Виталий Никольский - ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА"
Описание и краткое содержание "ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА" читать бесплатно онлайн.
Генерал-майор Виталий Никольский в своей книге впервые подробно рассказал о деятельности оперативной агентурной разведки, которой он посвятил большую часть своей работы в ГРУ. Сначала оперативной агентурой Никольский занимался в центральном аппарате разведупра генштаба Красной Армии, где служил с 1938 по 1941 год, выполнял задания на фронте в первые месяцы великой отечественной, создавая разведгруппы в городах, которые могли быть захвачены противником, занимался агентурой в разведывательных отделах 10-й армии, западного и сталинградского фронтов (1941 - 1943), затем вновь в центральном аппарате ГРУ (1943-1947). В 1944-1945 гг. готовил разведчиков для работы в тылу врага в московском серебряном бору. Виталий Александрович в своих «записках» называет имена и описывает деятельность многих героев «невидимого фронта», большую часть которых он знал лично.
В этот многострадальный город война согнала представителей многих национальностей, часть которых могла представлять известный интерес и для нашей службы. В одну из поездок в Белосток нам удалось собрать сведения о настоятеле местного кафедрального собора ксендзе Хессе. Это был весьма влиятельный в округе человек, пользовавшийся авторитетом в религиозных кругах не только своего воеводства, но и во всей Польши.
Нужно заметить, что влияние церкви в этой католической стране было весьма сильно, и ее служители вели свою паству зачастую далеко не по Христовым заповедям. Они восстанавливали поляков против всего советского, считая наших людей врагами не только в классовом, но и в национальном и религиозном отношениях. Часто ксендзы возглавляли не только идейно, но и в прямом смысле вооруженные банды, и крест не мешал им умело орудовать «маузером».
Привлечь такую фигуру, как Хесс, хотя бы по материальным побуждениям, в число своих друзей было весьма заманчиво, и мы с майором П. Н. Савельевым решили познакомиться с популярным служителем бога. В особняке неподалеку от собора нас встретил высокий представительный старик лет 60 и радушно пригласил в свои апартаменты, которым мог позавидовать крупный помещик или преуспевающий делец.
Через несколько минут молодая симпатичная женщина-прислуга (католические священники не могут жениться, но им не возбраняется иметь женский обслуживающий персонал) накрыла на стол. Появились деликатесы, вино, коньяк, как в добрые довоенные времена. Представившись работниками советской комендатуры го рода, мы после краткого обмена общими фразами о тяготах войны для народа, скорой победе, трудностях восстановления разрушенного хозяйства, больших жертвах польского и советского народов в достижении разгрома врага, перешли к делу. «Не смог бы уважаемый пан пробош (приходской священник) выступить с пастырским воззванием ко всем лесным группам католиков, призвав их прекратить бесцельное кровопролитие? Это полностью соответствовало бы духу христианской морали и подняло бы еще выше авторитет господина Хесса как поборника мира не только в глазах прихожан, но и у новой администрации», - начали мы.
Ответ был отрицательным. Священнослужители римско-католической церкви не вмешиваются в политику, и он лично, без благословения папского нунция в Варшаве (еще занятой немцами), такую акцию предпринять не сможет.
Все наши попытки доказать богоугодность и гуманность такого послания ни к чему не привели. Ксендз категорически отказался подписаться под воззванием и показал себя во всей красе как ярый наш враг, желающий всех кар небесных на головы безбожников-большевиков. Неприязнь к русским можно было чувствовать сквозь вежливую, великосветскую речь, даже сквозь комплименты русским героям, на которые не скупился воспитанный хозяин.
Пытаться воздействовать на него материально было бессмысленно, т. к. по по лученным нами накануне данным ксендз являлся подпольным миллионером. При немцах в городе работало через подставных лиц несколько кинотеатров, принадлежавших Хессу, и, как утверждали информированные товарищи, пан пробош имел солидные вклады в банках нейтральных государств.
В ходе беседы, после некоторого возлияния, хозяин перешел в атаку на наш атеизм. Он едко высмеивал православное духовенство, которое, по его словам, больше внимания уделяло воспитанию свиней и коров, чем паствы, и добилось из-за своей безответственности перед церковью смятения умов, хаоса и революции, уничтожившей основы христианства. По словам подвыпившего хозяина, Польша никогда не пойдет по такому пути, т. к. ее народ в первую очередь управляется церковью и лишь после владыки небесного признает владык земных. Окончив жаркие дебаты, мы ни с чем ушли от хлебосольного хозяина. Какие-либо надежды на его содействие, хотя бы косвенное, пришлось отбросить. Это был хитрый и коварный враг. Через небольшой промежуток времени дела вновь свели нас с настоятелем белостокского кафедрального собора.
Нам стало известно, что в подвалах этого древнего сооружения находится склад оружия банд АК, и как старым знакомым настоятеля собора нам пришлось провести негласный досмотр «святыни». Наш «друг» охотно согласился быть нашим гидом и сделал по ходу осмотра церкви, ее интерьера, отличную лекцию по истории не только костела, но и Белостока в целом. Как выяснилось, пан пробощ в прошлом окончил Петербургский университет и свободно владел, кроме русского и польского, немецким, английским и французским языками. Действительно, далеко было русскому попу до этого просвещенного иезуита.
По окончании внутреннего осмотра мы поинтересовались подвалами и катакомбами, которые обычно имеются в древних сооружениях подобного рода. Не моргнув глазом, настоятель заявил, что в соборе имеется подвал, но, поскольку он находится в аварийном состоянии, в нем с довоенных времен никто не бывал и ключ от входа, расположенного с наружной стороны церкви, давно потерян.
Солдаты с трудом свернули ломом висячий замок, и в отлично сохранившемся сухом подвале нами был обнаружен настоящий склад оружия и боеприпасов в количестве, достаточном для вооружения многих сотен бандитов. Здесь, помимо винтовок, были пулеметы и даже немецкие ротные минометы.
Настоятель, выразив на лице неподдельное изумление, которое сделало бы честь драматическому актеру, пробормотал: «Иезус-Мария».
«Что, пане пробощу, судя по вашему заявлению, все это должно было делаться с санкции нунция в Варшаве? Ведь церковь стоит вне политики!» - заметили мы. Не смущаясь, Хесс заявил, что к этой «сброе» (оружию) он и его прихожане не имеют ни малейшего отношения. Это провокация каких-то безответственных злоумышленников, имевших целью скомпрометировать церковь перед народом. Намек был настолько прозрачным, что возникало большое желание переселить святого отца к апостолу Петру, не прибегая к излишним формальностям. Но это было невозможно. Слишком большой авторитет имел этот негодяй у своих темных прихожан. Оружие было вывезено, составлен акт о его изъятии из подвала собора, но ксендз отказался подписать его, мотивируя тем же аргументом - невозможностью вмешиваться в мирские дела. Старый лицемер не был даже арестован за свою враждебную деятельность, т. к. это могло вызвать волнения жителей-католиков, которые слишком сильно верили в непогрешимость служителей своего бога.
Приходилось считаться с тем, что влияние церкви на все стороны политической, общественной и личной жизни в Польше было весьма сильно, а священнослужители зачастую пользовались значительно большим влиянием в народе, чем вновь создаваемые Рады Народовы.
Церковь вынуждены были признать с тем, чтобы добиться хотя бы ее нейтралитета. Для нас было странно видеть подразделения солдат Войска Польского, где был значительный процент советских граждан, идущие строем в костел на богослужение, присутствовать на молебнах военных капелланов о ниспослании богом победы над врагом. При этом солидные офицеры крестились и отбивали поклоны. Утверждали, что в ту пору это было нужно, чтобы не отпугивать простых поляков слишком резким переходом к новым порядкам. В ходу был анекдот: «Один из офицеров вновь созданного Войска Польского, придя в костел, демонстративно не крестился. Полковой капеллан, заметив это, подошел к безбожнику и шепотом спросил его, почему он так ведет себя, и, узнав, что офицер - член ВКП(б) и, естественно, атеист, капеллан заметил, что он не только член ВКП(б), но и бывший секретарь райкома и выполняет в данном случае партийное поручение, что рекомендует и офицеру, если тот не желает неприятностей от своих солдат».
Рассказывали, что армейский капеллан Войска Польского полковник Купш появлялся с крестом в руке на самых опасных участках боев поляков с немцами, воодушевляя воинов именем бога. Но все это были исключения. В основной же массе польское католическое духовенство вело активную антисоветскую пропаганду и саботировало все мероприятия новых народных властей. В значительной мере деятельность этих черных солдат внутренней реакции объясняется тем, что в ряде районов даже такое важное и явно прогрессивное мероприятие, как аграрная реформа с разделом помещичьей земли, саботировалось.
Приходилось присутствовать на сельских собраниях, где объявлялся декрет Крайовой рады народовой от 6 сентября 1944 года о конфискации помещичьей земли и передаче ее крестьянам, в первую очередь батракам и беднякам. Для избежания столкновений с бандами при проведении этой кампании привлекались подразделения польских солдат. Было странно слышать от местной бедноты, что землю панов они брать не будут, поскольку за захват чужого их может покарать не только бывший владелец угодий, но и господь бог. Так было в люблинском, белостокском, келецком и др. воеводствах.
Много было пройдено нами фронтовых дорог, городов и сел Польши. Советские войска стремительно двигались на запад, освобождая целые государства. Мелькали, как в калейдоскопе, воеводские центры, маленькие местечки, села, деревни. С войсками мы прошли: Хелм, Люблин, Демблин, Пулавы, Бяла-Подляску, Минск-Мазовецкий, Березу-Картузску, Белосток, Седлец, Лодзь, Прагу Варшавскую (14.09.1 944), Варшаву (17.01.1945), Кутно и другие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА"
Книги похожие на "ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Никольский - ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА"
Отзывы читателей о книге "ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА", комментарии и мнения людей о произведении.