Лев Гумилев - Величие и падение Древнего Тибета
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Величие и падение Древнего Тибета"
Описание и краткое содержание "Величие и падение Древнего Тибета" читать бесплатно онлайн.
39
Богословский В.А., с. 36.
40
Правописание тибетских имен до сих пор тибетологами не установлено. У разных переводчиков одно и то же имя пишется по-разному. Иногда основой является транслитерация, иногда транскрипция, иногда фонетическая запись с того или иного диалекта, а иногда даже китайская трансиероглифизация. Так, упомянутое нами имя пишется у Е.Шлагинтвейта (Schlagintweit E. Die Konige von Tibet, Munchen, 1886) Srong-btsan sgam-po; у А. Франке (Francke A. A History of Western Tibet) — Shrong tsan sgampo; у Демевиля (Demieville P. Le Concile de Lhasa, Paris, 1957) — Sron-bcan-sgam-po; у Б.И. Кузнецова (Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных») — Сронцангамбо; у В.А. Богословского («Очерк истории…») — Сонг-цэн-гам-по и, наконец, у Бичурина, переводившего с китайского языка (История Тибета и Хухунора), — Цицзун Лунцзянь. Здесь приведены отнюдь не все варианты произношения и написания, и сложность цитирования многочисленных авторов возрастает при отсутствии единого принципа орфографии из-за необходимости приводить цитату точно. Поэтому в нашем повествовании не будет выдержана та или другая система воспроизведения имен. В наиболее ответственных случаях в подстрочных примечаниях будут даны разночтения, имеющие значение для понимания текста и сверки его с источником-переводом.
41
Щербатской Ф.И. Буддийский философ о единобожии //Записки Восточного отделения ИРАО. 1906, т. XVI.
42
Бонгард-Левин Г.М. Аграмес — Уграсена — Нанда и воцарение Чандрагупты //ВДИ, 1962, N4, с. 15.
43
«После победы он (Чандрагупта) лозунг свободы превратил в рабство, ибо, захватив власть, он сам стал притеснять народ, который он освободил от иностранного господства» (Юстин XV, 4, 13–44) (Бонгард-Левин Г.М. Аграмес — Уграсена — Нанда и воцарение Чандрагупты //ВДИ, 1962, N4, с. 19).
44
Getty A. The Gods of Nonhern Buddhism, Oxford, 1914, p. 163.
45
Legge J. A Record of Buddhistic Kingdoms being an account by the Chinese Моnс Fahien, Oxford, 1886.
46
Julien St. Histoire de la vie de Hiouentsang et des voyages dans l'Inde… //Memoires sur les contrees occidentales traduits de sanscrit en chinois en l'an 648 par Hiouentsang. T. I–II, Paris, 1857–1858.
47
Григорьев B.B. Восточный или Китайский Туркестан. Т. II, СПб., 1873, с. 153.
48
Chavannes E. Les religieux eminents par I-tsing, Paris, 1894, с. XV.
49
Ibid, p. XVII.
50
Bell Ch. The Religion of Tibet, p. 10.
51
Ibid, p. 19.
52
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 132.
53
Союзы Тибета с Непалом и Китаем были скреплены браками с непальской царевной в 639 г. и китайской княжной в 641 г.
54
Богословский В.А., с. 41, 48, 89.
55
Cordier H. Histoire generate de la Chine, I, p. 416.
56
Богословский В.А., с. 41.
57
Так его можно назвать после проведенных им реформ, хотя процесс становления монархии в Тибете затянулся и не завершился.
58
Это была вторая попытка буддийской проповеди в Тибете. Первая, при Латотори, не имела успеха, и индийские миссионеры вернулись домой. См.: Roerich O.N. The Biue Annals, Calcutta, 1949, p. 38.
59
Попов И. Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения, Казань. 1898, с. 143.
60
Богословский В.А., с. 40.
61
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 135.
62
Bell Ch. The Religion of Tibet, p. 34.
63
Roerich G.N. The Blue Annals, p. 40.
64
Иакинф (Н.Я. Бичурин),с. 135.
65
Он же — Тонг-цэн (по В.А. Богословскому), кит. Лудун-цзань (по И. Бичурину).
66
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 136.
67
Кузнецов Б.И. Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных», с. 50.
68
Иакинф(H.Я. Бичуpин), c. 93.
69
Некий вельможа хотел захватить хана и его жену, китайскую царевну, и отвезти их в Тибет (Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 94).
70
Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 95, 135.
71
Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 95, 136.
72
Тибетское чтение не установлено. Возможны варианты: «Три-дринг», «Кон-Линг», «Тхим-Линг». См.: Богословский В.А., с. 49.
73
Иакинф (Н.Я. Бичурин). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II, М. — Л., 1950, с. 120 и сл.
74
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 136–137.
75
Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 138; Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux, СПб., 1903 («Сборник трудов Орхонской экспедиции», вып. VI), р. 281.
76
Бухайн-гол — небольшая река, впадающая в озеро Хуху-Нор с запада, она пересекает широкую долину и окружена редким прибрежным лесом. См.: Козлов П.К. Монголия и Амдо, М.-Л., 1923, с. 312–313: Кюнер Н.В. Описание Тибета. Ч. I, вып. 2, с. 30.
77
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 142.
78
Грумм-Гржимайло Г.Е., с. 292.
79
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 143; Дю-сонг (по В.А. Богословскому, с. 50); Гун-Срон-ду-рже (Schlagintweit Е. Die Konige von Tibet, p. 50), кит. Цину-Синун (Иакинф (Н.Я.Бичурин), с. 143).
80
Дансянов, т. е. тангутов, населявших правый берег Желтой реки к югу от озера Хуху-Нор. См.: Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 237.
81
Мань — общее название южных лесных племен. См.: Грумм-Гржимайло Г.Е., с. 27.
82
Армия, посланная против тибетцев в 690 г., была возвращена с дороги. См.: Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 146.
83
Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 147–149.
84
Лянчжоу-фу в Алашане.
85
Иакинф (Н.Я.Бичурин), с. 153.
86
Schlagintweit Е. Die. Konige von Tibet, с. 50–51.
87
Об этом ясно говорит цитата из Дуньхуаньской хроники: «В маленькой долине Чапу подданный стремится стать правителем, сын Гара стремится стать правителем». См.: Богословский В.А., с. 52.
88
См.: Богословский В.А., с. 52.
89
Богословский В.А., с. 50.
90
Богословский В.А., с. 51.
91
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 154.
92
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 155.
93
В 703 г. китайский посол Кам Кэнг даже оказал почести цэнпо. См.: Богословский В.А., с. 52–53.
94
Эту дату следует предпочесть. См.: Кузнецов Б.И., с. 75, и Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии, М., 1954, с. 100; ср.: Богословский В.А., с. 53.
95
Более подробно об этом см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки, гл. XXI, М., 1967.
96
Богословский В.А., с. 54.
97
При вступлении на престол ему было 7 лет. Это значит, что власть опять оказалась в руках знатных семей, посадивших на трон ребенка, чтобы править страной от его имени. Его полное имя Тридэцуктэн Мэагцом.
98
Кузнецов Б.И., с. 25.
99
Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 189.
100
Bell Ch., p. 44.
101
Подробное описание войн Тибета в Срединной Азии см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки.
102
Кузнецов Б.И., с. 25.
103
Богословский В.А., с. 58.
104
Demieville P. Le Concile de Lhasa, Paris, 1957, p. 18.
105
См.: Кузнецов Б.И., с. 82. Ю.Н. Рерих предложил дату — 745 г. См.: Roerich G.N., р. XIX.
106
Bell Ch., p. 35; Roerich G.N., p. 40–41.
107
Богословский В.А., с. 59.
108
Roerich G.N. Trails to Inmost Asia…, New Haven, 1931, p. 357.
109
Tucci G. The Tombs of Tibetan Kings, p. 98.
110
Богословский В.А., с. 60.
111
Roerich G.N., p. 42.
112
Гумилев Л.Н. Легенда и действительность в древней истории Тибета //Вестник истории мировой культуры, 1960, N 3, с. 103–114.
113
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Величие и падение Древнего Тибета"
Книги похожие на "Величие и падение Древнего Тибета" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Гумилев - Величие и падение Древнего Тибета"
Отзывы читателей о книге "Величие и падение Древнего Тибета", комментарии и мнения людей о произведении.