Татьяна Фадеева - Тайны горного Крыма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны горного Крыма"
Описание и краткое содержание "Тайны горного Крыма" читать бесплатно онлайн.
Пещерные крепости и монастыри юго-западной горной Таврики словно вобрали в себя тайны богатейшей истории полуострова, в средние века ставшего реальным перекрестком культур Византии, Руси и Востока. Несмотря на археологические находки, приоткрывающие все новые детали их бытования, над ними по-прежнему витает ореол неразгаданности. Словно магнит притягивают они своих почитателей, и неудивительно — ведь каждый такой горный останец — памятник не только истории, но и природы, где она сосредоточила самые удивительные контрасты — головокружительные обрывы скал, переходящие в склоны, покрытые лесами и огромными глыбами камня.
"На самой верхней части горы стоял храм св. Константина и Елены, окруженный селением. Здесь еще в начале нашего столетия лежали мраморные колонны… При взятии Крыма храм, вероятно, еще не был разрушен, и от него оставалось много украшений, из которых князь Потемкин, как говорят, приказал вывезти в Херсон две колонны зеленого мрамора, а одну из белого мрамора князь Воронцов перевез в Гурзуф, а потом в Алупку", — отмечалось в путеводителе Сосногоровой и Караулова.[165]
Вторая оборонительная стена, составляющая нижний пояс многоярусной обороны Аю-дага, с одной стороны упирается в обрыв над северным оврагом, на сто метров ниже стены среднего укрепления, которое доходит до скалистого края того же оврага; с другой стороны она доходит до обрыва над санаторным пляжем, неподалеку от места, где расположен на юго-восточной «лапе» Медведя храм, возможно служивший одновременно и маяком.
Однако главная достопримечательность Медведь-горы — кольцеобразное укрепление на ее вершине, известное со времен П. И. Кеппена. Это неправильной формы кольцо, одна сторона которого проходит по скалам обращенного к Партениту обрыва. Стена двухметровой толщины, сложенная из бута на глине, была поставлена без фундамента прямо на грунт и с внешней стороны к ней примыкали 14 прямоугольных и 4 полукруглые башни. Основаниями башенных выступов с обрывистой восточной стороны служили естественные нагромождения скальных глыб; кое-где сохранились остатки парапета, судя по которым высота стены достигала 3 м. С внутренней стороны сохранились остатки пандусных всходов на стену и ряда мелких построек, примыкающих к стене, но не по всему периметру, а лишь у северо-восточной части, так чтобы входы их были обращены на юг и юго-запад.[166] Находки керамики незначительны и относятся к VIII-Х вв. Скорее всего это убежище, воздвигнутое на случай военной опасности, в котором укрывалось население и его главное богатство — скот. Аюдагские древности исследованы далеко не полно. Продолжающиеся раскопки, а то и просто обнажения грунта, обнаруживают все новые остатки не только средневековых, но и таврских поселений и могильников, существовавших до нашей эры.
Кастель
Еще менее изучена почти столь же богатая древностями гора к востоку от Аю-дага, весьма схожая с ним в геологическом отношении — Кастель, некогда поразившая Дюбуа своей формой "плоского купола, обращенного вершиной и наибольшей крутизной к морю".[167] Укрепления на вершине Кастели — тройной ряд стен из огромных «гранитных» блоков, сложенных насухо — Дюбуа де Монпере приписывал таврам. "Верное своей системе, древнейшее население Тавриды воздвигло здесь одно из укреплений, которое татарская традиция окрестила именем Демир-капу, т. е. "железные ворота".[168] Развалины приписываемого таврам укрепления почти исчезли в последние годы, что затрудняет составить о нем сколько-нибудь ясное представление; однако на вершине горы и на ее юго-западном склоне прослеживаются остатки жилых домов, каменных крепид и оград, отдельные камни — остатки стены, опоясывавшей некогда поселение. Остатки амфор и пифосов датируются VIII–IX вв. Имелись тут и следы средневекового монастыря, водопровода из керамических труб, подводившего воду из источника, расположенного на расстоянии нескольких километров. На плане 1832 г. место это было помечено как монастырь св. Прокла, и кроме него на вершине горы указывались еще три церкви.[169]
Руины Кастели, поросшие мхом, обвитые плющом и одичалым виноградом связаны в народной памяти с одной из интереснейших легенд Крыма о Феодоре, владетельнице Сугдайи, "которой девственный и вместе мужественный образ вообще связан в народной легенде с недоступными вершинами Судака, Кастели, Аю-дага".[170] Феодору, давшую обет безбрачия, полюбили два брата. Один из них погиб, защищая вместе с царицей-воительницей крепость Сугдайю от генуэзцев. Феодора бежала в свой любимый древний замок Кастель и здесь, после кровопролитной и долгой осады, погибла геройской смертью, до конца защищая крепость, ворота которой второй брат предательски открыл врагу. Согласно легенде, скалы Кастели стали красными от крови, пролитой ее защитниками; и действительно, следы древних лишайников на скалах западных склонов горы придают им некоторое сходство с запекшейся кровью.
Замечания об исарах
Еще в прошлом веке возникли и по сей день продолжаются споры о происхождении укреплений южнобережного и горного Крыма — таврские они или средневековые? П. И. Кеппен, обследовавший большинство укреплений и "длинных стен" побережья, рассматривал их, прежде всего, как памятники "глухого и кровавого" крымского средневековья, интересуясь в первую очередь самой системой обороны. Энциклопедически образованный и много путешествовавший Дюбуа де Монпере подошел к вопросу с другой стороны: "крымские дольмены" — таврские каменные ящики-гробницы, иногда сопутствующие им менгиры — вертикально поставленные камни, — и кромлехи — круглые или прямоугольные ограды из врытых в землю камней — он связал с аналогичными памятниками Западной Европы, восходящими к мегалитической культуре эпохи бронзы (III–II тыс. до н. э.); с ними же он связывал и циклопическую кладку стен, различимую в основаниях многих исаров. Швейцарский путешественник высказал также мысль, разделяемую ныне большинством исследователей, что святилища таврской богини Девы могли существовать во многих местах, и при этом явно не походили на "храм Ифигении" в греческом стиле, поисками которого усердно занимались в начале века любители старины.[171]
Эти соображения Дюбуа де Монпере были развиты в прошлом веке в работах талантливой и высокообразованной исследовательницы Крыма Марии Александровны Сосногоровой. В 1875 г. вышла ее статья "Мегалитические памятники в Крыму", где проводилась мысль, что большинство исаров возникло в глубокой древности и что они носили не только оборонительный, но и культовый характер: в них находились святилища Девы. В статье были проведены параллели между другими мегалитическими сооружениями Крыма и аналогичными памятниками Европы, а также Прикаспия и Алтая.
Однако авторы прошлого и начала нынешнего века, при всем их великолепном знании античных и средневековых текстов, практически не располагали данными археологии. Сегодня же состояние исследований позволяет определить возраст каждого конкретного поселения. Именно лопата археолога сумела выявить, что наряду с исарами с "несомненным таврским прошлым" — на Ай-Тодоре, Кошке, на Крестовой горе над Алупкой и одноименной горе над Ореандой, на горе Кастель — существовало немало исаров средневекового происхождения. Внешнее сходство тех и других порой может быть обманчивым, ибо, по мнению исследователей, фортификационная примитивность и внешняя дикость построек, архаичность строительных приемов — качества крайне стойкие и потому неприемлемые как безоговорочно датирующие признаки.
Над Ялтой, в парке Ливадии берет начало семикилометровая Солнечная тропа, расположенная на значительной высоте над морем. Прогулка по ней знакомит с живописнейшим участком южного берега от Ливадии до Ай-Тодора и, кроме того, дает возможность осмотреть укрывшееся среди скал средневековое городище в урочище Верхняя Ореанда и связанный с ним замок, находившийся в полутора километрах северо-западнее на обрывистом мысу Хачла-каясы. В замке сохранились развалины оборонительной стены с башней-донжоном, капеллы с фамильной усыпальницей, остатки жилых домов между скальными глыбами.
Алупка-исар
На горе Крестовой (примерно в двух километрах от Ливадии, следуя по Солнечной тропе, свернуть влево) сохранились остатки оборонительной стены, которая охватывала северную сторону вершины, концами примыкая к обрывам, обращенным к морю. Нижняя кладка стены (местами на известковом растворе), относится к VIII-Х вв., верхняя (сложенная на глине) — к XIV–XV вв. Все внутреннее пространство загромождено скальными глыбами, между которыми лепились жилища. Укрепление было вначале построено в качестве убежища для жителей открытого поселения, находившегося на западном склоне горы. Оно неоднократно разрушалось и восстанавливалось, а между XI–XIV вв. было расширено: с восточной стороны новая стена огибала искусственно выровненную площадку, узкие ворота в ней выводили на северный склон, по которому шла дорога на запад в сторону замка на скале Хачла-каясы.
Положение южнобережных укреплений было неодинаково; одни стояли непосредственно над морем, другие — в среднегорной полосе между морем и обрывами Главной гряды. Судя по имеющемуся археологическому материалу, крепости предгорной полосы появились или были радикально перестроены в XIV в. и почти все они располагались у дорог и горных проходов, связывавших Южнобережье с остальной частью Крыма. Именно в этот период усилилась конкуренция генуэзцев с князьями Феодоро за обладание укреплениями прибрежной полосы. Генуэзцы стремились прибрать их к рукам и подчинить "Капитанству Готии" — военно-административному учреждению, призванному обеспечить безопасность каботажного плавания между Чембало и Боспором. Независимые от генуэзцев укрепления среднегорной полосы явно были предназначены сдерживать их стремления овладеть всем южным Крымом, сохраняя важнейшие дороги и перевалы этого района под котролем "господ Готии".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны горного Крыма"
Книги похожие на "Тайны горного Крыма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Фадеева - Тайны горного Крыма"
Отзывы читателей о книге "Тайны горного Крыма", комментарии и мнения людей о произведении.