Газета Литературка - Литературная Газета 6242 (38 2009)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Литературная Газета 6242 (38 2009)"
Описание и краткое содержание "Литературная Газета 6242 (38 2009)" читать бесплатно онлайн.
"Литературная газета" общественно-политический еженедельник Главный редактор "Литературной газеты" Поляков Юрий Михайлович http://www.lgz.ru/
По следам ;печального пилигрима;
МУЗЕЙНЫЙ ФОНД
Музей Николая Рубцова, расположенный в библиотеке amp;#8239;- информационном интеллект-центре N amp;#8239;95 (ул. Дмитрия Ульянова, д. amp;#8239;3), возник благодаря подвижнической деятельности единственного человека. Но об этом позже
- Вот в такой зыбке могли баюкать новорождённую дочку Николая Михайловича Рубцова, amp;#8239;- рассказывает заведующая музеем Ольга Анашкина.
Я смотрю на безыскусную колыбель, и в памяти всплывают полные пронзительной горечи строки: Мать придёт и уснёт без улыбки
И в затерянном сером краю
В эту ночь у берестяной зыбки
Ты оплачешь измену мою. Всего-то несколько десятков лет отдаляет нас от того времени, когда Николай Михайлович писал это стихотворение. А как изменилась Россия! Почти не осталось в ней примет той "достославной старины", отголоски которой овеяли юного Рубцова и певцом которой он стал.
Смотрю на туески из деревни Ни amp;shy;кольское, откуда поэт родом. С amp;#8239;такими же он ходил за клюквой. Так зачем же, прищурив ресницы,
У глухого болотного пня
Спелой клюквой, как добрую птицу,
Ты с ладони кормила меня? Со стендов музея смотрят фотографии поэта, родных и близких ему людей. Вот совсем ещё молодой Коля Рубцов с гармошкой в руках в кругу сослуживцев на эсминце "Острый".
- У нас в музее побывал бывший командир корабля, где служил Рубцов, Иван Андреевич Капитанц. Он рассказал, что молодой поэт был очень исполнительным, толковым матросом, - говорит Ольга Ивановна.
А вот одна из лучших фо amp;shy;тографий Рубцова. На ней запечатлён уже умудрённый жизнью поэт. Горькую улыбку вызывает история этого снимка, ныне помещённого во многие поэтические сборники. Приехав на несколько месяцев в родное село, Николай Михайлович наотрез отказался устраиваться в местный колхоз. Председателю сельсовета объяснил, что его работа - писать стихи. Конечно, далёкому от искусства собеседнику такое объяснение показалось, мягко говоря, сомнительным. В результате запечатлённый заезжим фотографом Рубцов оказался на "доске позора" в одном ряду с сельскими тунеядцами.
Да, среди определённой части творческой интеллигенции до сих пор принято смаковать истории о том, как несправедливо и нелепо обходилась с ними советская система. Но разве нынешнее время всеобщей апатии и культивирования человеческих пороков лучше? Кто знает, сумел бы Николай Михайлович прожить отпущенные ему 35 лет жизни в нашей жёсткой реальности?..
На стендах музея много листочков из рукописи. Интересна их история. Николаю Михай amp;shy;ловичу срочно нужно было набрать на печатной машинке стихи, отобранные для поэтического сборника. И когда, наконец, это было сделано профессиональной машинисткой, поэт "на радостях" выбросил рукописный экземпляр в корзину для мусора. Товарищ Рубцова по Литературному институту Анатолий Чичётин выхватил его и пообещал сохранить. Почти сорок лет пролежала рукопись в личном архиве Анатолия Ивановича, прежде чем попала сюда.
Большинство экспонатов стали достоянием музея благодаря Майе Андреевне Полётовой. Почти тридцать лет назад она впервые услышала стихи Николая Рубцова, и они буквально потрясли её. С amp;#8239;той минуты главной целью её жизни стало сохранение доброй памяти о поэте. 1 сентября 2002 года труды Майи Полётовой и её добровольных помощников увенчались открытием московского музея Рубцова. Несмотря на то, что Майе Андреевне уже за восемьдесят, она по-прежнему (за свой счёт!) выезжает в командировки, добывая драгоценные раритеты в самых глухих уголках России, где побывал "печальный пилигрим" Николай Рубцов. Она ведёт переписку со специалистами по творчеству поэта, с людьми, знавшими его при жизни. Каждый месяц музей при её непосредственном участии организует Рубцовские чтения. На средства энтузиастов вышла книга Полётовой "Пусть душа останется чиста" о малоизвестных фактах биографии поэта.
В планах сотрудников му amp;shy;зея amp;#8239;- создание школы юно amp;shy;го рубцововеда.
- А будет кому ходить в эту школу? Ведь современные родители скорее постараются научить своих чад делать деньги из воздуха, чем понимать тонкую лирику
- Пока на наши призывы к сотрудничеству откликнулась только одна учительница. Но надежды мы не теряем, - улыбается Ольга Ивановна.
При жизни Николай Руб amp;shy;цов не был избалован вниманием публики. Cогласно данным Российской книжной палаты, он один из самых читаемых в России поэтов. Можно, конечно, посетовать на то, как несправедливо обошлась с ним судьба. А можно порадоваться, что дело, ради которого он появился на свет, не пропало. Что свет рубцовского "огонька" продолжает согревать наши души. И что не переводятся на Руси люди, делающие всё возможное для того, чтобы лучи его поэтической звезды "приветливо касались всех городов, поднявшихся вдали".
Алексей ПОЛУБОТА
Подарки от дяди Гиляя
В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла выставка "Я - москвич!". Гости Дома на Таганке увидели раритеты, связанные с жизнью и творчеством легендарного москвича - Владимира Гиляровского.
Их сохранила семья Кренделевых-Монастырёвых, родственников Ирины Котырло, жены Николая Морозова. Николай Иванович Морозов в жизни и творчестве Гиляровского - фигура значимая. Он был воспитанником, соратником, биографом Гиляровского. Николай Морозов не только служил у Владимира Алексеевича, выполняя функции секретаря, но и жил в семье Гиляровских. Вот почему у наследников Морозова сохранились интереснейшие документы того времени: открытые письма, фотографии с автографами Гиляровского, чернильница, ручка, карманные часы.
Владимир Алексеевич был завсегдатаем кружка художников общества "Среда", который собирался в течение многих лет на квартире у В. Шмаровина на Большой Молчановке. Здесь бывали художники Александр Герасимов, Дмитрий Струков, Николай Лобанов и другие. Их картины (многие впервые) экспонируются на выставке. Некоторые из этих полотен были подарены Гиляровскому, другие он покупал, чтобы поддержать молодых живописцев.
Особую ценность представляет эпистолярное наследие Гиляровского, которое поступило в архив Дома русского зарубежья и сейчас обрабатывается. Рассказывает помощник директора ДРЗ А. Федотов:
- Наибольший объём писем Гиля amp;shy;ровского, поступивших в наш архив, относится к периоду Первой мировой войны. Николай Иванович Морозов все эти годы служил в 395-м подвижном полевом госпитале. И уже в самом начале августа 1914 amp;#8239;года к нему пошла корреспонденция от Гиляровского. Очень большая удача, что Николай Иванович, а потом и его наследники эти письма сохранили - все или не все, сказать трудно. В них и сообщения о семье, и трогательные бытовые детали, но главное amp;#8239;- мысли Гиляровского о войне 1914 года, о том, что в это время происходило в Москве и в России. Он писал о благотворительных сборах в помощь казачеству, в помощь Сербии, о благотворной силе сухого закона, введённого в России в это время, о патриотическом подъёме людей разных сословий. Вот фрагмент одного из писем:
"Милый Коля!
И действительно, переродилась, отрезвела страна великая! Я эти дни хожу по деревням и не нарадуюсь на наш недавно пьяный народ: у нас в Глухове на что пьяница и кот Иван Абрамов, а теперь приоделся, порозовел и благодарит Бога и Царя, что вином не торгуют и не будут торговать на время войны И в Москве хитрованцы гремят заработанными деньгами, которые пропить негде. Даже они жертвуют на раненых и на нужды войны. Переродилась страна! Преобразилась, поняла свою огромную силу, поняла, что русский должен быть русским!..
Слава Богу всё хорошо! Будь здоров и весел. Твой Гиляй".
Расшифровать и описать письма непросто - с годами Владимир Алексеевич терял зрение, почерк его становился всё менее и менее разборчивым. Тем более ценными будут результаты исследования.
Тамара ПРИХОДЬКО
Гильдия вольных
СОБЫТИЕ
В Москве прошёл Первый московский фестиваль вольных издателей "boo. буквы, звуки, цацки". Как явствует из названия, в экспозиции были представлены не только книги, но и различные сувениры, например закладки или шуточные обложки для книг. В рамках фестиваля состоялось несколько концертов, встреч с авторами, лекций, семинаров, мастер-классов и круглых столов. По замыслу организаторов, фестиваль должен был помочь объединить малые издательства, для того чтобы совместно решать различные проблемы, прежде всего - вопрос доступности интеллектуальной малотиражной литературы для читателей. Малые издательства сейчас испытывают сложности: оптовики и крупные книготорговые сети с ними работать не хотят, считая невыгодным возиться с 2-3 наименованиями книг. И вот нашлись люди, решившие создать единый маркетинговый центр, который будет заниматься распространением и продвижением книг малых издателей, координировать их деятельность, помогать "ресурсами, советами и просто добрым словом". - Это первый фестиваль подобного рода или нечто похожее уже имело место быть?
- Такого, пожалуй, ещё не было, - говорит Игорь Белый, один из организаторов фестиваля, глава издательства "Memories". - Возможно, кто-то когда-то и собирал свободных издателей, но не в таком количестве и не под эгидой отдельного фестиваля. Да и цели подобной amp;#8239;- собрать рабочую команду издателей amp;#8239;- не преследовалось. А для нас этот фестиваль amp;#8239;- возможность всем встретиться и познакомиться, обсудить создание гильдии и претворять какие-то замыслы в жизнь.
- Уже создана некая объединяющая структура?
- Да, она так и называется - Гильдия вольных издателей.
- Помощь от Правительства Москвы или Министерства культуры была какая-нибудь или тут всё на голом энтузиазме?
- Нам помог Комитет по культуре города Москвы, потому что "Галерея на Солянке" нахо amp;shy;дится в его ведении. Нам было предоставлено помещение на довольно-таки льготных условиях, благодаря чему и удалось провести этот фестиваль. Уже найдено помещение для общего склада, офиса и клуба гильдии. В планах amp;#8239;- сотрудничество с региональными издателями. На первый фестиваль прие amp;shy;хали, например, петербуржцы ("Лимбус Пресс") и рижане (русскоязычное издательство фантастики "Снежный ком").
Очевидно, что примкнут к гильдии не все. Некоторые участники остались при мнении, что издатель и книгопродавец - это антиподы, едва ли не враги, а гильдия обещает стать именно торговцем, пусть и креативным. Другие выжидают: какую именно юридическую форму примет гильдия, каким будет размер вступительного взноса, и как определить, кто такой "малый издатель", каким должен быть его прайс и формат. Всё это станет темой обсуждения в личной переписке перезнакомившихся издателей и в специально созданном интернет-сообществе гильдии.
Игорь ИВАНОВ
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Литературная Газета 6242 (38 2009)"
Книги похожие на "Литературная Газета 6242 (38 2009)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Литературка - Литературная Газета 6242 (38 2009)"
Отзывы читателей о книге "Литературная Газета 6242 (38 2009)", комментарии и мнения людей о произведении.