Николай Бердяев - Философия свободного духа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия свободного духа"
Описание и краткое содержание "Философия свободного духа" читать бесплатно онлайн.
«… Есть два типа душевного устроения, которые сталкиваются на протяжении всей человеческой истории и с трудом понимают друг друга. Один из этих типов принадлежит коллективу, социальному большинству, и он внешне преобладает в истории; другой принадлежит духовной индивидуальности, избранному меньшинству, и значение его в истории более сокровенное. Условно можно было бы сказать, что это „демократический“ и „аристократический“ духовный тип. Социалисты говорят, что привилегированное меньшинство всегда в истории человеческих обществ эксплуатировало обездоленное большинство. Но есть другая истина, истина более глубокая и более сокрытая от внешнего взора: коллектив, количественное большинство всегда в истории эксплуатировало и насиловало, притесняло и гнало качественное меньшинство, духовные индивидуальности, имевшие эрос божественного, устремленные к горнему миру. …»
32
См. А. Бухарев «О современных духовных потребностях мысли и жизни».
33
Но тем же духом проникнуто и православное «Догматическое богословие» митрополита Макария.
34
Это прекрасно развито во II т. книги Несмелова «Наука о человеке».
35
В замечательной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» говорится: «Боязнь муки есть путь наемника. А Бог хочет, чтобы мы шли к Нему путем сыновним».
36
См. прекрасную книгу Е. de Faye «Clement d’Alexandrie».
37
Совпадение противоположностей (лат.).
38
Об этом хорошо говорит аббат Лабертоньер в книге «Le réalisme chrétien et l’idéalisme Grec». Шеебен говорит: «Gott ist von Ewigkeit her tätig, er schaut sich Selbst und liebt sich Selbst». «Die Mysterien des Christentums». Остается непонятным, почему Бог сотворил себе другого.
39
Бездна, пропасть, безосновное (нем.).
40
Сен-Мартен говорит: «La meilleure traduction qui puisse jamais exister de la Bible, c’est l’homme».
41
См. «Böhme’s sämtliche Werke». Herausg. von К. W. Schiebler. 1841, т. III. «Die drei Principien göttlichen Wesen».
42
См. т. IV. «Vom dreifachen Leben des Menschen».
43
Там же.
44
См. т. V. «Mysterium magnum».
45
Там же.
46
Там же.
47
В святоотеческой литературе можно указать лишь на «Пир десяти дев, или о Девстве» Св. Мефодия Патарского. Но у него глубоко лишь учение о девстве.
48
«Смысл любви» Вл. Соловьева – самое замечательное, что было написано о любви. См. также гениальную и мало оцененную книгу Бахофена «Das Mutterrecht», исследующую мужское и женское начало в первобытной религии.
49
См. книгу Лютера «De servo arbitrio».
50
Об этом можно найти интересные мысли у Макса Шелера. См. его «Vom Umsturz der Werte». I Band «Zur Idee des Menschen» и «Vom Ewigen im Menschen».
51
Бремон говорит об «Humanisme devot». См. его «Histoire Littéraire du sentiments religieux en France», т. I.
52
Эта мысль подробно развивалась в моей книге «Смысл истории».
53
См. Е. Rohde «Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen». Род показывает, как раскрывалась душа и ее бессмертие.
54
Некоторые западные учителя Церкви видели в мифе о Прометее языческое искажение идеи творения мира истинным Богом.
55
Это утверждает В. Иванов, знаток религии Диониса и дионисический поэт.
56
Фразер особенно настаивает на том, что магия предшествует религии.
57
См. интересную книгу томиста Garrigou-Lagrange «Perfection chrétienne et Contemplation selon St. Thomas d’Aquin et St. Jean de la Croix». Два тома.
58
Mysterium tremendum. R. Otto.
59
См. «Гимны».
60
См. «Гимны».
61
См. «Les oeuvres spirituelles de St. Jean de la Croix» 1864.
62
Божественное соединение (фр.).
63
Экхарт. Духовная проповедь и рассуждения.
64
Дюркгейм прав, когда считает религию фактом социальным и возводит ее к обществу.
65
См., напр.: Poulain «Des graces d’oraison. Traité de theologie mystique». Ему противоположен Sandreau «L’etat Mystique», представляющий другую школу.
66
См. Fr. Heiler «Das Gebet».
67
Обожение (греч.).
68
Исходит это от Дионисия Ареопагита, но влиял он очень сильно на западную мистику.
69
Дарованная безвозмездно милость (благодать) (лат.).
70
См. Е. Gilson. «La philosophie de St. Bonaventure».
71
См. «Добротолюбие», т. III. Св. Максима Исповедника, «О любви».
72
Склад ума, умонастроение (фр.).
73
См., например, книгу Ш. Рише «Traite de Metapsychique», в которой признаются удостоверенными все оккультные явления вплоть до материализации.
74
См. Р. Штейнер «Die Geistige Fuhrung des Menschen und der Menscheit», где изложена и христология Штейнера.
75
Различие между теософией Блаватской и А. Безант и антропософией Р. Штейнера, столь раздуваемое обеими сторонами, несущественно для характеристики основных начал. Но Штейнер интереснее.
76
В книге А. Безант «Le christianisme Esoterique» можно найти целый ряд истин, свойственных мистическому пониманию христианства, и в общем эта книга менее антихристианская, чем другая.
77
См. Штейнер. «Die Geheimwissenschaft im Umrisse».
78
См. Е. de Faye «Gnostiques et gnosticisme».
79
См. книгу Дю-Преля «Die Magie als Naturwissenschaft»; он решительно утверждает, что наука родилась из магии.
80
Особенно школой Фрейда и Куэ и Бодуэна.
81
Учение о Софии Я. Бёме разбросано по его главным произведениям.
82
Я радикально критиковал теорию прогресса в своей книге «Смысл истории».
83
Слово «модернизм» я употребляю совсем не в специфическом смысле католического модернизма, который мне чужд по своим мотивам, а в смысле возможности новизны.
84
В слова «родовой быт» я вкладываю метафизический смысл.
85
См. Denis. «De la philosophie d’Origene».
86
В Священном Писании говорится о «веке веков» (τόν αιώνα τού αιω̃νος). Но останется загадкой и тайной, есть ли эон эонов вечность. Ад есть эон и эон эонов, но это еще не значит, что он есть вечность и что невозможны новые эоны.
87
Об этом очень хорошо говорится в книге Р. Peter Lippert S. J. «Das Wesen des Katholischen Menschen».
88
Моя книга была уже вполне закончена, когда я прочел книгу о. С. Булгакова «Купина неопалимая». Я увидел, что в основном взгляде на Божью Матерь я схожусь с ним, хотя учение о Софии не удовлетворяет меня.
89
В этом отношении много верного утверждает историческая критика, не понимая религиозного смысла своих утверждений. Много есть верного у Зома, Луази, А. Сабатье, Гейлера и др., но они придают исторической истине характер как бы отделения от церковного сознания.
90
Св. Макарий Египетский говорит: «Как при пророках всего достаточнее было помазание, потому что помазуемы были цари и пророки, так и ныне люди духовные, помазуемые небесным помазанием, делаются христианами по благодати, чтобы им быть царями и пророками небесных Тайн».
91
Есть, конечно, в католичестве не только мистики, но и теологи, у которых чувствуется иной дух, это особенно видно в немецкой католической теологии. У Мёлера, у Шеебена, из современников у Гуардини чувствуется более органическое и мистическое понимание Церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия свободного духа"
Книги похожие на "Философия свободного духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Бердяев - Философия свободного духа"
Отзывы читателей о книге "Философия свободного духа", комментарии и мнения людей о произведении.