» » » » Константин Токаревич - По следам минувших эпидемий


Авторские права

Константин Токаревич - По следам минувших эпидемий

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Токаревич - По следам минувших эпидемий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Лениздат, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Токаревич - По следам минувших эпидемий
Рейтинг:
Название:
По следам минувших эпидемий
Издательство:
Лениздат
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По следам минувших эпидемий"

Описание и краткое содержание "По следам минувших эпидемий" читать бесплатно онлайн.



Не одну сотню лет люди считали, что холера, чума и тому подобные болезни — это проявления божьего гнева. О том, как эпидемии отражались в художественной литературе, и о борьбе науки с мракобесием и религиозными взглядами повествует эта книга.

Рассчитана на массового читателя.


Эпидемии инфекционных болезней издавна потрясали человеческое воображение внезапностью возникновения и высокой смертностью. Наши предки связывали их с проявлением божьего гнева или колдовством врагов. Нередко обезумевшая толпа убивала мнимых чародеев. Страницы истории являются наглядной иллюстрацией борьбы науки с религиозными взглядами на природу болезней. Губительные эпидемии ушли в прошлое, но некоторые инфекции затаились, изменили свое лицо. И перед современной медициной встали новые задачи. Об этом рассказывают в своей книге доктор медицинских наук, профессор-эпидемиолог К. Н. Токаревич и кандидат биологических наук Т. И. Грекова.


Рецензенты — доктор философских наук М. И. Шахнович, доктор медицинских наук В. А. Постовит






Где же сегодня находятся самые большие очаги проказы? Разумеется, там, где условия жизни значительной части населения не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. И прежде всего на африканском континенте, народы которого лишь недавно освободились от колониального гнета. Из каждой тысячи конголезцев 116 страдают проказой. В Гвинее, Габоне, Кении, Камеруне, Сенегале, Танзании положение несколько лучше, но и здесь число больных на тысячу жителей намного выше, чем в других странах, — от 20 до 55 человек.

В борьбе с болезнью ученые многих стран объединили свои усилия. В 1931 году была создана Международная ассоциация лепрологов, а в 1953 году образован специальный комитет экспертов ВОЗ по лепре. Начиная с 1974 года под руководством ВОЗ разрабатывается обширная программа научных исследований, конечная цель которых — создание действенной вакцины против лепры.

В нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, когда забота о здоровье народа стала государственным делом, были приняты решительные меры по борьбе с проказой, которая калечила людей не только физически, но и нравственно. Выписка из лепрозория не радовала, а пугала их. Чувствуя себя изгоями, некоторые больные упорно не хотели покидать приюты, несмотря на выздоровление. Иные настолько уходили в болезнь, что уклонялись от любой посильной работы. Естественно, что это не способствовало выздоровлению.

Советские врачи в борьбе с болезнью начали использовать кроме лекарственной терапии и меры социально-психологического характера. Прежние приюты постепенно реорганизовывались в лепрозории нового типа. В них кроме жилого помещения предусматривался комплекс подразделений медицинского назначения, включающий амбулаторию, больницу, лаборатории, аптеку, библиотеку. Для того чтобы больные могли получить общеобразовательную подготовку, овладеть какой-либо профессией, активно проводить досуг, в лепрозориях открывались школы, различные мастерские, клубы.

Раньше немалые трудности возникали в тех случаях, когда среди обитателей лепрозория появлялись правонарушители, особенно, если они отличались агрессивностью — призвать их к порядку было практически невозможно, так как суды уклонялись от рассмотрения подобных дел. В законодательстве не было оговорено, являются ли больные проказой вменяемыми. Специальной больницы для душевнобольных прокаженных не существовало, и потому психическое расстройство одного из больных нередко приводило к возникновению массовых индуцированных психозов.

Уже на первом Всесоюзном совещании по борьбе с проказой многие организационные и правовые вопросы были решены. Совещание состоялось в апреле 1926 года в Москве под председательством наркома здравоохранения Н. А. Семашко. Среди выступавших на нем был и доктор Андрусон, который подробно рассказал о тех изменениях, которые произошли за годы Советской власти в лепрозории «Крутые ручьи», отметившем незадолго до этого свой тридцатилетний юбилей. Со всей страны сюда приехали ученые и врачи-лепрологи, которые с удовлетворением констатировали успехи применяемого здесь энергичного комбинированного лечения. Торжественное заседание проходило в клубе под девизом «Наука и труд победят проказу» и немало способствовало поднятию духа самих больных и их родственников. …Прошли десятилетия. Сейчас в нашей стране для борьбы с проказой применяется широкий комплекс лечебных, профилактических и социальных мероприятий. Лечение вновь выявленных больных проводится в зависимости от формы заболевания в условиях специализированного медицинского стационара или амбулаторно по месту жительства. Госпитализируют обычно больных с открытыми формами для проведения начального курса лечения, которое затем продолжают амбулаторно. Через каждые два курса набор препаратов меняют, чтобы предотвратить привыкание к ним. И хотя мы не можем сказать, что проказа у нас ликвидирована полностью, но случаи ее стали единичными даже там, где раньше были крупные очаги, например в Ростовской области, Каракалпакской АССР. Непреодолимый барьер, отделявший раньше больных проказой от остального мира, больше не существует. И зловещее народное название болезни «ленивая смерть» утратило смысл и стало забываться.

Огненный пупырух

Сибирская язва была известна еще древним египтянам за полторы тысячи лет до нового летосчисления. Легендарный поэт Древней Греции Гомер в первой песне «Илиады» повествует о моровой язве, насланной на греков богом Аполлоном. Болезнь поражала людей и животных и, судя по ее проявлениям, могла быть сибирской язвой.

Мифологический пророк Моисей, с именем которого связывают освобождение древних евреев от преследований их египетскими фараонами, во второй книге Пятикнижия описывает «шестую египетскую казнь», которая, по всей вероятности, была сибирской язвой. В арабских рукописях ее именовали «персидским огнем». В Библии имеется описание «пятой чумы», поразившей египетский скот в 1491 году до н. э., не оставляющее сомнения в том, что это была эпизоотия сибирской язвы. Название болезни (от греческого слова «антракс» — уголь) было дано Гиппократом в связи с внешним видом злокачественной пустулы, характерной для этой болезни. О ней упоминает и греческий историк Геродот. О широком распространении этой болезни в странах Средиземноморья можно прочесть в произведениях античных авторов — Тита Ливия, Галена, Сенеки, Плиния Старшего, Цельса и других.

В дидактической поэме «Георгики», посвященной вопросам земледелия, поэт, современник крушения Римской республики Вергилий (Публий Вергилий Марон, 70–19 гг. до н. э.) описал картину мора сельскохозяйственных животных:

…Частым блеяньем, постоянным мычаньем, реки,
Все сухие брега звучат, и склоны пригорков.
Целые толпы зараз предает она смерти и в самых
Стойлах груды валит гниющих в гнусном распаде
Тел, пока их землей не засыплют и в яму не скроют.
Даже нельзя было кож применять и внутренних вымыть
Чистой водою частей, иль пламенем справиться с ними.
Также нельзя было стричь изъеденной грязью и хворью
Шерсти, касаться нельзя никому испорченной волны.
Если же кто надевать пытался лихие одежды,
То упыри у него горячие с мерзостным потом
Вдруг возникали на членах зловонных и через немного
Времени хворую плоть огнем разъедало.

Поэт верно подметил устойчивость неизвестного в те времена возбудителя болезни, заразительность шерсти и кож больных животных и затем некоторые проявления этой инфекции у людей.

Другой римский поэт, Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — ок. 18 г. н. э.), сосланный по приказу римского императора Августа на Черноморское побережье и умерший в районе современной Констанцы, в девятой песне «Метаморфоз» описал болезнь, которая, можно предполагать, была сибирской язвой. Эти и им подобные многочисленные литературные памятники, синтезирующие сказания и легенды, главным образом, дохристианской эпохи, позволяют сделать вывод об очень древнем происхождении этой болезни, поражающей животных и людей.

История сохранила свидетельства исключительно жестоких эпизоотии сибирской язвы, совпадающих обычно с войнами. Когда в V столетии гунны шли на Константинополь, то во время этого похода у них пало 40 тысяч лошадей, чуть ли не 100 тысяч голов крупного рогатого скота и погибло 30 тысяч людей.

Надо думать, что русские летописи, отмечавшие в XIV и XV веках массовую гибель животных: «Был мор на люди и кони и на всякий скот» (1309); «На люди и на скот был мор в Твери» (1375); «Мор на конех и люди мерли» (1433, 1448), также повествовали о сибирской язве. Для избавления от этой напасти народ обращался тогда к определенным святым, считавшимся покровителями сельскохозяйственных животных. Возможно, что именно по созвучию имен первые проповедники христианства подменили языческого бога Волоса (Белеса) — покровителя рогатого скота — священномучеником греческой церкви Власием и стали считать его защитником этих животных. В древнем Новгороде был храм святого Власия на Волосовой или Велесовой улице. Мучеников римской церкви — Фрола и Лавра сочли покровителями лошадей, а Бориса и Глеба — покровителями земледелия. Власия называли также «бокогреем» или «сшиби рог с зимы», так как память его отмечалась церковью 11 февраля, когда холода становятся более мягкими.

С. В. Максимов, автор книги «Нечистая, невидимая и крестная сила», изданной Этнографическим бюро в Петербурге в 1903 году, указывает, что образ святого Власия крестьяне ставили в коровниках и хлевах; использовали его во время общих молебнов, например в первый день выгона скота в поле, а также на случай падежа животных. Тогда с этой иконой обходили без священника все дворы, где были случаи заболевания, а затем связанную хвостами больную скотину гнали за село, в овраг и убивали ее камнями, приговаривая: «Мы камнями побьем, и землей загребем, землей загребем — коровью смерть вобьем, вобьем глубоко, не вернешься на село». Трупы забитых животных сжигали на костре. В этом обычае надо видеть остатки языческого ритуала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По следам минувших эпидемий"

Книги похожие на "По следам минувших эпидемий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Токаревич

Константин Токаревич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Токаревич - По следам минувших эпидемий"

Отзывы читателей о книге "По следам минувших эпидемий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.