Анатолий Каменев - О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей"
Описание и краткое содержание "О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей" читать бесплатно онлайн.
Анатолий Иванович Каменев
О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей
Каждому народу, каждой культурно-языковой общности присущи свои этнопсихологические особенности. Едва ли не главной такой особенностью берущей истоки из православного времени, является органически присущая русскому народу всепобеждающая доброта, незлобивость, добродушие, даже где-то и во вред себе{1}. Природная доброта первых славян была добротой силы. Только сильные племена, какими были наши предки, могли обитать вперемежку с разноязычными соседями и не раствориться в их среде, сохранить свой язык и культуру.
* * *
Рослые в большинстве своем, крепкие от природы, славяне были добрыми воинами. Вооружались они луками и дротиками. Их наконечники изготовляли из кремния и более твердого камня, реже из меди, а позднее стали появляться бронзовые. Щитов и другого защитного снаряжения наши добрейшие пращуры не ведали. На схватку выходили в обычной одежде, полюбившейся им и оставшейся "в моде" на многие века: длинные рубахи, иногда перехваченные поясом, и просторные, не стесняющие движения штаны, обычно белого или серого цветов, удобные на ходу берестяные лапти. Волосы перехвачены на лбу узкой повязкой. Поздние праславянские женщины стали расшивать всему роду рубахи характерными славянскими узорами. Бывало, набрасывали на себя звериные шкуры в виде накидки. Они не только спасали от холодов. Но и являлись первыми в истории защитными доспехами, так как смягчали удар{2}. Попав в плен, они никогда не выдавали союзников, терпели любые пытки и умирали без жалоб, мольбы и стона. Никто не отваживался идти войной на славян, в своих лесах они были непобедимы. До нас дошли слова одного их военного предводителя Лавритаса. "Никто не покорит нас, доколе будут война и мечи на свете!" – гордо сказал он{3}.
* * *
На Западе не часто вспоминают о том, что своим существованием во многом обязана европейская цивилизация славянскому миру. Неисчислимое множество раз славянский хлебопашец откладывал соху и брал в руки меч, а затем и ружье, чтобы встретить очередную кочевую волну с востока, и тем самым спасти от гибели не только себя, но и всю Европу, которую он закрыл своей грудью. В постоянной борьбе со Степью нельзя не видеть один из источников противоречивости и сложности исторического развития Российского государства. Эта борьба отвлекала колоссальные силы от созидательного труда, а случавшиеся поражения отбрасывали нас на столетия назад. И в то время, когда Западная Европа переживала подъем в относительной безопасности, наш народ поднимал свое Отечество из руин и начинал все сызнова.
* * *
Чтобы выжить и налиться силой, славянскому роду надо было крепко потрудиться как на хлебной, так и на ратной ниве. Очень сильны были враги славян, особенно скифские воины. Древнее предание свидетельствует о том, что древние славяне преуспели в воинском мастерстве. Писатель-историк так описывает военные тренировки славян-россичей: "У россичей за слободой на ровном месте устроены щиты из мягкой липы, каждый высотой в сажень, длинною – в три. На щитах сажей, разведенной в конопляном масле, нарисованы всадники. Стрелку рука нужна! Чтобы была рука – не пропускай дня, не натянув тетиву. Как рассветет – стреляй и стреляй. По времени привыкнет рука, разовьется глаз. Дальше, на третий рубеж, на три сотни шагов отходят стрелки. Отсюда рисованные фигуры нужно поразить так, чтобы из пяти стрел четыре шли в воздухе, когда впивается первая. Тогда ты настоящий стрелок. Сам, гордясь мастерством, будешь стараться не пропустить дня без стрелы. Каждый славяно-росский подросток (девочки тоже возятся с луками) самодельными стрелами бьют мелкого зверя и птицу. Каждый взрослый умеет натянуть боевую тетиву. В руках слобожан лук становится страшным оружием дальнего боя, а вблизи, шагов на сто, слобожанин пронижет козу, а в тура или тарпана – дикую лошадь – вгонит стрелу до пера. Учились бегать одной стеной, поворачиваться, как один. Остановившись по приказу воеводы, передние сразу метали копья, за ними задние бросали свои. И, закрывшись щитами, обнажали мечи и бегом нападали все сразу, будто катилось одно многоголовое, многожальное чудо. Каждый мужчина и женщина, умел ездить верхом, держаться в седле и без седла, править уздечкой. Воин должен уметь править только ногами, освободив руки для боя. С коня, как с твердой земли, били стрелами, метали копье. Скакали одним строем, колено с коленом, шли ниткой в затылок и сплошной лавой лошадиных грудей и боевых щитов. Коней обучали ложиться и мертво лежать с прижатой к земле головой. Тяжелая воинская наука для новичков. Их заставляли бегать с мешком на спине: мешок на лямках, в мешке – песок. Груз камня между коленами, как и груз песка на спине доводят до четырех пудов. В реке плавают подолгу, не считаясь по студеными веснами и осенью водой. Строптивых нет"{4}.
* * *
Все города Древней Руси изначально строились как крепости и имели чуть ли не единственной своей целью защиту горожан. Старое название городских укреплений – твердь, твердыня. Исследуя вопросы строительства крепостей на Руси XII в., мы обнаружим 269 русских городов, которые обеспечивали русским землям достойную обороноспособность своими 269 ополченными полками, состоящими из вооруженных формирований городов, пригородов, волостей, примыкавших к данным городам погостов, уделов. Напомним, что за 234 года (с 1228 по 1462 г.) Русь испытала 160 внешних и 90 внутренних войн и вооруженных конфликтов, что послужило хорошей ратной школой ее воинам и ополченцам{5}.
* * *
Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближних: ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду. Страх неумолимой мести отвращал иногда злодеяния: в случае убийства не только сам преступник, но и весь род его беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали крови за кровь{6}.
* * *
Первая власть, которая родилась в отечестве наших независимых предков, была воинская. Сражения требуют одного намерения и согласного действия частных сил: для того избрали полководцев. Но, единодушно избрав начальника, вдруг лишали его своей доверенности, иногда без всякой вины, единственно по легкомыслию, клевете или в несчастиях: ибо народ всегда склонен обвинять правителей, если они не умеют отвратить бедствий от государства{7}.
* * *
Европейским ученым, в большинстве случаев, мало знакомым с историей нашего отечества, еще извинительно умалять значение русского военного искусства в истории военной культуры, но, к сожалению, не для всех еще русских известно, что "наше военное искусство почти никогда не уступало западноевропейскому, а весьма часто шло впереди, давало направление, новые идеи в области тактики и стратегии, которые от нас воспринимались в Европе"{8}.
* * *
Русский витязь коренным образом отличался и от западного рыцаря и от кровожадного хищника Востока. Особенно ярко это представлено в образе Ильи Муромца, крестьянского сына, отложившего в лихую годину в сторону плуг и взявшего в руки меч. Подвиги свои Илья совершает тогда, когда нужно избавить кого от беды, постоять за честь земли русской. Действует он не из корысти, почета не ищет, похвальбы не любит, да и принимается за дело только тогда, когда нельзя обойтись без него, когда ему "некем замениться". Хитрости и лукавства в нем нет, всякое дело ведет он прямо, начистоту{9}.
* * *
Трудно воинский идеал русской нации выразить в нескольких словах, но некоторые моменты поддаются осмыслению и пониманию. Во-первых, в толще народной скрыта сила богатырская, порой дремлющая и находящаяся в покое до поры испытаний. Во-вторых, в минуты тяжкие сила эта богатырская просыпается, просится послужить делу народному. В-третьих, богатырь русский не кровожаден и не воинственен: сделав свое дело, он скромно уходит в сторону и не домогается наград, почестей и богатств. Ему хорошо уже потому, что он выполнил свой долг воина и благополучие граждан ему дороже богатства и расположения правителей. Ему приятнее услышать "спасибо" от самого обездоленного и слабого, чем от сильного и могущественного. Он не заискивает перед сильными мира сего, не ищет их благосклонности, служит верно отечеству, а не прислуживает господам.
Древняя Русь преподает нам, потомкам, немало поучительных уроков.
Вся история нашего государств доказывает правильность вывода Н.М. Карамзина о том, что "мудростию правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие империи и служит им надежною опорою в их опасной новости"{10}. Историк свидетельствует: "Однако ж ни миролюбивые правила христианства, ни торговля, ни роскошь, не усыпляли ратного духа наших предков…"{11}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей"
Книги похожие на "О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Каменев - О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей"
Отзывы читателей о книге "О том, как и за что воевали наши предкивоинское искусство русских витязей", комментарии и мнения людей о произведении.