Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"
Описание и краткое содержание "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать бесплатно онлайн.
Издание: Горшков С. Г. На южном приморском фланге. — М.: Воениздат, 1989.
[1] Так помечены страницы, номер предшествует.
[1] Так помечены ссылки на примечания.
Аннотация издательства: Рассматриваются оперативно-тактические вопросы совместных действий Красной Армии и Военно-Морского Флота на театре Черного и Азовского морей, в сражениях за Одессу, Севастополь и Новороссийск в Великой Отечественной войне. Книга рассчитана на офицерский состав Вооруженных Сил СССР.
Первый обстрел портов и огневых точек на побережье был произведен в ночь на 5 июня двумя бронекатерами и сторожевым катером. До их подхода к назначенным районам 40 самолетов 6-го авиационного корпуса 4-й воздушной армии нанесли бомбовый удар по Темрюку. Опять-таки был использован шумовой эффект от гула авиационных двигателей и грохота разрывающихся бомб для маскировки подхода катеров. И действительно, их подход к берегу противник не обнаружил. В 1 ч 04 мин катера начали обстрел порта Темрюк, Голубицкой, Чайкина и укреплений на Вербяной косе, выпустив по врагу в считанные минуты 122 76-мм и 191 45-мм снарядов, чем вызвали сильные взрывы в порту Темрюк и в других пунктах. В ходе обстрела были выявлены система огневых точек и места нахождения прожекторов противника. Одновременно с этим два самолета МБР-2 сбросили бомбы в район порта Темрюк, один МРБ-2 освещал цели [236] осветительными бомбами и корректировал огонь катеров по радио и с помощью ракет (ЦВМА, ф. 175, д. 6402, л. 24, 25).
Этот боевой эпизод характерен тем, что при обстреле побережья нашим катерам пришлось одновременно вести и морской бой с катерами противника. Однако моряки и здесь проявили высокое боевое мастерство: после нескольких попаданий, получив серьезные повреждения, вражеские катера поспешно отошли под прикрытие береговых батарей.
По оценке командования фронта, в результате нанесения одновременных авиационного и артиллерийского ударов цель операции была достигнута. Как сообщил на следующий день начальник штаба фронта, по сведениям, которые получил штаб, немецко-фашистское командование восприняло этот удар как начало крупной операции и не только не сняло с Таманского полуострова свои части, но и предприняло меры по их усилению.
В дальнейшем подобные набеговые демонстративные действия осуществлялись неоднократно.
Наиболее значительными и эффективными были удары корабельной артиллерии бронекатеров и сторожевых катеров во взаимодействии с авиацией по портам Мариуполь и Таганрог 11–12 июня, повторно — по порту Темрюк и скоплению войск на Вербяной косе 21 июня и по ряду других пунктов.
Чтобы снизить активность действий наших кораблей, вражеские катера предприняли несколько попыток атаковать пункты базирования флотилии, но эти атаки были успешно отбиты огнем артиллерии, катеров и береговых батарей. Постоянная готовность наших частей к оборонительным действиям, четкая организация дозоров, Служба наблюдения и связи позволяли своевременно обнаруживать вражеские корабли и незамедлительно наносить по ним ответные удары.
В целом активная боевая деятельность только что созданной флотилии в мае-июне благодаря своевременной подготовке ее сил, тщательному планированию и организации боевых действий принесла определенные плоды. Силы флотилии обеспечили надежную оборону побережья, оказали эффективную поддержку флангам наших войск. Противник был вынужден оттягивать войска на оборону побережья, расходовать силы на охрану морских коммуникаций и портов. [237]
Всего за это время корабли флотилии нанесли 13 артиллерийских ударов по береговым объектам, провели девять морских боев, потопив 4 и повредив 8 катеров и баржу противника, высадили в его тыл 16 разведывательных групп общей численностью более 260 человек.[245] Конечно, при этом не обходилось без потерь и с нашей стороны. Так, в ночь на 18 августа бронекатера № 123 и 133, выполняя задание по поиску кораблей неприятеля и обстрелу его сил на берегу в районе Беглицкая, Кривая коса, погибли в неравном бою с катерами противника.
Авиационная группа флотилии в мае-июне вела систематическую воздушную разведку морских коммуникаций противника и занятого им побережья Азовского моря, самостоятельно и во взаимодействии с кораблями флотилии, авиацией 4-й и 8-й воздушных армий наносила ночные бомбовые удары по портам, а также бомбо-штурмовые удары по плавсредствам в море, поддерживала набеговые действия катеров. Самолеты, входившие в ее состав, потопили 2 самоходные баржи, 8 сторожевых катеров, повредили 2 баржи и 3 катера, вызвали в портах девять сильных взрывов и шесть очагов пожара. Отличились и авиаторы 8-й воздушной армии, действовавшей в интересах флотилии. Они уничтожили 9 сторожевых катеров, 2 парусные шхуны, морской буксир, мотобот, повредили 3 баржи и 3 сторожевых катера.[246]
Как видим, авиация нанесла существенный ущерб корабельному составу противника, но он, несомненно, был бы еще значительнее, если бы состав авиагруппы флотилии был сбалансированным. Отсутствие самолетов-разведчиков с большим радиусом действия не позволяло вскрывать обстановку по всей глубине морского театра с необходимой периодичностью, а отсутствие истребителей вынуждало вести разведку побережья на пределе визуальной видимости и приводило к неоправданным потерям при боевых действиях на морских коммуникациях. Разведку портов осуществляли самолеты флота и 4-й воздушной армии, но их сведения поступали в штаб со значительным опозданием.
В итоге боевой деятельности сил флотилии в мае-июне на Азовском море был создан такой оперативный режим, который обеспечивал надежную защиту побережья, [238] занятого нашими войсками, нормальное каботажное судоходство и рыбную ловлю в прибрежной зоне и не позволял противнику безнаказанно осуществлять морские перевозки. Для оказания противодействия нашим катерам неприятель вынужден был перебросить из Керченского пролива и Черного моря торпедные и сторожевые катера, вооруженные десантно-транспортные баржи (БДБ). А это, в свою очередь, привело к снижению активности боевых действий его военно-морских сил возле Черноморского побережья Кавказа.
Однако флотилия все же не смогла полностью прервать морские перевозки противника на Азовском море. Задержка с освобождением Таманского полуострова не позволила перебросить корабли и катера через Керченский пролив и сформировать флотилию в том составе, который предусматривался первоначальным планом.
К 1 июля 1943 г. в составе флотилии находились 12 бронекатеров, 3 сторожевых катера типа МО, 2 торпедных катера и 11 полуглиссеров, перевезенных по железной дороге в Ейск, а также 8 катеров-тральщиков, переоборудованных из рыболовных судов, которые базировались в Ейске, Приморско-Ахтарской и Азове.[247]
К этому времени не только завершились организационные мероприятия по формированию флотилии, но был приобретен определенный боевой опыт, принесший большую пользу при выполнении последующих задач в ходе освобождения Мариуполя, Осипенко и Таманского полуострова.
На основании опыта, накопленного в ходе совместных действий с частями и соединениями приморских фронтов, командование флотилии считало, что в ходе летнего наступления наших войск одной из главных задач флотилии будет высадка десантов различного масштаба во фланг и тыл обороны противника на операционных направлениях Северо-Кавказского и Южного фронтов. Поэтому штаб флотилии стремился всеми средствами и способами разведки как можно полнее вскрыть систему обороны противника на побережье Азовского моря, а боевую и оперативно-тактическую подготовку ориентировал на ведение десантных действий. Подготовка к ним существенно облегчалась тем, что основу десанта и сил высадки составляли морские пехотинцы и экипажи кораблей, [239] уже неоднократно участвовавшие в таких действиях.
В целях отработки тесного взаимодействия всех сия по специальному плану, составленному штабом флотилии, проводились учения, в которых участвовали 384-й и 369-й отдельные батальоны морской пехоты, катера всех классов и типов, в том числе вооруженные реактивными снарядами. К учениям привлекались также рыболовные суда, которые использовались в качестве средств перевозки десантников. С их командами проводились тренировки по посадке и высадке морских пехотинцев, погрузке боевой техники и выгрузке ее на необорудованное побережье. Катера выполняли практические стрельбы по видимым огневым точкам и по данным корректировочных постов, отрабатывали способы огневой поддержки десанта в ходе боев за высадку и на захваченном плацдарме. На занятиях с офицерским составом главное внимание уделялось вопросам организации взаимодействия сил.[248] Целеустремленная подготовка сил к предстоящим наступательным операциям вскоре дала свои плоды.
На северном берегу Азовского моря летом 1943 г. обстановка складывалась следующим образом. Войска Юго-Западного и Южного фронтов, завершая освобождение Донбасса, провели Донбасскую наступательную операцию, в которой приняла активное участие и Азовская военная флотилия. В ходе операции части и соединения Южного фронта выбили противника с рубежа на реке Миус, однако он продолжал удерживать Таганрог, где были созданы сильные укрепленные позиции. По плану, разработанному штабом 44-й армии Южного фронта, силам Азовской военной флотилии отводилась важная роль: высадив десант в тыл противника, дезорганизовать его оборону, отвлечь на себя часть войск с фронта, одновременно нанести удар по Таганрогскому порту. Действия флотилии должны были облегчить частям и соединениям 44-й армии прорыв вражеской обороны и освобождение города. Высадка десанта была четко спланирована и согласована но срокам и рубежам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"
Книги похожие на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"
Отзывы читателей о книге "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)", комментарии и мнения людей о произведении.