М. Дорохова - История культуры
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История культуры"
Описание и краткое содержание "История культуры" читать бесплатно онлайн.
Информативные ответы на все вопросы курса «История культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
М. А. Дорохова
История культуры
1. Что такое культура
Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, названный латинским словом culture, никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agricul ture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII–XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «некультурного» простого народа. В Германии существовало похожее слово kultur, которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Данное направление, считающее, что главная цель человека – достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм. Его сторонниками были французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755), итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Как научная категория культура начала восприниматься только во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации. Для некоторых философов этих границ и вовсе не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804), существование такихграниц было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немецкий историк и философ Освашьд Шпенглер (1880–1936), наоборот, понятие «культура» противопоставил понятию «цивилизация». Он «оживил» понятие культуры, сравнив ее снекой совокупностью замкнутых «ор-ганизмов», наделив их способностью жить и умирать. После смерти культура превращается в противоположную ей цивилизацию, в которой голый техницизм убивает все творческое.
Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII–XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не существует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается около 250–300, по другим – свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.
2. Основные трактовки термина «культура»
1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.
4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).
5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.
6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.
7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку спомощью различныхдействий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).
8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.
9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.
Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.
Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятель-ностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности.
3. Науки, изучающие культуру
Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего стоит выделить культурологию.
Культурология – это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в.
Существует несколько версий данной науки.
1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.
2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддерживала эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919–1999).
3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любого вида. Сторонник – французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко (1926–1984).
4. Функциональная, за которую высказывался британский антрополог и культуролог Бронислав Каспер Малиновский (1884–1942).
5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872–1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.
6. Синергетическая.
7. Диалогическая, сторонником которой был русский философ, литературовед, теоретик искусства Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975).
Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры. К философам культуры относятся французский писатель и философ Жан Жак Руссо, французский писатель и философ-просветитель, деист Вольтер (1694–1778), представитель течения «философия жизни», немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900).
Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести: этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культурой), морфологию культуры (изучает культурные формы), психологию (наука о психической жизни людей), историю (изучает прошлое человеческого общества).
4. Основные понятия культуры
Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.
Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким артефактам можно отнести одежду той или иной эпохи, предметы интерьера и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История культуры"
Книги похожие на "История культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М. Дорохова - История культуры"
Отзывы читателей о книге "История культуры", комментарии и мнения людей о произведении.