Владимир Миронов - Древний Восток и Азия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Древний Восток и Азия"
Описание и краткое содержание "Древний Восток и Азия" читать бесплатно онлайн.
Это очередной том, выходящий в рамках грандиозного проекта, посвященного истории русской и мировой культуры. Понятие «Восток» менялось в разные эпохи; автор начинает повествование с Палестины, Финикии, Сирии – Святой земли для всех религий, связанных с библейской традицией. Драматичные события ветхозаветной истории, знакомые нам по Библии, но вряд ли в должной мере понятые нами; великая мистерия истории новозаветной, искупительная миссия Иисуса Христа, Его образ в мировой культуре, в том числе в духовном наследии России, – вот главные темы этой книги. А более «восточный» Восток в ней представлен Древней Индией – хранительницей ведических преданий и родиной буддизма, которая, по твердому убеждению автора, во многих проявлениях своей культуры глубоко родственна России, ее духовному наследию и самому мироощущению.
Кама-Сутра. Любовная оргия
Уже сказано, что Соломон любил женщин и, видимо, был любим ими. В противном случае зачем было царице Савской пускаться в утомительное путешествие, чтобы встретиться с Соломоном. Хотя можно предположить, что визит вовсе не связан с какими-то любовными амурами, а имел, как говорится, сугубо деловой или протокольный характер. В библейских текстах визит описан так: «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона». Видимо, ветхозаветный еврей не хуже нынешнего понимал: и цари тоже люди и им не чужды любовные забавы.
Г. Доре. Соломон принимает царицу Савскую
Другое дело, что всякому овощу свое время. Иные думали, что в старости нужно думать о боге чуть больше, чем о любви. Факты, указывавшие на человеческие слабости Соломона, на его сладострастие, стали для евреев источником раздумий и горячих споров. «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, богу своему, как сердце Давида, отца его…» (3 Цар. 11, 4, 9, 10). Во всяком случае, в отношении оценок «его поведения» еврейская традиция далека от единодушия. Разумеется, отмечает М. Блок, многие восхваляли в нем самого великого из царей Израилевых, строителя храма Господня, но даже эти его мирские заслуги восхищали далеко не всех. Известно, что ортодоксы и религиозные фанатики не симпатизировали мудрейшему царю, открыто его осуждая. Они говорили, что Всевышний справедливо наказал Соломона за его пороки и склонность к идолопоклонничеству, бросив против него Адера Идумеянина и Разона Арамейского и затем отторгнув от владения его наследников большую часть наследия Давидова. Но самый интересный вопрос заключался в том, куда решили направить Соломона его потомки – в ад или в рай? Тут уж был полнейший простор для воображения. Строгие талмудисты (таннаимы, или «повторяющиеся») проклинали его и даже были готовы направить прямохонько в ад. Они откровенно не любили политических и религиозных лидеров, а династия «патриархов» как раз восходила к Давиду и Соломону. Среди них и выросли столетия спустя цареубийцы и гонители христианского монашеского братства. Другие были к нему куда снисходительнее (школа амораим, или «толкователи»).
В. Поленов. Христос и грешница. Фрагмент
Некоторые же из его восторженных поклонников заходили столь далеко, что готовы были увидеть в нем прообраз самого Христа, и даже называли Соломона «Христом Ветхого Завета». Примерно в таком же духе писали Ориген и Тертуллиан. Для них место этого иудейского царя – в раю. Данте в «Божественной комедии» поместил Соломона в рай. Других же культ его личности, столь рьяно и горячо утверждаемый евреями, скорее отталкивал. Император Юлиан высмеивал тех, кто постоянно цитирует «мудреца», чье поведение так плохо сочеталось с его же максимами. Любопытно, что русская былина и малороссийские произведения оставляют Соломона в аду. Так же поступают с «великим мудрецом» и в эфиопской молитве XVI века.
Впрочем, сластолюбие Соломона – отнюдь не самый худший из его пороков. Да и кто из царей и правителей иных народов решился бы бросить в него камень! Может, мы, русские, чьи цари (Владимир, Грозный) никак не могут быть причислены к женоненавистникам и аскетам?! Хотя у них было, пожалуй, поменьше жен и любовниц. На Востоке в традициях мужчин любить многих женщин. Сирийский поэт Абу Фирас (932–967) писал:
В черных моих волосах все заметней,
видней
Белые нити – предвестницы
старческих дней.
Так не пора ли прогнать искушенья
с порога
И обратиться в бурнус добродетели
строгой?
Знаю: пора, но слаба многогрешная
плоть:
Чары красавиц не в силах она
побороть…
Впрочем, перед красой женщин не могли остаться равнодушными ни цари, ни плебеи. Одним из классических образцов красоты стал образ Вирсавии, нашедший блистательное воплощение в полотне К. Брюллова. Женщина предстает в полном блеске юной красоты. Исследователи утверждают, что чувственный элемент «чрезвычайно умерен и носит скорее умозрительный характер». Глядя на нее, живой человек, включая автора, так не думает.
К. Брюллов. Вирсавия
Впрочем, среди евреев случались и женоненавистники. Таковым считают мыслителя Бен Сиру, автора «Екклесиастика». В составленном им каталоге прославленных героев древних евреев нет ни одной женщины – ни Деборы, ни Руфи, ни Юдифи. Он возносил хвалу лишь знаменитым мужам. Показательно и его знаменитое изречение, в котором он обелял грехи мужчин и осуждал женщин: «Греховность мужчины лучше, чем добродетель женщины».
Тем не менее женщина по-прежнему продолжает оставаться оплотом и опорой рода. По женской линии определяется и право на гражданство в современном Израиле. Женщина – это власть. Поэтому неудивительна и их тяга к сильным и богатым мира сего. Их звездный час настал в Советской России, когда одна шестая часть мира оказалась под пятой у этой чуственной и сладострастной еврейской Лилит. Кстати, для сведения не очень посвященных: в каббале Лилит является душительницей новорожденных и соблазнительницей спящих мужчин: она неистово насилует их во сне… Она же предводительствует и огромным числом демонов… Кто знает, возможно, сонно-равнодушная Россия вновь станет жертвой какой-либо новой Лилит, что притаилась в семье очередного пьяного сатира, желающего стать президентом России. Что же касается практики массового прелюбодеяния, подтверждением крепости сей традиции является такой малоизвестный факт: нынешний Израиль в XXI в. является крупнейшим на всем Востоке «рабовладельческим рынком» и импортером «живого товара» – молодых и красивых девушек из России, Украины, Белоруссии или Восточной Европы. Безусловно, это вряд ли удивит знающего человека, неплохо осведомленного о былом «лидерстве евреев в работорговле и проституции на протяжении веков» (Д. Дюк). Нынешним жертвам (70—100 тысяч) от того не легче: им уготована судьба проституток: увечья, болезни, ранняя смерть.
Обряд обрезания у евреев
А вот тема обрезания не представляет большого интереса… Обрезание вызвано условиями региона, нуждами гигиены (жара, песок, недостаток воды и т. д.). Распространено у многих (в том числе у египтян, эдомитян, негров и т. д.). Так, сцена обрезания двух молодых людей изображена на египетской гробнице, возраст которой составляет около 4500 лет. Если же судить по состоянию мумий, египтяне, которые и завели такой порядок, обрезали крайнюю плоть фаллоса только жрецам и фараонам. Так же поступали и африканцы племени зулу с орудием мужской славы (или позора). Скажем, их культурный герой Ункулункулу требовал от собратьев неукоснительно: «Мужчины должны быть обрезаны, чтобы не походить на детей». Кстати, у зулу обрезанию подвергались не только мужчины, но и женщины. Евреи относились очень строго к соблюдению этого обряда, невыполнение которого в прошлом каралось смертью.
Чем же он был им так дорог? Видимо, указанием самого Писания, где дословно сказано: «Если б не завет мой (обрезание), то я не создал бы ни дня, ни ночи, ни уставов неба и земли я не утвердил бы» (Иерем. 33:25). Странный обряд отнесем скорее к различиям в традициях (если у евреев обрезанию подвергались все верующие, то у египтян этот акт – удел высшей знати). Мусульмане, также обрезающие в обязательном порядке мальчиков (у евреев – на восьмой день, у мусульман – в возрасте до 14 лет), видимо, позаимствовали сей обычай у евреев… Каждый волен совершать над собой любые операции (все зависит от степени вашего ума или глупости). Делать на этом основании далеко идущие политические выводы было бы странно, и все же оргвыводы Талмуда относительно всех penis circumcisus (обрезанных и необрезанных) звучат не только категорично, но просто-таки зловеще: «Все обрезанные – дети Божии, все необрезанные – дети дьявола» (рабби Бехаи). Евреи, называя, скажем, филистимлян необрезанными, относились к ним с крайним презрением. И хотя художник Мантенья включил картину «Обрезание» в «Триптих из Уффици» (Флоренция), а наш почтеннейший В. Розанов даже утверждал, что якобы и вся тысячелетняя река Израиля «вытекла из маленького родничка этой странной операции», мы все-таки темы Торы, еврейского пениса и ермолки оставим тем, кто готов увидеть в них источник для новых Соломоновых притч.
Изображение Приапа. Мозаика из Помпей. I в. н.э. Неаполь
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток и Азия"
Книги похожие на "Древний Восток и Азия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Миронов - Древний Восток и Азия"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток и Азия", комментарии и мнения людей о произведении.