Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Атлантика без Атлантиды"
Описание и краткое содержание "Атлантика без Атлантиды" читать бесплатно онлайн.
Об Атлантиде, стране, затонувшей, если верить легенде, в водах Атлантического океана, написано множество книг. Но загадки Атлантики — это не только и не столько загадки Атлантиды. С изучением Атлантического океана, его подводного рельефа и вод связано множество нерешенных проблем планетологии, геологии, этнографии, антропологии, археологии и других наук о Земле и о человеке.
Об открытии Атлантики, о находках на дне ее затонувших судов, древних и современных, о поисках и находках под водою древних поселений, о загадках древней истории и географии, решить которые помогает океанография, о судьбах таинственных «народов моря», исчезнувших с лица земли, и судьбах Атлантики, ее морей и островов рассказывает в своей новой книге Александр Кондратов.
Книгу с интересом прочтут широкие круги читателей.
Atlantis — the country sunk, according to the legend, in waters of Atlantic — is the subject of a number of books. But enigma of Atlantis is not the only or major among the riddles of the Atlantic. Exploration of the ocean, its waters and bottom configuration is related to a variety of unsolved problems in geology, ethnography, anthropology, archaeology and other sciences of Earth and man.
Discovery of the Atlantic, ancient and modern ships sunk on its bottom; underwater search and discovery of ancient settlements; riddles of geography and ancient history solution of which is much helped by oceanography; fortunes of mysterious «sea people» vanished from the face of the earth; fortunes of the Atlantic, its seas and islands — all this is the subject of narration in this new book by Alexander Kondratov.
It will be of interest to a wide range of readers.
Рецензенты:
д-р геогр. наук О. К. Леонтьев
и д-р филол. наук В. В. Шеворошкин
В феврале 1950 года начались раскопки. К счастью, старые рыбаки довольно точно указали место своего неожиданного «амфорного» улова. Водолаз, опустившийся на дно для разведки, сообщил, что на глубине 45 метров он видел остатки корабля и груды амфор, целых и разбитых. Вслед за разведчиком на дно отправились и другие водолазы. Методы их работы были предельно просты: они собирали сосуды и, связав их веревкою за шейки, отправляли добычу наверх. Затем на помощь пришла техника — механический ковш. За один день работы драга подняла со дна около сотни амфор. А всего было поднято 728 сосудов, причем около тысячи или двух тысяч амфор осталось лежать на дне.
С появлением акваланга перед учеными-археологами открылись широкие перспективы: теперь они сами, не прибегая к помощи водолазов, могли исследовать затонувшие суда. И уже на заре «эры акваланга» были открыты корабли, груженные амфорами. Анри Брюссар, президент Каннского альпийского подводного клуба — первой в мире спортивной организации аквалангистов — у мыса Антеор на «Лазурном берегу» Средиземного моря нашел амфору, наполовину зарывшуюся в песок. Посетив место находки в компании других членов клуба, Брюссар и его коллеги обнаружили целую груду амфор, причем некоторые были запечатаны пробками с надписями. Сосуды относились К I веку до н. э. Позднее выяснилось, что это — груз корабля, погибшего в самом начале пути от берегов античной Галлии.
К сожалению, о находке узнали аквалангисты-любители. Их не остановили ни удаленность обломков судна от берега (40 метров), ни глубина (около 20 метров). Охраны, разумеется, не было, да и не могло быть под водой. Толпы любителей сувениров ринулись к затонувшему кораблю и груде амфор, и каждый стремился взять с собой хоть что-нибудь на память о своем визите. В результате весь район вокруг места гибели судна оказался заваленным обломками амфор. А ведь ученых античные амфоры интересуют не только как произведения искусства. Амфоры, как и любые другие, самые обыденные предметы, найденные под водой, являются бесценными археологическими документами, позволяющими воскрешать прошлое. Это убедительнейшим образом показали раскопки, проведенные на дне Марсельской бухты.
Корабли и археологи
Затонувший корабль обнаружили в 1952 году прославленные пионеры освоения «внутреннего космоса» Жак-Ив Кусто и Фредерик Дюма. В распоряжении исследователей находилось не менее прославленное судно «Калипсо», оборудованное телекамерами и другими техническими новинками того времени. И, что самое главное, ходом работ руководил Франсуа Бенуа, один из крупнейших археологов мира. Благодаря ему раскопки корабля были проведены по всем правилам археологической науки. В результате удалось определить дату гибели судна, пункт отправки, пункт назначения корабля и даже имя его владельца!
Большая глубина — около 48 метров — надежно защитила затонувшее судно от разрушительного действия времени и не менее разрушительного действия волн. Длина корабля, сделанного из ливанского кедра, сосны и дуба, обшитого свинцом и скрепленного бронзовыми гвоздями, превышала 30 метров. Грузом судна были амфоры. Уже к исходу первого сезона раскопок исследователи подняли более 3000 амфор! Причем среди них четко выделялись два типа: стройные, вытянутые, и округлые, с толстыми стенками. Первые занимали верхнюю палубу судна. Археологи без труда установили их италийское происхождение. Вторые — а их греческое происхождение столь же легко было установить — занимали трюм. Такая погрузка позволила ученым сделать предположение о том, куда и откуда следовало судно.
«Он начал свой путь с одного из греческих островов в Эгейском море, где в трюм были погружены амфоры с греческим вином. Обогнув Пелопоннесский полуостров, корабль пересек Ионическое море, миновал Сицилийский (Мессинский — А. К.) пролив, где-то в районе между Неаполем и Римом взял амфоры с италийским вином, которые были помещены на верхней палубе, — пишут советские археологи В. Д. Блаватский и Г. А. Кошеленко в книге «Открытие затонувшего мира», посвященной подводной археологии. — Продолжив путь далее на запад, корабль почти достиг пункта назначения — города Марселя, или, как он назывался в древности, Массилии. И здесь, в самом конце долгого пути, внезапный шквал бросил корабль на скалу, у основания которой он и оказался погребенным».
Выше мы упомянули о «легкости», с которой специалисты отличили италийские амфоры от греческих, и о том, что стиль сосудов позволил археологам отнести дату гибели корабля к 250–200 годам до н. э. Дело в том, что в разных местностях Средиземноморья внешний вид амфор был различен и, что еще более важно, он менялся в зависимости от времени: в тот или иной век сосуды приобретали ту или иную форму. Ученые-античники составили каталог этих форм и типов (всего их оказалось около полусотни). С помощью этого каталога нетрудно определить, в каком месте и в каком веке изготовлен сосуд.
Изготовление амфор — дело сложное. В античную эпоху существовало множество мастерских, специализировавшихся на производстве этой «тары». И, подобно современным фирмам и предприятиям, древние мастерские ставили своего рода «знак качества», выдавливая на ручке амфоры особое клеймо. Специалисты сделали опись этих клейм (более 300 видов), что позволяет устанавливать не только место и время изготовления сосуда, ко и «адрес» мастерской.
Клеймо изготовителя ставилось на ручке амфоры, на необожженной глине. Когда же в сосуд помещали вино или другую жидкость, т. е. когда его нужно было тщательно закупорить, поставщик его обычно делал оттиск на пробке. Подобные оттиски многое рассказали ученым о «торговых фирмах» античности, об их обороте, местах сбыта товаров и т. п. Но, разумеется, после того как товар был получен, амфора распечатывалась и вместе с пробкой исчезал и оттиск на ней. Поэтому закупоренные амфоры, которые поднимают с затонувших кораблей, являются особо ценной добычей для археологов: на суше такой «приз» крайне редок.
Раскопки под водой существенным образом дополняют исследования на суше. Рыбаки и ныряльщики давно знали, что неподалеку от средиземноморского порта Сан-Тропез, в 100 метрах от берега, на глубине 5–6 метров, лежат огромные белые глыбы, похожие на мельничные жернова. Летом 1951 года ими заинтересовались аквалангисты Каннского альпийского подводного клуба. Исследователи обнаружили, что это — монументальные части колонн, тесанных из прославленного каррарского мрамора. Поднять груз аквалангисты, разумеется, не могли. И только с помощью плавучего подъемного крана, снятого со строительства Тулонского порта, удалось достать со дна тринадцать огромных блоков, общим весом около 200 тонн. Такова была грузоподъемность древнего судна! (К сожалению, затонуло оно неподалеку от берега и методичный мощный прибой целиком и полностью разрушил остов корабля-гиганта.)
«Характер находок столь показателен, что определение времени и места, куда направлялся корабль, не вызывает никаких сомнений, — считают археологи-подводники Блаватский и Kошеленко. — Ясно, что корабль вез из Италии мрамор для постройки знаменитого храма Августа в городе Нарбонне. Этот храм описан римским писателем IV в. н. э. Авзонием. Раскопки прошлого века дали нам полное представление об этом грандиозном храме. Он построен вскоре после 149 г. н. э. одним из богатейших нарбоннских судовладельцев, бывшим рабом Секстием Музой. Таким образом, подводная археология добавила еще один факт к истории прославленного храма, ставшего памятником богатства галльского купца. Корабль, на котором везли мрамор, явно принадлежал ему же».
Подводные исследования не только продолжают и дополняют раскопки археологов на суше. Изучение затонувших кораблей дает уникальный материал, позволяющий воскрешать историю судостроения и мореплавания на протяжении нескольких тысяч лет.
Фрегаты, галеоны, ладьи, триремы…
Жизнь кораблей подобна человеческой: они рождаются, трудятся, старятся и умирают. Умирают, к сожалению, бесследно. Только сравнительно недавно люди, спохватившись, начали организовывать «суда-музеи» — памятники славным временам ладей, плотов, стругов, парусников и первых колесных пароходов. Об истории освоения морей и океанов, покрывающих третью часть нашей планеты, мы судим в основном лишь по письменным источникам. Вещественных памятников почти не сохранилось. Старые суда пошли на слом, ржавчина съела металл, дерево превратилось в труху. В наши дни сложилась парадоксальная ситуация: лучшими свидетелями истории кораблей являются те суда, которые современники считали безвозвратно погибшими. Поднимая останки этих затонувших кораблей — а порой даже целые корабли! — мы, словно на «машине времени», переносимся в эпохи, отделенные от XX века промежутком порой в двести, порою в тысячу, а иногда и три тысячи лет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Атлантика без Атлантиды"
Книги похожие на "Атлантика без Атлантиды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды"
Отзывы читателей о книге "Атлантика без Атлантиды", комментарии и мнения людей о произведении.