Александр Лукьянов - Черная пешка

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Черная пешка"
Описание и краткое содержание "Черная пешка" читать бесплатно онлайн.
«Чёрная пешка» — повесть в жанре научной фантастики, описывающая устройство Островной империи планеты Саракш. Служит апокрифом к роману Стругацких «Обитаемый Остров», вариантом развития событий, предложенным взамен обещанного А. и Б. Стругацкими, но так и ненаписанного романа «Белый Ферзь».
Автор: А. Лукьянов.
Вместо привычного читателям Стругацких Максима Каммерера на сцену выходит новый (неизвестный по романам Стругацких) герой, «чёрный» прогрессор Всеслав Лунин, резко контрастирующий с «белым» (т.е. деструктивным, согласно символике повести) Каммерером. Имевший некоторый опыт работы на Саракше, но впоследствии отошедший от дел, герой внезапно разрабатывает собственную программу внедрения в Островную империю и заставляет КОМКОН её принять. Лунин первоначально действует в паре со Львом Абалкиным (деятельность которого в Островной империи упоминается в повести Стругацких Жук в муравейнике), однако после натурализации на Архипелаге пути двух прогрессоров расходятся навсегда. Погружённый в изучение кастово-фашистского режима империи, герой выявляет его эффективность по сравнению с опустошённым войнами Материком. Выгодное впечатление на Лунина производит отсутствие в империи знакомого по фашистским режимам Земли расизма (из-за антропологической однородности Саракша). Невзирая на очевидное нервное истощение и предостережения из КОМКОНа, Лунин упорно продолжает свои исследования и эксперименты на туземной цивилизации, постепенно превращаясь из агента Земли в гражданина Островной империи. В финале повести прогрессор передаёт в КОМКОН собранные материалы, возвращается на Архипелаг и пресекает попытки вмешательства Земли в его дальнейшую судьбу. Повесть, снабжённая цифровыми иллюстрациями и претендующая на гипертекстовость, изобилует реминисценциями и цитатами из творчества Стругацких. Некоторые эпизоды представляют очевидные аллюзии и политическую сатиру по поводу постсоветской действительности, параллелью к которому изображается распад «страны Отцов» на Саракше. В дополнительных материалах к повести содержится "Энциклопедия Саракша" - попытка описания реалий планеты, оставленных "за бортом" произведений Стругацких. Над энциклопедией также работали В. Баканов, Ю. Долотов, П. Дронов, Р. Ибатуллин, С. Казаков, С. Осокин, В. Стоякин, Т. Усеинов и др.
Внимание - это всего лишь текстовая основа электронной книги. Разумеется, она проигрывает полному варианту - с видео- и аудиовставками и иллюстрациями. Кроме того, DVD -версия снабжена электронной "Энциклопедией Саракша", не уступающей по объёму "Пешке". Заинтересовавшимся можно обращаться:http://www.univer.omsk.su/foreign/lukianov/3/3.html и [email protected]
Один из основных законов существования Вселенной-Саракша гласит: система существует за счет других систем, либо разрушая их, либо поглощая обломки ранее разрушившихся, то есть потребляя вещество, энергию и информацию.
Все элементы системы, учил Цаохи Дзи, могут быть разделены на четыре группы: субъект, цель(программа), средства и объект. Он приводил нарочито упрощенный до бытового уровня пример. При приготовлении супа повар выступает в роли субъекта, ножи, кастрюли, газовая плита служат средствами, вода, овощи и мясо – объектом, "рецепт" супа - целью.
Субъектом он считал те элементы, которые а)управляют развитием системы, б)регулируют внутрисистемный и внешний информационный и энергетический обмен. Субъект постоянно изменяется, так что существование системы напрямую зависит от адекватности развития субъекта и внешних условий. Вряд ли многого достигнет повар, разводящий костер посреди кухни, в которой уже стоит электрическая плита.
Особое внимание Цаохи Дзи уделял тому, что любая система находится в постоянном движении, испытывает воздействие других систем разного уровня и в свою очередь воздействует на них. Чрезвычайно важным понятием Цаохи Дзи считал «цель (программу)». Конечная цель (программа) деятельности всех систем в общем сходна и, разумеется, недостижима: любая система стремится к бесконечности во времени пространстве. В примитивной формулировке: «Стать всем и навсегда». Достигнуть этой сверхцели любая система пытается, добиваясь промежуточных задач, стремясь неограниченно воспроизводить свои элементы и себя в целом.
Под средствами Цаохи Дзи понимал все элементы, которые вовлекаются системой в себя, либо создаются ею, и при помощи которых система воздействует на объект. Строго говоря, в мире нет ничего неизменного, но при системном подходе средства мыслятся как неизменные. Да, ножи тупятся, эмаль кастрюлей оббивается, кухонная утварь старится, но при этом нож остается ножом, кастрюля – кастрюлей, их сущность не меняется.
Все, что вовлекается системой внутрь себя, по мнению Цаохи Дзи, служит исходным материалом для построения элементов и структурных связей, подвергаясь при этом радикальному преобразованию, считается объектом. Объект находится в зависимости от субъекта – повар избирает только необходимые для варки супа продукты. Объект пассивно или активно противостоит субъекту – для чистки картофеля и разделки мяса от повара потребуются усилия. Объект изменяется вплоть до полной трансформации – исчезают картофелины, грудинка, зелень, крупа, а появляется суп.
Система стремится к недостижимой цели - к вечности во времени и бесконечности в пространстве. Естественно, что это невозможно. Рано или поздно система войдет в состояние кризиса. Первый кризис может оказаться и последним для непрочных систем. Более прочных систем хватает на преодоление ряда кризисных ситуаций. Но результат всегда один – какой-то из кризисов окажется непреодолимым для системы. Кризисом Цаохи Дзи считал разрыв между целью и реальными возможностями системы по движению к цели. Система отвечает на кризис мобилизацией всех сил для его преодоления и самосохранения.
Всеслав озадаченно потер лоб. Действительно, Цаохи Дзи, похоже, никак не задумывался о содержательной ценности своей работы, куда как более занимаясь ее методической стороной. Зато нынешние островитяне ценят его именно как философа. Причем все, что Всеслав прочел до сих пор, видимо, рассматривается ими как предисловие к последним абзацам его «Конспекта». Вот к этим, рядом с которыми на полях проведена красная линия.
Внутри любой системы, в том числе и внутри каждого общества, как бы оно ни выглядело и как бы оно ни было организовано, действуют три силы.
Первая сила названа Цаохи Дзи «креативной». Она направлена на обновление элементов и структурных связей. В биологии, например, эта сила проявляется в виде хаотических разнонаправленных мутационных изменений - количественных(эволюционных) или качественных (революционных).
Вторая сила получила название «аккумулятивной». Она отбирает из лавины хаотических мутаций то, что может служить укреплению системы и сберегает отобранное.
Третью силу Цаохи Дзи назвал «деструктивной». Она устраняет в системе все устаревшее, утратившее значение.
Эти три силы в полной мере проявляются в социальной жизни.
Саракш, Островная империя
Белый Пояс, о.Дзасогу, город Цицих
Адмиралтейство. Объединенный штаб группы флотов "Ц"
Кабинет адмирала флотилии Багадая Гэ
4 часа , 1-го дня 3-ей недели Красного месяца, 9590 года от Озарения
…-Что у нас, адъютант?
-Всё в этой папке, брат адмирал флотилии.
-Угу… Ага… О! Хм, даже так… Всё тут, как понимаю, безотлагательно. Принято. А в этом списке?
-Как вы приказали, на послеобеденное время я собрал менее важные дела.
-А зачем встречаться с инспектором службы социального контроля? Что ранга моего заместителя для него не достаточно?
-Но, брат адмирал флотилии, по инструкции подпись под актами может быть поставлена только при личной встрече.
-«По инструкции»… Бюрократия страшней огня в крюйт-камере… Куда деваться. Встречусь. Всё?
-Так точно, брат адмирал флотилии!
Саракш, Островная империя
Белый Пояс, о.Хабик, город Зи
общежитие №2 для среднего комсостава
9 часов , 1-го дня 3-ей недели Красного месяца, 9590 года от Озарения
Инспектор еще с утра отправился с проверкой на флотские склады, и до сих пор не возвращался. Всеслав хотел было с сугубо исследовательскими целями добросовестно посмотреть сто семьдесят девятую серию высокохудожественного фильма «Увлекательные приключения фрегат-лейтенанта Задукуцу Бо в джунглях Дунда». Однако это оказалось невыполнимой задачей. Иззевавшись до ломоты в скулах, он выключил радиотелепроигрыватель в тот самый момент, когда пышнотелая и слабо одетая туземка спасала из бамбуковой клетки мужественного фрегат-лейтенанта, страдающего от амнезии и жестоких ран.
-Не дорос ты, брат лаборант, до высот телевизионного искусства… -упрекнул Лунин отражение в зеркале, умываясь холодной водой,. –Давай-ка лучше пошарим в «паутине», если вычислитель никто не занял.
Не заняли. В кают-компании было пусто. Всеслав включил машину и ввел адрес ячейки, на которую наткнулся на днях, но так и не смог толком ознакомиться с ее содержанием. Там находились материалы, предназначенные аспирантам гуманитарных и обществоведческих факультетов – нечто вроде дистанционных подготовительных курсов для готовящихся к квалификационным экзаменам.
-Приступим. –сказал Всеслав.
Нейрофизиология Островной Федерации еще в 1980-1990 гг. согласно земному летосчислению, установила, что кора полушарий человеческого головного мозга поделена на особые зоны. При этом, по мнению медиков, правое и левое полушария соединены между собой пучком нервных волокон, обеспечивающим единство личностных качеств. Нейрофизиологи Архипелагов установили также, что правой, «умелой» рукой управляет левое, логическое полушарие, а левой «неумелой» - правое, поскольку перекрещиваются нервы, идущие от мозга к основным органам тела. А вот сердцем, расположенным слева, «заведует», главным образом, правое, «эмоциональное» полушарие.
Полушария имеют свои функциональные особенности, причем каждому, якобы, присущ особый «тип мышления». Нейрофизиологи приводили в качестве яркого, наглядного примера фантастический роман известного писателя Бадицая Дэ «Покой во Вселенной», в котором тот описал состояние человека с разделенными полушариями – как бы два независимых индивидуума в одном теле[6].
Энтузиасты немедленно провозгласили открытие эпохальным, наконец-то проясняющим многовековую «загадку человеческого Я». Количество популярных изданий, посвященных психологии, теории воспитания, гипнозу и внушению множилось едва ли не в геометрической прогрессии. Медики открещивались от дилетантских вымыслов, но, кажется и сами в значительной степени поддались общему увлечению.
Согласно взглядам сторонников «полушарного мышления», те личности, у которых правое, эмоционально-интуитивное, полушарие коры головного мозга, стало более активным, как правило, образом мыслей и поведением обращены в прошлое, в традиции, историю и религию. «Правополушарники» легко улавливают основную мысль, могут свободно включаться в дискуссию, способны подвести итог, догадаться из контекста. Они - контекст-зависимые синтетики, которым свойственен дедуктивный, конкретный, нелинейный тип мышления. Главное для них – глубинный смысл. Они в подавляющем большинстве в политике выступают как непоколебимые противники перемен: консерваторы, традиционалисты, националисты, патриоты и пр.[7] Такие личности склонны погружаться в мрачное расположение духа, размышлять о тщете жизни и о скорой неизбежной смерти. Они редко шутят и улыбаются. Дух вселенской трагедии, эмоционального очищения, героической смерти на поле брани и последующего возрождения в памяти потомков служит идеальной «питательной средой» для «правополушарных» личностей[8]. Любимыми жанрами «правополушарников»-интеллектуалов становятся героические драмы и трагедии. Для не обремененных интеллектом эти произведения с успехом заменяют слезоточивые книги и пьесы, в которых на пути к соединению возлюбленных стоят ампутации, потери памяти, демонически хохочущие злодеи и жестокий рок. У «правополушарных» личностей ощущение собственного «Я» всегда вторично и стоит на заднем плане. Они с глубине души - истово верующие и потому охотно подчиняются тем, кто укажет символ веры и единственно правильный путь. Интуитивисты-«правополушарники» живут в «сумеречном» духовном мире, полном тайн и загадок, весьма падки на религиозную мистику, чудеса и знамения. Они лучше всего ощущают себя в родных стае, банде, толпе, роде-племени, коллективе, полку или экипаже, монастыре, партии, нации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Черная пешка"
Книги похожие на "Черная пешка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лукьянов - Черная пешка"
Отзывы читателей о книге "Черная пешка", комментарии и мнения людей о произведении.