательства, обмана и человеконенавистничества — о Симоне Петлюре.
Автор книги о Петлюре пытается доказать, что его герой не был ни суперзлодеем, ни супергероем. Он был политиком, и политиком искусным, хотя и противоречивым, сумевшим в течение десяти лет сохранить политическое влияние. А в политике слишком часто ради сохранения власти приходится снимать белые перчатки.
ВСТУПЛЕНИЕ
Ошибки Петлюры... Они были одновременно заблуждениями всего поколения и результатом предыдущего развития Украины. Но главной ошибкой (или достоинством) его были идеализм и идеализация положения на Украине, которые порождали неправильную оценку ситуации, но вместе с тем служили «оправданием» такого необходимого в борьбе энтузиазма. Петлюра наследовал романтический образ «казацкой Украины», сформированный еще Шевченко, Гоголем, множеством украинских писателей и историков эпохи Николая I и Александра II. Во многом это был образ «прекрасного прошлого», «вольного казачества».
Автор
Его прах покоится на престижном кладбище Монпарнас, самом маленьком кладбище в Париже. Совсем недалеко, в квартале от кладбища, в 20-е годы (когда он и был предан земле), бушевала знаменитая парижская богема, в теперь модных и дорогих кафе: «Ротонда», «Дом», «Купол». Тут ночами просиживали Пикассо, Дали, Бетон... До семнадцатого года Ленин и Троцкий, впоследствии его заклятые враги, часто бывали в кафе «Дом».
В дождливом феврале 2001 года я вновь оказался у Могилы Петлюры. На старом кладбище в утренние часы я был едва ли не единственным посетителем, и толпы туристов не осаждали соседние могилы знаменитостей: Сартра и его жены, Бодлера, Гейнзбурга, Сутина, Тцара... По иронии судьбы Петлюра упокоился метрах в тридцати от могилы своего любимого писателя Ги де Мопассана. Бронзовый лик Петлюры смотрел немного надменно, в легком тумане безлюдного кладбища он казался сфинксом. Я ощутил присутствие Главного атамана далекой Украины в центре Парижа... Сколько он мог поведать!
Странно, Петлюра, литератор и журналист, никогда не писал о своей жизни — ни воспоминаний, ни заметок... Он как бы нарочно пытался остаться бесплотным символом, человеком «без личной жизни». Батька Махно, в том же Париже, оставил четыре тома воспоминаний, размахнувшись на десять. А Петлюра — ни строчки. Трудно писать об этом человеке, превратившим свою жизнь в тайну и борьбу... борьбу, как казалось многим, обреченную на проигрыш и бесцельную.
Вот уже пятнадцать лет «копаюсь» я в этой истории, вот уже пятнадцать лет, с некоторой периодичностью, задаю себе вопрос: «А кем он был, этот Петлюра?» И почему, собственно, Петлюра? Когда приливы и отливы перестройки стали обнажать, а может, и укрывать тиной историческую правду, когда стало «все можно», большим искушением было написать о Петлюре как об «отце нации», представить его безупречным вождем Украины, сокрушающим всех и вся... Но выяснилось, что поражений у него было гораздо больше, чем побед, и что ошибок он совершил предостаточно...
Писать о нем — лишний раз проверять себя. Ведь заучивая на истфаке утвержденные ЦК КПСС формулировки, думал про себя: «Уж я не погрешу против исторической правды во имя политической необходимости! История должна писаться без предубеждения, историк должен следовать только фактам...» Но с Петлюрой этого долго не получалось. Да его и личностью-то, достойной внимания, просто не считали. Уже начиная с 20-х годов, еще при жизни, в нем видят персонификацию всех «темных сторон» человека: предательства, обмана, человеконенавистничества... Он становится едва ли не главным «демоном» в советской историко-пропагандистской «демонологии» почти на семьдесят лет, его ставят в один ряд с «бандитом» батькой Махно, «кровавым генералом» Деникиным, «иудошкой» Троцким... Монополия на истину приводит к простым, не нуждающимся в доказательствах «ходам» мифотворчества.
Даже в бытовой речи иногда да и мелькнет, особенно у наших ветеранов, гневное: «Ух ты, Петлюра!» Ибо Петлюра уже не человек, а не оформленное научно, не осязаемое понятие. Хотя сознание некоторых наших соотечественников и цепляется за старые стереотипы, цивилизация, построенная на «советских мифах», исчезает как, Атлантида. Мы уже живем не в СССР, не при социализме, нас уже не направляет КПСС. На обломках Советской «империи» возникло пятнадцать более или менее независимых государств. У нас уже совсем другая жизнь, своя история... Иногда даже кажется, что новый мир более открыт, более гуманен и в нем найдется место и для уважения чужой точки зрения, и для уважения чужой национальности...
Вернемся к Петлюре. Дело в том, что для множества людей в государстве Украина имя Петлюры стало понятием патриотизма, борьбы за независимость, национальное достоинство... И здесь Петлюра «перерос себя», превратился в символ, но уже всего «светлого». Имя Петлюры стали превращать в икону все политические диссиденты, вечные инсургенты, которым так необходим был образец для подражания. Иногда на Украине Петлюру пытаются превратить в «святого», и те же политинформаторы, что взахлеб рассказывали о «гениальном» Володе Ульянове, сейчас воспевают, забыв всякую меру, Симона Васильевича Петлюру. И вызывают раздражение елейные хвалебные песнопения. Мы это уже проходили...
Петлюра стал больше фактором современности, нежели истории. В его имени — квинтессенция политических программ современных партий национально-демократической ориентации на Украине. Отношение к его памяти определяет отношение украинца к своей государственности.
Интересно, что ни ту ни иную стороны не интересовала реальная жизнь Петлюры. Фактаж даже мешал и страшил... Он разрушал такие удобные черно-белые схемы. Создатели «историй» не хотели даже слушать, что Петлюра был обыкновенным человеком с необыкновенной судьбой. Но важнее всего то, что Петлюра был политиком. А в политике часто «цель оправдывает средства» и ради сохранения власти приходится снимать «белые перчатки». Петлюра был искусным политиком, сумевшим, лавируя в мутном море бунтов и «классовой борьбы», сохранить политическое влияние почти на десять лет. Но при этом он был противоречивым политиком, имя которого проклинали, смешивали с грязью многие его вчерашние соратники: и Винниченко, и Петрушевич, и Грушевский. Он не мог вместиться в прокрустово ложе политических оценок. Он был политиком в эволюции, в постоянном движении, в беге времени.
Массовому же сознанию нужен или супергерой, или суперзлодей. Петлюра — наш современник и как «продукт творчества» коллективного сознания имеет фанатичных поклонников и непримиримых врагов.
Общественное сознание на Украине нуждается в легенде. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать позиции критиков и почитателей Петлюры. Эти критики и почитатели живут сейчас, в нашем времени, и именно они — «социально активные» граждане — приходят на митинги и к избирательным урнам. На Украине общество поделено еще и исторической памятью.
«Карикатура» Петлюры «Икона» Петлюры
1. контрреволюционер 1. революционер
2. беспринципный авантюрист 2. народный вождь, политический лидер
3. кровавый диктатор 3. демократ
4. ставленник буржуазии и помещиков 4. социалист
5. бандит и злодей 5. гуманист и моралист
6. «махровый» националист 6. националист
7. русофоб 7. враг империи, но не
русского народа.
8. антисемит и погромщик 8. защитник евреев.
9. предатель (агент Австрии, Германии,
Польши...) 9. патриот
10. бездарный полководец 10. гениальный полководец и правитель
11. «антихрист», враг православия и предатель. 11. поборник православия.
Огромной трудностью для автора книги стала попытка соблюсти исторические пропорции. Поэтому он решил идти непосредственно за фактами. Их обилие не должно удивлять — это оправданная реакция на десятки брошюрок о Петлюре, где как раз и отсутствовал «его величество факт». Это реакция на «карикатуру» и «икону» Петлюры, ведь именно факт срывает маски и пропагандистские ярлыки.
Нужно оговориться, что личная жизнь Петлюры скудна, аскетична. Он не приемлет алкоголь, пьяные шумные застолья, «разврата с балеринами». О его личной жизни мало что известно...
Эта книга написана для широкого круга читателей, поэтому автор отказался от сложного библиографического аппарата, принятого в научной литературе.
ГЛАВА 1 ПОЛТАВА. ЮНОША БЕЗ ОСОБЫХ ПРИМЕТ 1879-1901 гг.
На стол прокурора Полтавского окружного суда легла тоненькая папка дела с длиннющим названием — «Наблюдения к дознанию о националистической полтавской группе революционной украинской партии в Полтавской духовной семинарии». Первый лист содержал список из тринадцати имен семинаристов, которые были взяты под постоянное наблюдение агентов местной полиции еще в начале 1901 года. Мало что говорящие фамилии шестнадцати-двадцатилетних юношей из мещанского и духовного сословий... расплывчатые обвинения в антиправительственной деятельности и пропаганде украинского языка, которого, как казалось полтавскому прокурору, вообще никогда в природе не существовало... Достаточно вздорные обвинения...
Только на второй фамилии в списке задержался беглый взгляд прокурора... Его, возможно, поразила необычная фамилия семинариста — «Петлюра», и, может быть, мелькнула мысль: «...Ба, да это будущий висельник... Наверняка кончит этот Петлюра свою жизнь в петле».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Симон Петлюра"
Книги похожие на "Симон Петлюра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Савченко - Симон Петлюра"
Отзывы читателей о книге "Симон Петлюра", комментарии и мнения людей о произведении.