Николай Бердяев - Алексей Степанович Хомяков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Алексей Степанович Хомяков"
Описание и краткое содержание "Алексей Степанович Хомяков" читать бесплатно онлайн.
«… Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа – не столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической оценки славянофильства Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе славянофильства. …»
Россия, Восток и Запад – вот мировая тема, над которой предстоит работать нашему поколению и поколениям ближайшим. В этой теме, указанной нам славянофилами, сходятся все нити. Россия стоит в центре двух потоков мировой истории – восточного и западного. Только Россия может разрешить для европейской культуры вопрос о Востоке. Но существует два Востока – Восток христианский и Восток нехристианский. Сама Россия есть христианский Востоко-Запад, и правда её есть прежде всего правда православия. Но в плоть и кровь России, в быт её вошли элементы нехристианского Востока и отравили её. Своё христианское мировое призвание Россия может выполнить, лишь победив в себе крайний, нехристианский Восток, лишь очистившись от него, то есть сознав себя окончательно христианским Востоко-Западом, а не антихристианским Востоком. Крайний, нехристианский Восток это – панисламизм и панмонголизм, которые вечно грозят нам извне и изнутри, это также хаос и инерция. Более утончённым и соблазнительным противником христианского всечеловечества является ещё индийский буддизм, который незаметно расслабляет христианскую волю и затемняет христианское откровение о личности. Я имею в виду современный буддизм, который идёт на христианскую Европу. В древнем браманизме была вечная истина первоначального, дохристианского откровения, и Индия имела свою положительную миссию. Но после христианского откровения роль Индии меняется, как меняется роль Израиля. В буддизме есть опасный для христианской Европы и России дух небытия. Хомяков понимал это. Россия велика и призвана лишь постольку, поскольку хранит христианскую истину. Если Россия имеет мировую миссию, то миссия эта есть соединение Востока и Запада в единое христианское человечество.
Если возможна в России великая и самобытная культура, то лишь культура религиозно-синтетическая, а не аналитически-дифференцированная. И всё, что было великого в духовной жизни России, было именно таким. Дух религиозно-синтетический отпечатлелся и на русской литературе, и на русской философии, и на русском искании целостной правды – во всём и везде. Национальный дух наш отрицает политику как отвлечённое, самодовлеющее начало. И ни в чем не любим мы отвлечённых, самодовлеющих начал. Славянофилы угадали это направление нашего национального духа и тем совершили подвиг национального самосознания.
Примечания
1
Вл. Соловьев несправедливо умаляет оригинальность хомяковского богословия ссылкой на Мёлера. Славянофильские богословские идеи, во всяком случае, не были заимствованы у Мёлера.
2
Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., б/д. Т. IV. С. 223.
3
Там же. С. 223.
4
Гершензон М. П. В. Киреевский. Биография // Русские народные песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1911. Т. I. С. XXIX.
5
Там же. С. I.
6
Киреевский И. В. Полн. собр. соч. / Под ред. М. Гершензона. М, 1911. Т. I. С. 112.
7
Там же. Т. I. С. 156.
8
Там же. Т. I. С. 157.
9
Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902. Т. I, кн. 1. С. 79.
10
Там же. С. 80.
11
Лясковский В. А. С. Хомяков. Его биография и учение // Русский архив. 1896. Кн. 11. С. 341.
12
Хомяков А. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1900. Т. VIII. С. 422.
13
Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1. С. 84.
14
Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1. С. 101-102.
15
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. Письма. С. 5-6.
16
Там же. С. 223.
17
Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1. С. 100-101.
18
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 15.
19
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. II. С. 223.
20
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 318.
21
Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1. С. 110.
22
Лясковский В. А. С. Хомяков. Его биография и учение. С. 360.
23
Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. I, кн. 2. С. 150.
24
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 57.
25
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 130.
26
Там же. С. 137-138.
27
См. подробнее: Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. II. В приложении напечатана очень интересная переписка славянофилов, характеризующая их отношение к Церкви и обнаруживающая их религиозные борения. Недостаток места не позволяет мне привести цитаты из этой переписки.
28
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 411.
29
Там же. С. 391.
30
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII, приложения. С. 50-52.
31
См.: Самарин Ю. Предисловие к 1-му изданию богословских сочинений Хомякова. Во II томе сочинений Хомякова или в Собрании сочинений Ю. Самарина. Т. VI.
32
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 189.
33
Там же. С. 356.
34
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. II. С. 90.
35
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. II. С. 21.
36
Там же. С. 34.
37
Там же. С. 43.
38
Там же. С. 59.
39
Там же. С. 59.
40
Там же. С. 60.
41
Там же. С. 69.
42
Там же. С. 72.
43
Там же. С. 112.
44
Там же. С. 157.
45
Там же. С. 181.
46
Там же. С. 192.
47
Там же. С. 219.
48
Там же. С. 230.
49
Там же. С. 231.
50
Там же. С. 232.
51
Там же. С. 235.
52
Там же. С. 243.
53
Там же. С. 244.
54
Там же. С. 363.
55
Там же. С. 364.
56
Там же. С. 86.
57
Там же. С. 108.
58
Там же. С. 151.
59
У Леруа в его книге «Dogme et critique» можно найти уклонение от ортодоксально-католической концепции Церкви к концепции хомяковской.
60
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. II. С. 36.
61
Там же. С. 37-38.
62
Киреевский И. В. Полн. собр. соч. Т. II. С. 27.
63
Киреевский И. В. Полн. собр. соч. Т. I. С. 226.
64
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 267.
65
Там же. С. 268.
66
Там же. С. 291.
67
Там же. С. 296.
68
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 110.
69
Там же. С. 302.
70
См.: Тренделенбург Ф. А. Логические исследования. Ч. I. С. 81.
71
Там же. С. 110.
72
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 300.
73
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 292.
74
Говорю не о Леруа, а о Джемсе и Бергсоне.
75
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 282.
76
Там же. С. 283.
77
Там же. С. 283.
78
Там же. С. 327.
79
Там же. С. 279.
80
Там же. С. 328.
81
Там же. С. 330.
82
Там же. С. 276.
83
Там же. С. 313.
84
Там же. С. 276.
85
Там же. С. 277.
86
Там же. С. 278.
87
Там же. С. 340.
88
Там же. С. 343.
89
Там же. С. 344.
90
Там же. С. 345.
91
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 6.
92
Там же. С. 71.
93
Там же. С. 22.
94
Там же. С. 42.
95
Там же. С. 8.
96
Там же. С. 168.
97
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 131.
98
См.: Schelling’s Werke. Dritter Band, 1907. С. 588.
99
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 324.
100
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 530-531.
101
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 219.
102
Там же. С. 224.
103
Там же. С. 225.
104
Там же. С. 230.
105
Там же. С. 322.
106
Там же. С. 323.
107
Там же. С. 368.
108
Там же. С. 331.
109
Там же. С. 528-529.
110
Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VI. С. 40.
111
Там же. С. 359.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Алексей Степанович Хомяков"
Книги похожие на "Алексей Степанович Хомяков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Бердяев - Алексей Степанович Хомяков"
Отзывы читателей о книге "Алексей Степанович Хомяков", комментарии и мнения людей о произведении.