Автор неизвестен - Энциклопедия - Современный Энциклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Современный Энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Современный Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Содержит более 13 тыс. статей.
ЭПИЛОГ (греческое epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог — обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания. В литературе с конца 18 в. — заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греческого episteme — знание и …логия), то же, что теория познания.
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах («Бедные люди» Ф.М. Достоевского). Художественная проза восприняла многие особенности «частной» эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи.
ЭПИТАЛАМА (от греческого epithalamiaoide — свадебная песнь), жанр древнегреческой музыки, свадебная песня, исполняемая хором девушек и юношей перед покоями новобрачных. В европейской музыке — ария-гимн любви (например, эпиталама из оперы «Нерон» А.Г. Рубинштейна).
ЭПИТАФИЯ (от греческого epitaphios — надгробный), надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром (эпоха классицизма) панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
ЭПИТЕТ (греческое epitheton, буквально — приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
ЭПИЦЕНТР (от эпи… и центр), 1) область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над (например, эпицентром землетрясения) или под (эпицентром взрыва в атмосфере) очагом каких-либо разрушительных сил. 2) Место, где что-нибудь проявляется с наибольшей силой (например, эпицентр пожара, эпицентр событий).
ЭПОКСИДНЫЕ СМОЛЫ, смолы синтетические, продукты реакции дифенилолпропана с эпихлоргидрином. Отвержденные эпоксидные смолы отличаются малой усадкой, высокой адгезией, механической прочностью, влагостойкостью, хорошими электроизоляционными свойствами. Применяются в производстве клеев, лаков, пластмасс, заливочных электроизоляционных компаундов, герметиков и др.
ЭПОС (греческое epos — слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературного эпоса — эпическая поэма; источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18–19 вв. ведущим жанром эпоса становится роман, сильно повлиявший и на другие эпические жанры — повесть, рассказ, новеллу. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский).
ЭПОХА (от греческого epoche, буквально — остановка), продолжительный период времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие-либо характерные особенности (например, эпоха геологическая, эпоха Возрождения).
ЭРБИЙ (erbium), er, химический элемент iii группы периодической системы, атомный номер 68, атомная масса 167,26; относится к редкоземельным элементам; металл. Открыт шведским химиком К. Мосандером в 1843.
ЭРГАСТЕРИИ (греческое, единственное число ergasterion), в греческих полисах, Римской империи и Византии ремесленные мастерские.
ЭРДЕЛИ Ксения Александровна (1878–1971), арфистка, основательница современной русской школы игры на арфе. Концертировала в 1899–1938. Первая исполнительница ряда сочинений русских и зарубежных авторов (некоторые посвящены ей).
ЭРДЕЛЬТЕРЬЕР, порода служебных собак из группы терьеров. Рост до 66 см. Легко дрессируются, послушны, часто используются как проводники слепых. Шерсть почти не линяет, но нуждается в щипке (тримминге). Родина — Англия. Разводят во многих странах, в том числе в России.
ЭРДМАН Николай Робертович (1900–1970), русский драматург. Гротескно-сатирическое изображение социальных привилегий, воинствующего хамства в антимещанских драмах «Мандат» (1925), «Самоубийца» (1928, опубликован в 1987). Сценарии фильмов, в том числе «Веселые ребята» (1934, совместно с Г.В. Александровым и В.В. Массом). Стихи.
ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891–1967), русский писатель, публицист. В романах с авантюрными сюжетами «Хулио Хуренито» (1922), «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (1928, в России опубликован в 1989) — философско-сатирическая панорама жизни Европы и России 1910 — 20-х годов. Книга новелл «Тринадцать трубок» (1923). Романы «Падение Парижа» (1941 — 42), «Буря» (1946 — 47) — о Франции во время 2-й мировой войны. Острая антифашистская публицистика (книги «Испанский закал», 1938, «Война», 1942 — 44). Сборники лирики. Переводы (в том числе Ф. Вийона). Эссе о художниках и писателях. Повесть «Оттепель» (1954 — 56), название которой стало метафорическим обозначением периода советской истории после смерти И.В. Сталина. Художественные мемуары «Люди, годы, жизнь» (книги 1–6, 1961 — 65) открывали многие, ранее замалчиваемые факты, события, имена из истории отечественной и европейской культуры и общественной жизни 20 в.
ЭРИ, озеро в Северной Америке (США, Канада), в системе Великих озер. 25, 7 тыс. км2, глубина до 64 м. Вытекает река Ниагара. Соединено рекой Сент-Клэр с озером Гурон, судоходными каналами с озером Онтарио и рекой Гудзон. Порты: Толидо, Кливленд, Буффало (США), Порт-Колборн (Канада).
ЭРИНИИ (евмениды), в греческой мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка. Им соответствуют римские фурии.
ЭРИТЕМА (от греческого erythema — краснота), ограниченное или разлитое покраснение кожи при воздействии различных факторов (физических, например облучение, химических и др.).
ЭРИТРОЦИТЫ (от греческого erythros — красный и kytos — вместилище, здесь — клетка), красные клетки крови животных и человека, содержащие гемоглобин. У млекопитающих эритроциты не имеют ядра. Переносят кислород от органов дыхания к тканям и диоксид углерода от тканей к органам дыхания. На поверхности эритроцитов расположены специфические антигены — факторы группы крови. Образуются в костном мозге. В 1 мм3 крови здорового человека содержится 3,9–5,0 млн. эритроцитов. Определение скорости оседания эритроцитов используется в медицинской диагностике.
ЭРИУГЕНА (Эригена), смотри Иоанн Скот Эриугена.
ЭРКЕР (немецкое erker) (фонарь), полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания. Чаще всего делается в несколько этажей.
ЭРЛИХ (ehrlich) Пауль (1854–1915), немецкий врач, бактериолог и биохимик, один из основоположников иммунологии и химиотерапии. Доказал возможность целенаправленного синтеза химиотерапевтических средств, создал препарат сальварсан для лечения сифилиса. Труды по гематологии, гистологии, онкологии. Нобелевская премия (1908).
ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры 8 — 19 вв. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754 — 62, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764 — 67, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771 — 87, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783 — 87, архитектор Дж. Кваренги) — выдающийся архитектурный ансамбль.
ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (1898–1967), кинорежиссер. Снимал на «Ленфильме». Главная тема фильмов Эрмлера 20-х годов — человек в периоды исторических испытаний: «Катька — Бумажный Ранет» (1926, совместно с Э. Иогансоном), «Дом в сугробах», «Парижский сапожник» (оба 1928), «Обломок империи» (1929). В 30 — 40-х годах поставил фильмы: «Встречный» (1932, совместно с С.И. Юткевичем), «Крестьяне» (1935), «Великий гражданин» (1938 — 39), «Она защищает Родину» (1943) и др.; в 1965 — историко-документальный фильм «Перед судом истории».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современный Энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Современный Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор неизвестен - Энциклопедия - Современный Энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Современный Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.