» » » » Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев


Авторские права

Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, АСТ Москва, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев
Издательство:
АСТ, АСТ Москва
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-056011-0, 978-5-403-00167-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Описание и краткое содержание "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о противостоянии немецкой авиации и советского Северного флота, а также союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск.

На основе архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в Заполярье с 1941 по 1945 год.

Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.






Интересно, что истребители ВВС Северного флота в тот день выполнили на защиту конвоя 64 самолетовылета, формально «выполнив» боевую задачу. Правда, при этом флотские летчики имели всего одну встречу с противником, да и та ограничилась всего лишь «визуальным контактом».

В августе стремительно ухудшающееся положение на Средиземном море заставило командование Люфтваффе перебросить с Севера последнюю группу бомбардировщиков, которая еще оставалась там, – I./KG30 «Адлер» майора фон Бломберга. Поворотным же пунктом во всей войне на Севере стало повреждение 22 сентября 1943 г. английскими сверхмалыми подводными лодками линкора «Тирпиц» Это значительно ослабило силы Кригсмарине и позволило вскоре возобновить движение конвоев по северному маршруту ленд-лиза.

Утром 1 ноября из Архангельска в Шотландию вышел конвой RA-54A из тринадцати английских судов, чьи команды изнывали от безделья с марта. Ему навстречу из залива Лох-Ю сначала 15 ноября вышел конвой JW-54A, в состав которого входили девятнадцать транспортов, а потом 22 ноября – конвой JW-54B еще из четырнадцати судов. Все три конвоя без потерь достигли мест своего назначения.

23 декабря при попытке атаковать конвой JW-55B в бою с британским флотом примерно в 80 милях к северу от мыса Нордкин героически погиб немецкий линкор «Шарнхорст». После этого союзным конвоям практически ничего не угрожало, кроме подводных лодок Кригсмарине, но наличие большого числа эскортных авианосцев и эсминцев позволило свести к минимуму и эту опасность. В итоге караваны один за другим пошли в Мурманск.

Между тем осенью 1943 г. было проведено запоздалое, как это повсеместно бывало, усиление противовоздушной обороны города. В октябре специальным постановлением ГКО СССР в состав Мурманского дивизионного района ПВО были переданы два полка среднекалиберной и один полк малокалиберной артиллерии, один зенитно-пулеметный полк, несколько зенитно-пулеметных взводов, один прожекторный батальон, две батареи СОН-2 и отдельный взвод ВНОС. Это же постановление предписывало штабам ВВС Северного флота и 7-й воздушной армии организовать систематические налеты на аэродромы Хебуктен, Луостари и Банак.

Во исполнение этого приказа 25 ноября были предприняты два штурмовых удара по Луостари. Сначала в 10.40 его атаковали восемь Ил-2 из 17-го Гв. ШАП в сопровождении десяти истребителей из 20-го Гв. ИАП, а затем в 13.45 – уже шестнадцать Ил-2 из 46-го ШАП и 26 истребителей. В итоге им удалось незначительно повредить два FW-190A-3 из 14.(Jabo)/JG5 – W.Nr.0399 и W.Nr.132167, а также один самолет-разведчик FW-189. Но при этом потери самих атакующих были огромными. Немецкие зенитчики и истребители сбили пятнадцать самолетов: восемь Ил-2 из 46-го ШАП, четыре «Киттихаука» из 78-го ИАП, два Р-39 и один Як-1 из 20-го Гв. ИАП. Погибли девятнадцать пилотов и бортстрелков.

Последующие налеты двухмоторных бомбардировщиков на немецкие аэродромы также не принесли никаких серьезных результатов.

В конце 1943 г. – начале 1944 г. происходило дальнейшее усиление ПВО Мурманска. Дивизионный район был преобразован в корпусной. Теперь в нем насчитывались шесть зенитных артполков, десять отдельных артдивизионов, два зенитных бронепоезда, один зенитно-пулеметный полк, восемь батарей станций орудийной наводки СОН-2 и другие подразделения. На их вооружении в начале 1944 г. насчитывались 639 зенитных орудий, 596 пулеметов, 109 прожекторов, 58 аэростатов и четыре РЛС. В 122-й ИАД ПВО имелись 65 летчиков, в том числе 37 ночников. Но весь этот арсенал уже не нашел достойного применения.

Подводя итог, можно сказать, что налеты на Мурманск делятся на четыре фазы:

– лето – осень 1941 г., когда мурманский порт еще не играл стратегической роли, и потому целями налетов были железнодорожные объекты, продовольственные склады и жилые кварталы. Основной задачей этих воздушных ударов было дезорганизовать работу тыла 14-й армии в преддверии ожидавшегося захвата города, лишить население и войска продовольствия и посеять панику среди мирного населения;

– январь – май 1942 г., когда основной целью Люфтваффе стало разрушение порта и прилегающих сооружений, чтобы сорвать поставки американской и английской техники в СССР. В это время ПВО города и порта еще только создавалась, и потери немцев составили всего один Ju-88А;

– июнь – август 1942 г., когда проводилось разрушение жилых кварталов города с целью создать невыносимые условия для жителей и тем самым дезорганизовать работу порта, предприятий и железной дороги. В этот период налеты на Мурманск были наиболее интенсивными. Потери Люфтваффе составили двенадцать Ju-87 и пять Ju-88А. Еще два самолета были повреждены, но дотянули до своей территории;

– сентябрь 1942 г. – июнь 1943 г., когда из-за нехватки сил Люфтваффе отказалось от массированных налетов и перешло к точечным атакам на портовые сооружения, суда, стратегические объекты и уцелевшие жилые дома. При этом немцы потеряли два пикирующих бомбардировщика и один штурмовик.

В общей сложности за годы войны в Мурманске были разрушены 1509 жилых домов, что составляло три четверти его жилого фонда, а также 437 производственных и служебных зданий. Были уничтожены 7420 метров тротуаров, полностью ликвидировано уличное освещение. При этом общие потери германских ударных самолетов от воздействия ПВО, в том числе британских кораблей, стоявших в Кольском заливе, составили 21 машину.

Матрос О. А. Андреев, прибывший в город в конце 1943 г., так описывал увиденное им: «Страшную картину в то время представлял город, особенно его главный проспект… Справа и слева и вдоль всего проспекта [Сталина] торчали остатки стен с зияющими глазницами разбитых оконных проемов, а то просто из куч мусора, кирпича и каких-то искривленных металлических балок высоко в небо простирались обгоревшие трубы-дымоходы в переплетении электрических проводов, и казалось, что это не проспект, а какой-то изначальный хаос. Лишь один дом, каким-то чудом уцелевший, напоминал о погибшей цивилизации. Таковы были действия немецкой авиации».

Водопроводная сеть Мурманска в результате бомбардировок выходила из строя 443 раза, отопительная – 195 раз, а канализация в результате прямых попаданий бомб была разрушена в 312 местах! И тут нелишне вспомнить, что город находится не где-нибудь на юге, где можно было бы прожить и без тепла, а за Полярным кругом.

Железнодорожный узел Мурманска, по данным МПВО, пережил 97 налетов, в ходе которых на него упали 757 фугасных и около 40 тысяч мелких зажигательных бомб. Там были уничтожены 216 паровозов и электровозов и 1300 вагонов. Погиб 81 железнодорожник и еще 153 получили ранения.

За годы войны служба МПВО обезвредила в городе 358 неразорвавшихся фугасных бомб, причем 40 % из них всего один человек – упоминавшийся выше пиротехник Никифор Панин. В ходе спасательных работ из-под завалов были извлечены в общей сложности 917 человек, в том числе 249 убитых и 243 раненых. Кроме того, бойцами МПВО было засыпано около трех тысяч воронок от бомб.

Глава 8

В борьбе за Рыбачий

Год новый – проблемы старые

Наступивший новый, 43-й год не принес значительных изменений в борьбе на коммуникациях в Мотовском заливе и на подходах к нему. Северный флот продолжал завоз боеприпасов и снаряжения для частей СОР на период предстоящего полярного дня, а противник продолжал предпринимать попытки помешать этому. Немецкие береговые батареи, находившиеся на юго-западном берегу залива, обстреливали суда, и потому последние приходилось прикрывать дымовыми завесами.

Несмотря на полярную ночь, самолеты Люфтваффе периодически наносили удары по мотоботам, дрифтерам, самоходным баржам, буксирам и прочим судам, обнаруженным в Мотовском заливе. Так, 15 января пара Bf-109 атаковала сторожевой катер № 15, направлявшийся из бухты Озерко в главную базу Северного флота в Полярном. В ходе обстрела он получил повреждения корпуса и рубки, один моряк был ранен. В итоге командир катера был вынужден отклониться от намеченного курса и зайти для ремонта в Порт-Владимир.

11 февраля посты ВНОС заметили паривший над Мотовским заливом двухмоторный самолет, имевший характерный силуэт. Это был FW-189A-2 W.Nr.2266 из 1-й эскадрильи тактической авиаразведки Aufkl.Gr.32, который вел поиск советских судов. На его перехват вылетели два истребителя из 2-го Гв. САП ВВС СФ. Они атаковали противника севернее мыса Пикшуев, и ведущий пары капитан П. Н. Орлов смог сбить «раму».

23 февраля в дозоре на линии мыс Цыпнаволок – меридиан мыса Черный находился СКР-31 старшего лейтенанта Н. П. Ненайденко. Он был атакован сразу шестью Ju-87 и двумя Bf-109. Немецкие самолеты заходили на него парами, с разных курсовых углов. Однако, энергично маневрируя и ведя зенитный огонь, корабль смог уклониться от всех сброшенных бомб.

26 февраля на той же линии нес службу сторожевик «Торос» капитан-лейтенанта П. А. Карканогова. Это был бывший 1107-тонный рыболовный траулер Севгосрыбтреста, носивший до 2 декабря 1939 г. название РТ-60 «Рабочий». С началом советско-финляндской войны его мобилизовали, вооружили двумя 45-мм пушками и двумя 7,62-мм пулеметами и включили в состав Северного флота.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Книги похожие на "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Зефиров

Михаил Зефиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Отзывы читателей о книге "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.