Екатерина Котельникова - Финансы: конспект лекций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Финансы: конспект лекций"
Описание и краткое содержание "Финансы: конспект лекций" читать бесплатно онлайн.
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое.
Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.
Прямые методы включают, во-первых, прямое регулирование государством финансовых процессов и воздействие на количество денежной массы, во-вторых, государственное регулирование цен на товары и услуги, в-третьих, совместное с профсоюзами государственное регулирование зарплаты, в-четвертых, государственное воздействие на процессы внешнеэкономических отношений, что затрагивает внешнюю торговлю, ввоз и вывоз капитала, воздействие на валютный курс национальной валюты.
Косвенные методы связаны с регулированием денежной массы на основе деятельности центральных и коммерческих банков страны: регулирование ЦБ учетной ставки КБ, воздействие на процессы рефинансирования последних, определение ЦБ обязательных резервов КБ, операции ЦБ на валютном и открытом рынке ценных бумаг.
ЛЕКЦИЯ № 6
Государственный бюджет и бюджетная система РФ
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного самоуправления.
Являясь составной частью финансовых отношений и имея денежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функции:
1) распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти;
2) контрольная – действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
3) регулирующая – проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый механизм).
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1) федеральный бюджет;
2) бюджет субъектов РФ (область);
3) местные бюджеты (город, район).
Бюджетная система функционирует согласно следующим принципам:
1) принцип единства – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета;
2) принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов (они подлежат отражению в обязательном порядке и полном объеме);
3) принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета;
4) принцип гласности – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ;
5) принцип самостоятельности – этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграничения полномочий между органами власти различного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов и стабильностью поступления денежных средств в бюджет;
6) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей носит целевой характер, т. е. обозначаются их направления и конкретные цели финансирования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ;
7) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Уполномоченные органы, составляя, утверждая и исполняя бюджет, должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
8) принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
2. Классификация доходов государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов:
1) налоговые доходы:
а) налог на прибыль;
б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы;
в) налоги на совокупный доход;
г) налоги на имущество;
д) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
е) прочие налоги и сборы;
2) неналоговые доходы:
а) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
б) доходы от продажи земли;
в) административные платежи и сборы;
г) штрафные санкции (за налоговые нарушения);
д) доходы от внешнеэкономической деятельности;
3) безвозмездные перечисления:
а) от бюджетов других уровней;
б) от государственных внебюджетных фондов;
в) от государственных организаций. По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
3. Расходы государственного бюджета, их виды
Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.
Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней должен базироваться на единых методологических основах, нормативах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета:
1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают:
а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды;
б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям);
в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;
2) капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.
Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:
а) капитальное вложение в основные фонды;
б) капитальное строительство;
в) капитальный ремонт;
г) приобретение земли;
3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:
а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;
б) расходы на судебную систему;
в) расходы на национальную оборону;
г) расходы на правоохранительные органы;
д) расходы на промышленность;
е) расходы на сельское хозяйство;
ж) расходы на транспорт;
з) расходы на финансирование, образование, науку;
и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего).
Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1 % утвержденных расходов федерального бюджета.
4. Бюджетный дефицит
Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.
Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные бюджеты дефицитны, но в относительно устойчивых экономических системах это не является катастрофичным (бюджетный дефицит не должен превышать 2–3 % ВВП).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Финансы: конспект лекций"
Книги похожие на "Финансы: конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Котельникова - Финансы: конспект лекций"
Отзывы читателей о книге "Финансы: конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.