Д. Таевский - Краткая история славян
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткая история славян"
Описание и краткое содержание "Краткая история славян" читать бесплатно онлайн.
Д. А. Таевский
Краткая история славян
ПРЕДИСЛОВИЕ
Очевидно, на настоящий момент отсутствует сколько-нибудь серьезная и целостная теоретическая модель истории славян. Отсутствие подобной теории вызвано, прежде всего, крайне разрозненными и разноплановыми источниками знаний о славянской истории, во вторую очередь – уже упоминавшимся отсутствием единого взгляда на историю славян в различных научных школах. Речь не идет, разумеется, о насквозь политизированной, поставленной на службу политическим интересам одной страны и полной противоречий официальной советской теории, которую многие из нас имели счастье изучать в курсе средней школы и вузов.
К числу прямых источников для теоретических построений в области происхождения славян относятся только археологические находки, преимущественно святилища и скульптуры. Однако сами по себе археологические находки имеют какую-либо ценность лишь в сочетании с недвусмысленной и логичной теорией, к которой они могут быть привязаны и в которой могут быть использованы в качестве промежуточных доказательств. Между тем, в данном случае, идентификация найденных артефактов вызывает определенные расхождения (в основном между российскими и западными учеными), вызванные преимущественно острым недостатком как археологического, так и летописного материала, а также активной фальсификацией имеющегося.
Основной метод, используемый при анализе археологических находок – ретроспективный, определяющий генетическую связь культур. От культур достоверно славянских исследователь переходит к находкам более ранним и отслеживает их генетическую взаимосвязь. Естественно, что достоверность этого метода падает в геометрической прогрессии с погружением во все более древние культурные слои, и тогда на смену научным доказательствам приходят гипотезы и догадки.
Хотя письменные источники в историографии славян и играют значительную роль для исследователя, их использование связано с определенными проблемами. Письменные источники, касающиеся непосредственно славян, делятся на три типа: упоминания византийских, арабских и германских авторов о славянских племенах VI – VIII вв. (к примеру, «Пасхальная» хроника, хроники Малалы и Амартола, свидетельство Равеннского космографа); летописи и церковные поучения IX – XIII вв., рассказывающие либо о важных событиях для отдельных княжеств, либо о свержении языческих богов и порицающих почитание их; исследования славянской этнографии XVIII – XIX вв. Эти типы письменных источников описывают принципиально разные временные периоды, причем с совершенно различных точек зрения.
Первый тип письменных источников, хотя и является сравнительно объективным, т.е. описывающим «внешние» события, и потому независимым от внутренней политики государства, однако, в силу малой компетентности и информированности авторов, неизбежно несет массу ошибок.
Второй тип письменных источников, к сожалению, в оригинальном виде практически не дошел до современного исследователя, а известен лишь в виде позднейших списков, описаний, толкований и т.д., и не мог вследствие этого не претерпеть изменений, позднейших субъективных толкований, вставок в тексты и прямых фальсификаций. К примеру, «Слово об идолах», датируемое XII в., известно в виде четырех списков, датируемых периодом от XIV до XVII в., и ни в одном из них не представлено в оригинальном виде, а сами списки представляют собой, по выражению Е.В.Аничкова, «нагромождение вставок». К этому же типу относятся многочисленные фантазии, родившиеся в западноевропейских монастырях, к примеру, миф о происхождении предков чехов, поляков и русских из Сербии под предводительством Чеха, Леха и Руса.
Третий тип является, очевидно, наиболее любопытным, однако основывается на остаточном этнографическом материале, и потому объективно не является абсолютно достоверным.
Письменные источники у самих славян появились не ранее VI в. н.э. Самая древняя из известных летописей – летопись Прокопия Кесарийского. Наиболее значимыми для исторических исследований считаются Киевская летопись, датированная XII в., с рассказом о крещении Руси, а также западные хроники в изложении Эббо, Херборда, Хельмонда фон Босау и неизвестного монаха из Прифлинга о походах против язычников (т.е. в данном случае славян) епископа Отто фон Бамберга, Титмара фон Мерзебурга и Герхарда Ольденбургского, датированные XII в..
Однако, вплоть до конца XVIII в., не существовало сколько-нибудь удовлетворительной теории происхождения славян, так как попытки связать славян с сарматами, гетами, аланами, иллирийцами и фракийцами основывались либо исключительно на произвольном толковании Священного писания и Священного предания, либо на внешних антропологических данных. Лишь в начале XIX в. ряд этнографов и лингвистов (Шафарик, Добровский, Бопп и др.) обратились к сравнительному языкознанию и сформировали относительно непротиворечивую, хотя, безусловно, неполную теорию славянского генезиса.
Античный период
Само по себе деление истории на какие-либо периоды является достаточно условным. В данном случае античный период используется в русском понимании этого слова как «древность», и предполагает период от появления первой информации о славянах (заметки Корнелия Непота, который именует славян «индами», и ряд древних преданий о янтаре, который привозили из земли «генетов») до появления первых достоверных письменных источников славян, т.е. до VI в. н.э.
Вопрос о прародине славян остается спорным. Можно предполагать, что на территории современного расселения славян к концу I тысячелетия складывались отдельные славянские этнические общности. Дальнейшие этнографические процессы сопровождались сложными миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, мощной ассимиляцией, в которой принимали участие как славянские, так и не-славянские племена.
В то же время можно с уверенностью говорить, что уже в так называемом «железном веке» Балканы были заселены народностями, не являющимися в полном смысле слова славянами, но имеющими прямое к ним отношения: фракийцами и иллирийцами.
Лингвистический анализ показывает определенную общность германских, литовских и славянских племен, причем отделение литовцев от славян произошло в I тысячелетии до н.э., после чего славяне и германцы достаточно долго представляли собой единый (в лингвистическом отношении) народ.
В современной (преимущественно российской) науке сложились взгляды на формирование первичной славянской общности либо между Одером и Вислой (одерско-висленская теория), любо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Не меньшая дискуссия ведется по вопросу о том, к северу или югу от Карпат находилась прародина славян; в этой дискуссии существует две теории: сарматская (северная) и дунайская (южная). В современной мировой науке дунайская теория практически утратила свое значение, однако большинство российских историков, опираясь на «Киевскую летопись», придерживается именно ее.
В 330 году появилось государство Византия, оказавшее, вероятно, наиболее значительное влияние на славян – как в политическом, так и в культурном, в том числе религиозном, плане. После IX в. так называемая «варяжская гвардия», состоявшая из скандинавов и северных славян, была одним из трех крупнейших иноземных воинских соединений Византии.
Письменные сведения о славянах появились в начале I тысячелетия н.э. Авторы, начиная с античных I – II в. н.э. и до византийских VI – VII вв. упоминали славян под различными названиями: либо звали их обобщенно «венедами», либо выделяя среди них «антов» и «склавинов». Готский епископ Иордан четко разделяет славян на три крупные группировки – венедов, антов и склавенов. Очевидно, что эти авторы не вдавались в этнолингвистические особенности описываемых народов, и подобные названия использовались для обозначения не только славянских, но и соседних и связанных со славянами народов. Тем не менее, при отсутствии другой ранней классификации славянских народов, современная наука вынуждена использовать терминологию античных авторов.
С этого момента и до конца рассматриваемого периода (т.е. до VI в. н.э.) начинается постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, что совпадает в целом с заключительной стадией Великого переселения народов. В процессе этого расселения славяне вступали в контакт с балтийскими, финно-угорскими, германскими, кельтскими, дакскими, фракийскими и иранскими народностями и племенами, причем, как правило, не вытесняли их, а занимали свободные весьма обширные местности более-менее мирным путем.. К VI в. н.э. славянские племена заняли придунайские территории, входившие в состав Византийской империи, пересекли Дунай (предположительно в 577 г.) и устремились в сторону Балкан. В это же время (VI век) славяне освоили Дакию и Паннонию, достигли предгорьев Альп и расселились между Одером и Эльбой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткая история славян"
Книги похожие на "Краткая история славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Д. Таевский - Краткая история славян"
Отзывы читателей о книге "Краткая история славян", комментарии и мнения людей о произведении.