Коллектив Авторов - Гендерная психология

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гендерная психология"
Описание и краткое содержание "Гендерная психология" читать бесплатно онлайн.
Во втором, переработанном и дополненном, издании практикума (предыдущее вышло в 2003 г.), подготовленном коллективом специалистов во главе с профессором И. С. Клециной, представлены методические разработки практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Практикум предназначен для подготовки студентов гуманитарных, технических и естественнонаучных направлений в области гендерной психологии и других гендерно–ориентированных дисциплин.
Данное практическое пособие адресовано преподавателям высших учебных заведений, читающим курсы и спецкурсы по гендерной тематике, исследователям, аспирантам, студентам и всем тем, кто интересуется гендерной проблематикой или хотел бы с ней познакомиться.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Результаты исследования, полученные в группе, записываются в табл. 3.
При анализе групповых данных следует обратить внимание на наличие или отсутствие различий, связанных с полом. В ходе выполнения задания могут быть получены данные, показывающие преобладание левополушарных как среди мужчин, так и среди женщин. В ходе обсуждения можно отметить, что вопрос о ведущем полушарии у мужчин и у женщин окончательно не решен и, следовательно, полученные данные согласуются с той или иной точкой зрения относительно данной проблемы.
Таблица 3. Результаты исследования доминирование правого или левого полушария у мужчин и женщин
Следует также обратить внимание на связь функциональной специализации полушарий с речевыми и познавательными процессами. Известно, что установленными психологическими различиями между полами являются превосходство женщин в развитии речевых функций и превосходство мужчин в зрительно–пространственных способностях. Отсутствие четких сведений о половых различиях в межполушарной специализации не дает оснований для признания приоритета биологического фактора в половой дифференциации способностей. По сравнению с биологической социокультурная детерминация различий играет более значимую роль в развитии зрительно–пространственных и речевых способностей как у мужчин, так и у женщин, т. е. сам по себе биологический пол не определяет жестко особенности психологических различий.
Этап 4. Заключительный. Подведение итогов занятия
На данном этапе подводятся итоги занятия, предлагается студентам сопоставить данные предварительного анкетирования с результатами выполнения заданий, определить, изменились ли их представления о биологических основах гендерных отличий. Возможные вопросы к студентам: что нового вы узнали в процессе занятия? как изменились ваши представления о биологической обусловленности отличий между мужчинами и женщинами?
Контрольные вопросы
1. Как взаимосвязаны понятия «пол» и «гендер»?
2. Что такое половой диморфизм?
3. Какие половые различия в соматических характеристиках могут влиять на социальное поведение мужчин и женщин?
4. В каких психофизиологических характеристиках мужчин и женщин выявлены значимые отличия, а в каких свойствах достоверных различий не установлено?
5. Какие психофизиологические характеристики подвержены влиянию социокультурных факторов?
6. Какая существует связь половых различий в познавательной сфере с функциональной специализацией полушарий мозга?
7. Какое значение имеет изучение половых различий в психофизиологической сфере для развития гендерной психологии?
Список литературы
1. Амунц В. В. К вопросу об асимметрии структурной организации мозга мужчин и женщин. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Ред. Н. Н. Боголепов, В. Ф. Фокин. – М.: Научный мир, 2004. С. 214–219.
2. Аруин А. С, Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика. – М.: Машиностроение, 1989. —
252 с.
3. Булаева К. Б. Генетические основы психофизиологии человека. – М.: Наука, 1991. – 320 с.
4. Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Ред. Н. Н. Боголепов, В. Ф. Фокин. – М.: Научный мир, 2004. С. 386–410.
5. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников–конструкторов. – М.: Мир, 1968. – 518 с.
6. Голубев В. Л., Данилов Ал. Б., Данилов А. Б., Вейн А. М. Психосоциальные факторы, гендер и боль // Журнал неврологии и психиатрии. 2004. № 11. С. 70–73.
7. Доброхотова Т. А, Брагина Н. Н. Методологическое значение принципа симметрии в изучении функциональной организации человека. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Ред. Н. Н. Боголепов, В. Ф. Фокин. – М.: Научный мир, 2004. С. 15–47.
8. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. – М.: Линка–Пресс, 1998. – 182 с.
9. Жуков Д. А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 455 с.
10. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер,2007. – 544 с.
11. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1992. № 11–12. С. 73–80.
12. Начала физиологии: Учебник для вузов / Под ред. акад. А. Д. Ноздрачева. – СПб.: Лань, 2001. – 1088 с.
13. Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога // Потолок пола: Сб. статей / Под ред. Т. В. Барчуновой. – Новосибирск, 1998. С. 11–44.
14. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Отв. ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. – М.: Педагогика, 1977.
15. Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная асимметрия мозга человека и психические процессы. – СПб.: Речь, 2004. – 80 с.
16. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 438 с.
17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа–Пресс, 1995.
18. Тартаковская И. Биологические аспекты и политические интерпретации: разделились беспощадно мы на женщин и мужчин // Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 260 с.
19. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 281 с.
20. Яссман А. В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии. – М: Олимп ИНФРА–М, 1999. – 254 с.
21. Swaab D. Sexual differentiation of the brain and behavior // Best Practice & Research Clinical Endocrinology & Metabolism. Vol. 21. Issue 3. September 2007. P. 431–444.
22. Wanger T. D., Luan Phan K., Liberson I., Taylor S. F. Valence, gender, and lateralization on functional brain anatomy in emotion: a mete–anaysis of findings from neuroimaging // NeuroImage. 2003. P. 1–19.
23. Witelson S. F., KigarD. L. Sylvian fissure morphology and asymmetry in man and women: bilateral differences in relation to handedness in men // Comp. Neurol. 1992. N 323. P. 326–340.
Приложение 1
Анкета «Что я думаю (знаю) о психофизиологических особенностях мужчин и женщин»
1. Отметьте показатели, по которым мужчины и женщины отличаются:
1) размер головного мозга;
2) строение отдельных структур головного мозга;
3) мышечная сила;
4) ловкость движений;
5) общий обмен веществ в организме;
6) общая выносливость;
7) чувствительность к зрительным стимулам;
8) чувствительность к слуховым стимулам;
9) чувствительность к тактильным стимулам;
10) чувствительность к болевым стимулам;
11) зрительно–пространственные способности;
12) вербальные способности;
13) интенсивность эмоциональных реакций;
14) агрессивность;
15) способность адаптироваться к условиям окружающей среды;
16) способность адекватно реагировать в стрессовых ситуациях.
2. Отметьте те показатели, отличия по которым между мужчинами и женщинами обусловлены преимущественно биологическими факторами:
1) размер головного мозга;
2) строение отдельных структур головного мозга;
3) мышечная сила;
4) ловкость движений;
5) общий обмен веществ в организме;
6) общая выносливость;
7) чувствительность к зрительным стимулам;
8) чувствительность к слуховым стимулам;
9) чувствительность к тактильным стимулам;
10) чувствительность к болевым стимулам;
11) зрительно–пространственные способности;
12) вербальные способности;
13) интенсивность эмоциональных реакций;
14) агрессивность;
15) способность адаптироваться к условиям окружающей среды;
16) способность адекватно реагировать в стрессовых ситуациях.
3. Отметьте показатели, отличия по которым между мужчинами и женщинами обусловлены преимущественно социальными факторами:
1) размер головного мозга;
2) строение отдельных структур головного мозга;
3) мышечная сила;
4) ловкость движений;
5) общий обмен веществ в организме;
6) общая выносливость;
7) чувствительность к зрительным стимулам;
8) чувствительность к слуховым стимулам;
9) чувствительность к тактильным стимулам; 10) чувствительность к болевым стимулам;
11) зрительно–пространственные способности;
12) вербальные способности;
13) интенсивность эмоциональных реакций;
14) агрессивность;
15) способность адаптироваться к условиям окружающей среды;
16) способность адекватно реагировать в стрессовых ситуациях.
Приложение 2
Пример правильного заполнения таблицы «Сравнительная характеристика психофизиологических особенностей мужчин и женщин».
Глава 4
Психология больших гендерных групп
Н. Г. Малышева
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гендерная психология"
Книги похожие на "Гендерная психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Коллектив Авторов - Гендерная психология"
Отзывы читателей о книге "Гендерная психология", комментарии и мнения людей о произведении.