» » » » Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев


Авторские права

Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, АСТ Москва, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев
Издательство:
АСТ, АСТ Москва
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-056011-0, 978-5-403-00167-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Описание и краткое содержание "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о противостоянии немецкой авиации и советского Северного флота, а также союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск.

На основе архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в Заполярье с 1941 по 1945 год.

Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.






Но и на этом немцы не успокоились. Аэрофотосъемка показала, что, несмотря на большие разрушения, часть объектов уцелела. Тогда 5 августа налет был повторен, в результате засолочный и бондарный заводы получили новые повреждения.

После всех этих бомбежек Мурманск был практически разрушен. Целые кварталы и улицы превратились в сплошные развалины и пепелище, в центре города в уцелевших домах не осталось стекол, в подъездах рухнули лестничные пролеты, на многих снесло крышу. Были выведены из строя все инженерные коммуникации. Портовые сооружения и склады были приведены в полную негодность.

В аналитической записке к отчету о работе инженерного управления Наркомата внешней торговли в Мурманске говорилось: «Март – июль месяцы 1942 г. были самым трудным периодом в работе, налетами вражеской авиации основная часть города и порта были уничтожены, все служебные помещения порта были уничтожены, из крытых складов остался только один, который тоже был сильно поврежден. Помещение уполномоченного НКВТ сгорело, несколько сотрудников было убито и ранено. Весь аппарат НКВТ перешел работать в сопки и скальные убежища».

Жизнь портовых рабочих «благодаря» Люфтваффе стала поистине ужасной. Им приходилось жить в землянках, вырытых на берегу озера Питьевое, которые причем тоже периодически бомбили. Из-за нехватки еды и антисанитарии в конце года распространились сначала цинга, а потом и дистрофия. Умершие и погибшие исчислялись сотнями. Постоянные бомбардировки станции «Мурманск-Товарная» заставили отказаться от формирования на ней крупных эшелонов. Отныне все грузы перевозились из порта на станции Кола, Выходной, Шонгуй и Лопарская.

После 5 августа 1942 г. налеты Люфтваффе на Мурманск прекратились. Это было связано с рядом причин.

Как уже говорилось выше, после массированных налетов мурманский порт был сильно разрушен и оказался не в состоянии принимать крупные транспорты и обрабатывать доставляемые ими грузы. Британское правительство через своих военных представителей было прекрасно осведомлено об этом, а также о том, что советская ПВО не может надежно защитить Мурманск и приходящие туда суда.

В итоге все это вкупе с разгромом конвоя PQ-17, а не исключительно страх англичан перед пресловутым немецким «Тирпицем», как это у нас принято считать, оказало решающее влияние на принятие решения правительством Великобритании о временной приостановке отправки новых конвоев в Советский Союз до наступления полярной ночи.

Так что 5-й воздушный флот Люфтваффе мог смело праздновать победу. Выполнив приказ своего фюрера, он на время сорвал поставки в СССР по программе ленд-лиза. Это, в свою очередь, без сомнения, оказало огромное воздействие на весь ход военных действий на Восточном фронте осенью 1942 г.

После этого значимость Мурманска как приоритетной цели сильно уменьшилась. И основная ударная сила 5-го воздушного флота – «Юнкерсы» из KG30 «Адлер» – переключилась на бомбардировки Архангельска.

В течение августа противоборствующие стороны в основном обменивались ударами по аэродромам. Затем в ночь на 6 сентября немцы снова атаковали злополучный Рыбный порт, сбросив на него 45 фугасных бомб всех калибров. 8 сентября над советскими аэродромами Мурмаши и Арктика внезапно появились Bf-109 из 6-й и 8-й эскадрилий JG5 и блокировали их. На подмогу своим подоспели четыре Р-39 и одиннадцать «Харрикейнов» из ВВС 14-й армии. Однако воздушный бой закончился для них неудачно, немцы без потерь со своей стороны сбили три истребителя.

Тем временем одиннадцать Bf-110 из 13.(Z)/JG5[54] беспрепятственно подошли к Мурманску и с большой высоты сбросили бомбы на район Торгового порта. В результате были разрушены три дома, повреждена электросеть и городской водопровод.

Следующие удары небольшими силами по мурманскому порту имели место 29, 30 и 31 октября. Однако наступление полярной ночи и сезонное ухудшение погоды, частые снегопады и туманы в конце концов свели на нет активную воздушную войну в Заполярье.

К приходу зимы мурманский порт был частично восстановлен и снова мог принимать корабли. Часто вопросы решались методом импровизации. Так, еще 23 апреля немцами был потоплен единственный в Мурманске 45-тонный плавучий кран, который один был в состоянии снимать с палуб транспортов танки и другие тяжелые грузы. После этого руководитель британской миссии военно-транспортных перевозок Маккарман выразил опасения по поводу дальнейшей работы порта. Однако уполномоченный ГКО Папанин оптимистически пообещал, что этот вопрос как-нибудь уладят.

И действительно, работникам мурманского порта вскоре удалось раздобыть 60-тонную грузовую стрелу. Они просто купили ее у капитана одного из американских пароходов… за шкурки голубого песца. Затем стрелу установили на только что отремонтированный пароход «Кама», который по этому случаю переименовали в «плавучий перегружатель». Лебедку же для стрелы случайно нашли в самом порту. После испытаний «перегружатель» был введен в эксплуатацию с нормировкой выгрузки – один танк за 45 минут. Британцы были настолько поражены изобретательностью русских, что передали им еще два судна с тяжеловесными стрелами в пользование на весь 1942 г.

В дальнейшем «Кама» неоднократно подвергалась бомбардировкам и получала повреждения, о чем наглядно свидетельствовали записи в ее судовом журнале: «30 октября 1942 г. выгрузка танков на причал. Очередной налет. Бомбы упали на обсушку в 50 метрах от судна. Повреждена палуба, фальшборта…

9 декабря 1942 г. На пароход упало семь зажигательных бомб. Возникло пять очагов пожара. При следующем налете одна из бомб пробила палубу. Снова возник пожар».

Всего до конца года «Кама» перегрузила с транспортов 600 танков, около 100 самолетов и много другой техники.

В 1942 г. на вооружении ПВО флота появились первые радиолокационные станции. В декабре первая РЛС РУС-2 была установлена в Полярном. Она позволила улучшить систему обнаружения немецких самолетов и отказаться от расточительной тактики дежурства истребителей в воздухе.

К концу года наконец был создан и единый командный пункт ПВО Северного флота, при котором находился главный пост службы ВНОС. Это значительно улучшило организацию взаимодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации флота. Однако то, что это элементарное и давно напрашивавшееся мероприятие было проведено со столь значительным опозданием, наглядно иллюстрирует уровень командования флотской ПВО, которое даже после жестоких уроков весны – лета 1942 г. долго «раскачивалось», вместо того чтобы оперативно решить жизненно важные вопросы.

Хотя зимой 5-й воздушный флот Люфтваффе перенес центр тяжести своих усилий на Кировскую железную дорогу, дабы воспрепятствовать доставке уже прибывших грузов в центральные районы СССР, он все же не забывал и про Мурманск.

8 декабря немецкие пилоты добились очередного успеха. В тот день они среди прочих целей атаковали сторожевой корабль «Смерч», стоявший у причала судоремонтного завода в поселке Роста. Одна бомба попала точно в корабль и, пробив верхнюю палубу, разорвалась уже в воде. Кроме того, в непосредственной близости от правого борта рванули еще две фугаски.

В результате на «Смерче» был затоплен артиллерийский погреб № 2, образовался крен 15° на правый борт. Прибывшие на причал пожарные автонасосы начали откачивать воду, но она все равно прибывала. Когда крен достиг 50°, швартовы лопнули. Сторожевик повалился на правый борт и затонул.

Это был один из четырнадцати сторожевиков типа «Ураган», построенных на заводе № 190 в Ленинграде в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. «Смерч» имел водоизмещение 620 тонн, длину корпуса 71,5 метра и развивал скорость до 23 узлов. Корабль располагал довольно мощным вооружением: двумя 102-мм орудиями, двумя 45-мм пушками, пятью 12,7-мм пулеметами, одним трехтрубным 450-мм торпедным аппаратом, двумя бомбосбрасывателями и двадцатью минами.[55]

В декабре 1942 г. в условиях наступившей полярной ночи англичане решили провести в Мурманск конвой JW-51, причем в два этапа. Погодные условия благоприятствовали переходу: тьма и штормы исключали авиаразведку и удары авиации. Первая часть конвоя – JW-51A – в составе десяти транспортов и одного танкера прибыла в Кольский залив 25 декабря и около полудня встала на якоря между Мурманском и губой Ваенга.

Сторожевой корабль «Смерч»


Сторожевые корабли Северного флота, переоборудованные из траулеров, стоят на якорях в Кольском заливе


На борту прибывших судов находилось 21 310 тонн различных грузов. Среди них были 87 истребителей «Харрикейн, Р-39 и Р-40; 37 бомбардировщиков А-20 „Бостон“; 244 танка „Матильда“, „Валентайн“, М-3 и М-4А2; 187 бронемашин; 6534 тонны боеприпасов; 588 тонн пороха; 77 094 км полевого кабеля и 10 447 полевых телефонов. Кроме того, еще пять транспортов с грузами из состава конвоя JW-51A в сопровождении эсминцев отправились в более безопасный порт Молотовск (Северодвинск).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Книги похожие на "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Зефиров

Михаил Зефиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Отзывы читателей о книге "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.