Коллектив Авторов - Дзюдо. Система и борьба: учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Дзюдо. Система и борьба: учебник"
Описание и краткое содержание "Дзюдо. Система и борьба: учебник" читать бесплатно онлайн.
Приобретение способности защитить себя и своих близких всегда было и будет первейшим стремлением человека (особенно мужчины). Поэтому боевые искусства являются наиболее биологически и социально значимыми видами физической деятельности.
Занимаясь ими, можно быстро и достаточно легко получить квалификационную степень в виде пояса какого-либо цвета или даже мастерский дан, но настоящую боевую подготовку можно получить только завершив ее каким-либо единоборством.
Далеко не все люди могут сразу начать заниматься единоборствами по физическим кондициям или психологическим особенностям. В этом отношении система Дзюдо представляет особую ценность как наиболее «постепенный», втягивающий вид физической и психической деятельности (именно как система физического воспитания и система военно-прикладной физической подготовки).
Это качество Дзюдо обеспечивает его преподавателю постоянную «ангажированность». Естественно, для этого он должен в совершенстве владеть техникой и тактикой дзюдо, педагогическими навыками обучения и организаторскими способностями.
Учебник предназначен для использования в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, физкультурных техникумах. Новые подходы в области интерпретации техники и тактики спортивной борьбы, периодизации тренировочных нагрузок, в области обеспечения массовости и сохранения контингента обучаемых позволяют использовать его в учебном процессе институтов физической культуры.
В 90-е годы произошел окончательный развал некогда монолитного Советского Союза, на обломках которого возникла Российская Федерация. Одновременно с административными изменениями лавиной обрушились более страшные экономические изменения, в основе которых лежало разграбление народного достояния при безмолвном созерцании со стороны первого Президента России, которому, пожалуй, дела до всего этого было меньше, чем его предшественникам.
Конечно, при таком разброде и шатании в экономике и администрировании успехов в области народного образования и физической культуре народа не добиться.
Тем не менее, по инерции физкультурно-спортивная работа как-то велась. Стали появляться частные школы единоборств и боевых искусств. Однако платить за занятия в секции и отдавать всего себя достижению высоких спортивных результатов психологически нелегко. Именно поэтому в стране изобилуют клубы преимущественно боевых искусств и восточных единоборств. Схожи они в одном – отсутствии соревнований.
Вот тут-то и возвращаемся к диалектической дилемме боевых искусств: хочешь быть настоящим бойцом – дерись по полной программе, без ограничений. Однако такой бой приведет к гибели одного из противников. Именно по этой причине существуют спортивные единоборства с правилами, ограничивающими действия противников ради их же здоровья и жизни. Но вместе с этим приходит некоторое ограничение технического арсенала, несколько отличные от реальных условий действия и, главное, увеличение нагрузки на функциональные системы организма, что требует квалифицированного медико-педагогического контроля и особых условий для спортсменов высокого класса. А это значит, что нужны средства, которых у государства пока нет в том количестве, в каком оно хочет иметь спортивные результаты.
От отношения к какому-либо явлению верховного руководителя страны (президента) зависит многое. Ни одна национальная Федерация в странах мира не может похвастаться тем, что ее президент является мастером высокого класса в ее виде спорта. Дзюдоистам России повезло. Президентом России с 2000 года стал В. В. Путин, мастер черного пояса по дзюдо. Лучше, чем на фотографии, нельзя охарактеризовать его отношение к данному виду спорта.
Президент Российской федерации В. Путин и президент ФДР В. Шестаков «болеют»
Однако в обязанности президента страны не входит консультирование руководства российского агентства по физической культуре, спорту и туризму, как организовывать в стране физическую культуру и спорт. Не должен он, да и не готов, консультировать тренерский коллектив, каким путем идти, чтобы добиться высоких успехов в дзюдо, как по номинации физической культуры, так и по номинации спорта.
К сожалению, наши тренеры не воспользовались выпавшим счастьем для российских детей и подростков, а попытались «натягивать одеяло» каждый на себя.
Причем натягивание это оказалось неэффективным даже при индивидуальном пользовании.
Уместно вспомнить высказывания Г. Пархомовича об отсутствии работы с членами сборной команды в технико-тактическом направлении и чрезмерной эксплуатации функциональных резервов спортсменов в угоду сиюминутным амбициям и в ущерб стратегическому направлению (Г. Пархомович, 1993).
Уместно вспомнить и недавние высказывания В. Н. Ельчанинова (2002):
«Наши дзюдоисты показывают неплохие результаты на чемпионатах мира и Европы в первые 2–3 года после Олимпиады, а конкуренты спокойно изучают российских лидеров, так как они у всех на виду и для многих оппонентов уже не являются загадкой. Поэтому нам не дадут так же успешно выступить в отборочном этапе к Олимпиаде (Мир, 2003; Европа, 2004)».
То же самое говорит В. Силин (2003): «Мы проиграли в Осаке 14 странам, получив только 4 бронзы. До японцев ни один наш дзюдоист не добрался». По его мнению, «пора переходить от безрезультативного процветания элитных клубов к выращиванию дзюдо в глубинке». Необходимо развивать дзюдо в стране, а не в столицах.
Кроме высказанных замечаний, следует возвратиться к вопросу безудержной эксплуатации функциональных резервов спортсменов высокого класса.
Действительно, у нас есть хорошие спортсмены, способные показать высокие результаты (если говорить не о количестве занимающихся дзюдо, а только об олимпийских успехах). Так, в России есть Тамерлан Тменов, показывающий устойчивые спортивные результаты. Его результаты: чемпион Европы 1995 и мира 1996 г. среди молодежи, чемпион Европы 1998 и 1999 годов, бронзовый призер чемпионата мира 1997 г. На Олимпиаду-2000 не попал в связи с тяжелой травмой. Однако травмы его преследуют постоянно, что может свидетельствовать или о больших перегрузках, или о неумении бороться, что исключается по определению. В следующем олимпийском цикле Т. Тменову снова пришлось отлучиться от тренировок в связи с перегрузками. Известно одно: не сам Тменов стимулирует себя, а тот, кто его принуждает к этому, «ловко пристроился», и одни и те же грабли бьют не его, а Тменова.
Есть у нас и прекрасный дзюдоист Александр Михайлин, и дзюдоистки-женщины, но они не смогут быть первыми в финальный момент, потому что расходуют и раскрывают себя не тогда, когда это надо по стратегии олимпийского цикла.
Совершенно непонятно, с какой целью наши тренеры и, главное, Федерация выпускают лучших борцов-дзюдоистов в течение всего года на соревнования со странами – будущими противниками, которые привозят каждый раз новых, молодых борцов для разведки и обкатки?
Но это не только тренеры виноваты. Тренеру очень нужно показать сиюминутный успех в ущерб будущего, поскольку его стимулируют к этому руководители. Но где же врачи, обязанные следить за здоровьем спортсмена? По всей видимости, здесь довлеет давно укоренившаяся в нашей стране тенденция руководства требовать от тренеров сиюминутного максимума, дабы отрапортовать «наверх», а вся армия подчиненных бездумно выполняет приказы. Стало быть, виноваты мы все.
Но не следует завершать раздел траурными нотами. Будем надеяться на самодеятельность и грамотность всего населения страны. Работники же физической культуры, и в частности дзюдо, постараются приложить все возможные усилия, дабы просветить людей и мотивировать их к продолжительным и продуманным занятиям дзюдо, просветить административных работников к осмыслению необходимости всеобщего физкультурного движения.
Сама же теория и методика преподавания и организации дзюдо лежит на плечах специалистов этого вида борьбы (и не только в ее спортивном аспекте).
2.5. Перспективы развития дзюдо в России
2.5.1. Особенность преподавания дзюдо в России
Для того чтобы высказать точку зрения авторов на особенности преподавания дзюдо в России, целесообразнее привести цитаты из работы Г. Пархомовича «Основы классического дзюдо» (1993):
«У нас чаще всего хороших результатов добиваются самобытные дзюдоисты, умеющие делать какие-то свои, особые приемы. А чтобы побеждать лучших представителей классической школы, необходимо знать и уметь все то, чем владеют они, плюс наша самобытность и наш характер. А пока боремся на характере и самобытности».
«Чтобы правильно научить, необходимо в первую очередь знать, чему учить, как правильно, а как – нет.
Представьте, артист балета пришел в группу танцев художественной самодеятельности. Они ведь тоже танцуют, но специалист сразу определит, что у них нет профессиональной подготовки, нет школы движений, а они, руководствуясь душевными порывами, танцуют. Нечто подобное происходит в нашем дзюдо. В стране среди юношей на различных уровнях проводятся приемы контрольных нормативов по технике дзюдо. В идеале – очень хорошее дело. Это как те же экзамены в школе, технические зачеты в других видах спорта. Но мы, принимая зачет, не знаем, что мы должны принять, и поэтому все делаем формально».
«Из борьбы мы кое-что знаем. У нас хорошая школа вольной и классической борьбы. Многие борцы перешли в дзюдо из этих видов и имели победы благодаря своей самобытности. Самая большая беда состоит в том, что вот на таких индивидуальностях мы создаем определенные направления в подготовке наших дзюдоистов, не объясняя истины.
Немаловажное значение на развитие и становление технического мастерства имеет судейство соревнований. В юношеских соревнованиях победителями зачастую становятся борцы, обладающие большой моторностью, боевым характером, но не владеющие начальными навыками дзюдо. Таких примеров сколько угодно. Судьи, поощряя агрессивную, напористую, порой очень грязную и мало напоминающую дзюдо борьбу, закрывая глаза на ползание на коленях, неправильные захваты, стойки, тем самым помогают формировать у спортсменов и тренеров, просматривающих соревнования, совершенно ложные представления о дзюдо. Тренеры, подстраиваясь под требования судейства, из года в год ведут поиск и подготовку борцов, превосходящих друг друга в физических и морально-волевых качествах. Поэтому освоение техники в юношеском возрасте отходит на второй план.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дзюдо. Система и борьба: учебник"
Книги похожие на "Дзюдо. Система и борьба: учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Коллектив Авторов - Дзюдо. Система и борьба: учебник"
Отзывы читателей о книге "Дзюдо. Система и борьба: учебник", комментарии и мнения людей о произведении.