Коллектив Авторов - Военная педагогика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Военная педагогика"
Описание и краткое содержание "Военная педагогика" читать бесплатно онлайн.
В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.
Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.
Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.
Мероприятия педагогической диагностики должны соответствовать как военно-профессиональной направленности подготовки личного состава, так и в целом современным тенденциям развития образования.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов военно-педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, что предварительно, еще до начала процесса, следует оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте процесса: группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении и др.
Методы прогнозирования достаточно разнообразны: моделирование; выдвижение гипотезы; мысленный эксперимент и др.
Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда «привязан» к конкретным составным частям процесса. В военно-педагогической практике применяются различные планы:
• план боевой подготовки;
• план воспитательной работы;
• план проведения отдельного занятия и др.
Все они имеют определенный срок действия. План – это документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Основной этап осуществления военно-педагогического процесса можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий важные взаимосвязанные элементы. Среди них:
• постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
• взаимодействие участников военно-педагогического процесса;
• использование намеченных методов, форм и средств обучения, воспитания военнослужащих;
• создание благоприятных условий;
• осуществление разнообразных мер активизация, мотивации и стимулирования педагогической, учебно-познавательной, военно-профессиональной деятельности;
• обеспечение связи военно-педагогического процесса с другими процессами жизнедеятельности войск.
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль (диагностика, выявление сильных и слабых сторон процесса), призванный играть стимулирующую роль. Важны на данном этапе обратные связи – основа качественного управления военно-педагогическим процессом.
Завершается цикл военно-педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Военный педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и др. изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств.
В целом, с учетом рассмотренной общей характеристикой этапов военно-педагогического процесса, к их реализации следует подходить, принимая во внимание специфику каждого конкретного этапа.
Таким образом, военно-педагогический процесс – это система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, основная цель которой состоит во всесторонней подготовке военнослужащих и воинских коллективов к выполнению учебно-боевых задач в мирное и военное время.
Результатом функционирования военно-педагогического процесса как системы в целом будут:
• знания, навыки и умения военнослужащих, их высокие военно-профессиональные, морально-психологические, физические качества;
• боевая готовность подразделения, сплоченность воинских коллективов, здоровый нравственно-психологический климат в них.
Контрольные вопросы
1. Что такое военно-педагогический процесс и в чем его главное назначение?
2. Назовите структурные компоненты военно-педагогического процесса.
3. Каковы основные задачи военно-педагогического процесса?
4. Кто выступает в качестве субъектов и объектов военно-педагогического процесса?
5. Что является результатом военно-педагогического процесса?
6. Каково основное содержание направлений совершенствования военно-педагогического процесса?
7. Какие трудности могут возникнуть у офицеров при его организации?
8. Назовите и охарактеризуйте этапы военно-педагогического процесса и элементы этих этапов.
Рекомендуемая литература
Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.
Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
Педагогический процесс. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1992.
Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера) / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995.
2.4. Методы исследования в военной педагогике
Педагогическую науку образуют как знания, результаты познания действительности, так и методы исследования, получения этих знаний. Соответственно, для военно-педагогического исследования требуется четкое определение методов, которые могут обеспечить решение исследовательских задач.
2.4.1. Сущность и классификация методов исследования
Метод (от греч. methodos – путь исследования, познания) педагогического исследования можно определить как совокупность способов, приемов, операций практического и (или) теоретического познания и изучения педагогических явлений и процессов, обладающих родством теоретической системы представлений и (или) основного технологического приема и подчиненных решению определенных задач.
В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются:
• на общенаучные, методы, общие для ряда наук, частные методы педагогики;
• эмпирические и теоретические;
• констатирующие и преобразующие;
• качественные и количественные;
• частные и общие;
• содержательные и формальные;
• методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
• методы описания, объяснения и прогноза;
• специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
• методы обработки результатов исследования.
Наиболее общим является деление методов исследования на теоретические и эмпирические.
К теоретическим относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания.
В военно-педагогических исследованиях особо важную роль играют эмпирические (от греч. empeiria – опыт) методы, позволяющие обеспечить непосредственно практическое познание участников педагогического процесса, точную регистрацию педагогических фактов и явлений для последующего теоретического анализа. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания научной теории. В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений и экспериментов. Характерный признак эмпирического объекта – возможность его чувственного отражения.
Основные эмпирические методы педагогических исследований таковы: педагогическое наблюдение, опрос (разновидности опроса – беседа, анкетирование, тестирование, интервью), педагогический эксперимент, анализ документов (контент-анализ). Рассмотрим более подробно сущность и специфику данных методов.
2.4.2. Наблюдение как метод педагогического исследования
Наблюдение как метод исследования в военной педагогике представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений.
Оно обычно включает цели, задачи, продолжительность проведения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, менее всего влияющего на исследуемый объект, но обеспечивающего наибольший сбор информации, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военная педагогика"
Книги похожие на "Военная педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Коллектив Авторов - Военная педагогика"
Отзывы читателей о книге "Военная педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.