» » » » Лариса Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)


Авторские права

Лариса Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)

Здесь можно скачать бесплатно "Лариса Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История Спарты (период архаики и классики)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Спарты (период архаики и классики)"

Описание и краткое содержание "История Спарты (период архаики и классики)" читать бесплатно онлайн.



СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с. ISBN 5-93762-008-9

О истории спартанского государства.






002_109

Кроме Спарты термин ajpevlla встречается редко. Его находят в нескольких надписях римского времени из лаконского города Гифия (IG, V, 1, 1144, 20-21; 1146, 40-41), а также в Дельфах. Этимология слова не ясна. Плутарх считал его производным от имени бога Аполлона, так как, по его словам, "началом и источником своих преобразований Ликург объявил Пифийского бога" (Lyc. 6, 3). Как считают некоторые исследователи, Плутарх, возможно, прав: во-первых, в дорийском диалекте имя Аполлона обычно звучало как jApevllwn вместо ионийского jApovllwn; во-вторых, как показывает одна дельфийская надпись, где упоминается фратрия Лабиадов (DGE, 323 D 2 - 3 Schwyzer), в Дельфах термин ajpevllai также означал "собрание, созываемое царями по фратриям" (Wade-Gery H. T. Essays in Greek History. P. 46; Huxley G. L. Early Sparta. P. 44, 122, n. 293).

002_110

Hammond N. G. L. The Creation of Classical Sparta. Р. 53.

002_111

Уже в древности не знали, где находилось место заседания апеллы. Согласно Аристотелю, Кнакион - это река, а Бабика - мост (ap. Plut. Lyc. 6, 4). О спорах по этому поводу см.: Oliva P. Sparta... P. 92 f.

002_112

В гомеровский период народные собрания были вполне обычным социальным явлением. Они представляли собой сходки граждан-воинов, созываемых по воле и инициативе царей или знати (Hom. Od. II, 26 sq.). Спонтанные выступления рядовых общинников на таких собраниях были, по-видимому, редким явлением и легко пресекались знатными "спикерами" (история с Терситом - Hom. Il. II, 211 sqq.).

002_113

См.: Huxley G. L. Early Sparta. P. 121, n. 291; Oliva P. Sparta... P. 92 и n. 1-2.

002_114

Hammond N. G. L. The Creation of Classical Sparta. Р. 50.

002_115

Подробнее см.: Oliva P. Sparta... 94 ff.

002_116

Трудность состоит в том, что на самом деле ни то, ни другое значение не характерно для глагола ajfivstasqai.

002_117

Приведем и другие мнения. В своих переводах биографии Ликурга С. П. Маркиш и В. Г. Борухович одинаково толкуют ajfivstasqai как "отклонять (предложения)". Н. Хэммонд считает, что Плутарх в обоих случаях - и в Большой Ретре, и в поправке к ней - использовал глагол ajfivstasqai в одном и том же значении - "распускать", "отставлять", "отклонять" (Hammond N. G. L. The Creation of Classical Sparta. Р. 50 f.).

002_118

Т. Леншау и Дж. Хаксли считают, что и все остальные глагольные формы имеют то же самое подлежащее (Lenschau Тh. JRh'trai // RE. Bd. Hbbd. Sp. 697 f.; Huxley G. L. Early Sparta. P. 47).

002_119

Gilbert G. Studien zur altspartanischen Geschichte. Gottingen, 1872. S. 121-139; Hammond N. G. L. The Creation of Classical Sparta. Р. 53.

002_120

Вот как характеризует Т. Моммзен особенности принятия решений куриатными собраниями, созываемыми по инициативе царей: "Граждане всегда созывались не для того, чтобы говорить, а для того, чтобы слушать, и не для того, чтобы задавать вопросы, а для того, чтобы отвечать на них. На собрании никто не говорил кроме царя или кроме того, кому царь считал нужным дать слово; граждане только отвечали на царский вопрос без комментариев, без объяснения мотивов, без оговорок и не разделяя вопроса на части" (Моммзен Т. История Рима. Т. I. СПб., 1994. С. 74). Точно так же, по-видимому, принимались решения и в спартанской апелле. Однако, как замечает Т. Моммзен, хотя общинное собрание и было с виду связанным в своих действиях, оно тем не менее было основным элементом римского общинного устройства и по своим правам стояло выше царя (Там же. С. 76).

002_121

По мнению Аристотеля, Ликург и Солон отличались от обычных законодателей именно тем, что они были авторами не отдельных законов, а их комплекса, т. е. конституции. Подробнее об этом см.: Доватур А. И. Политика и Политии Аристотеля. С. 197 слл.; Шишова И. А. Раннее законодательство... С. 46 и прим. 5.

002_122

Предание приписывает Ликургу не только те установления, которые были зафиксированы в Большой Ретре. Согласно Плутарху, Ликург также был автором сисситий и системы общественного воспитания. Он же разделил всю завоеванную землю на клеры. Аристотель, правда, с известной долей сомнения, считал Ликурга изобретателем криптий. Так, в эксцерптах Гераклида читаем: "Говорят (levgetai), что он [Ликург] ввел и криптию, на основании которой они еще и теперь, выходя днем, прячутся, а по ночам [место явно испорчено] с оружием и убивают столько илотов, сколько оказывается удобным" (fr. 611, 10 Rose3 / Пер. А. И. Доватура). Авторство Ликурга в организации криптий подтверждает и Плутарх, который явно почерпнул это свидетельство из "Лакедемонской политии" Аристотеля (Lyc. 28). 123 Под "государственным благом" Аристотель имеет в виду такое политическое устройство, при котором господствует справедливость (to; divkaion), т. е. то, что служит общей пользе (Pol. III, 7, 1, 1282 b 17-18). Справедливость же Аристотель определяет как "некое равенство для всех (pa'sin i[son ti to; divkaion)" (Pol. III, 7, 1, 1282 b 19). 124 Солон в своем творчестве неоднократно обращался к теме компромисса:Если б я хотелТого, что нравилось тогда противникам, Потом того, что указали их враги, Тогда мужей бы многих наш лишился град. Затем-то, на борьбу все мужество собрав, Я, точно волк, вертелся среди стаи псов(fr. 25, v. 22-27 Diehl3 / Пер. C. И. Радцига).

002_125

Ср. с судьбой Солона, которому знать также не могла простить реформ, идущих вразрез с их эгоистическими интересами. Для борьбы с Солоном его политические противники прибегли к обычному в таких случаях средству - диффамации: Солона обвиняли в том, что он незаконно обогатился благодаря махинациям, связанным с сисахфией (Arist. Ath. pol. 6, 1).

002_126

Ученые, отрицающие историчность Ликурга, использовали предание о культе Ликурга в качестве доказательства того, что "бог Ликург исторически предшествовал человеку Ликургу". Подробнее об этом со ссылкой на литературу см.: Андреев Ю. В. К проблеме "Ликургова законодательства"... С. 35.

003_127

Forrest W. G. The Date of the Lykourgan Reforms at Sparta. P. 157; Jones A. H. M. Sparta. P. 172.

003_128

См., например: Chrimes K. M. T. Ancient Sparta. P. 418; Boer W. den. Lakonian Studies. Amsterdam, 1954. P. 183.

003_129

ajfivstasqai здесь, в отличие от главной части Большой Ретры, по-видимому, имеет значение "поднять с места", "разогнать".

003_130

Hammond N. G. L. The Creation of Classical Sparta. Р. 54 f.; Mur-ray O. Early Greece. P. 166.

003_131

Arnheim M. T. W. Aristocracy in Greek Society. N. Y., 1977. P. 90.

003_132

Oliva P. Sparta... P. 121.

003_133

Древние хронографы, опираясь на авторитет Тиртея, считали Феопомпа и Полидора современниками. Разбор традиции о времени их правления см. у Дж. Хаксли (Huxley G. L. Early Sparta. P. 40 и прим.). Но существует иная традиция, следы которой мы находим только у Павсания. Согласно этой традиции, царь Полидор отличался ли-беральными взглядами и пользовался поддержкой рядовых граждан. Именно за свой демократизм он в конце концов стал жертвой реак-ции и был убит знатным спартиатом по имени Полемарх (III, 3, 2-3). Дж. Хаксли, для которого и Ликург и Полидор - персонажи VII в. и притом современники, приняв на веру сомнительное позднее предание, полагает, что "с точки зрения аристократии Полидор был предателем своего класса и справедливо понес наказание за свою поддержку реформ Ликурга". Дж. Хаксли называет Полидора популистом, не участвовавшим в принятии поправки к Большой Ретре (Huxley G. L. Early Sparta. P. 50 f.).

003_134

Wade-Gery H. T. The Growth of the Dorian States. P. 561.

003_135

Murray O. Early Greece. P. 169.

003_136

Как считает Н. Хэммонд, нет никакой необходимости предполагать, что один вариант подлинный, а другой - поздняя фальшивка. Не исключено, что автором обеих версий является Тиртей, который развил одну и ту же тему в двух разных поэмах или в двух местах одной и той же поэмы. Вполне может быть, перед нами просто две авторские версии (Hammond N. G. L. The Creation of Classical Sparta. Р. 60).

003_137

Arnheim M. T. W. Aristocracy in Greek Society. P. 91.

003_138

Meyer Ed. Lykurgos von Sparta. S. 246.

003_139

Возможно, той же версии придерживался и Эфор, хотя прямых свидетельств на этот счет не существует. Свои аргументы в пользу такого решения приводят Э. Кесслер (Kessler E. Plutarchs Leben des Lykurgus. Berlin, 1910. S. 35) и У. Карштедт (Kahrstedt U. Lykurgos. Sp. 2444 f.).

003_140

Автор статьи об эфорате в "Реальной энциклопедии" Сцанто полагает, что в древности не существовало достоверной традиции о возникновении этой должности и ее появление теряется в глубине веков. "Был ли эфорат ликурговой или доликурговой магистратурой, вопрос, который, вероятно, не стоит и поднимать" (Szanto. Ephoroi // RE. Bd. V. 1905. Sp. 2861).

003_141


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Спарты (период архаики и классики)"

Книги похожие на "История Спарты (период архаики и классики)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лариса Печатнова

Лариса Печатнова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лариса Печатнова - История Спарты (период архаики и классики)"

Отзывы читателей о книге "История Спарты (период архаики и классики)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.