Юрий Завражный - Забыть адмирала!
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Забыть адмирала!"
Описание и краткое содержание "Забыть адмирала!" читать бесплатно онлайн.
Историческое расследование с размышлением
Стоял навигационный знак и на самом краю мыса Неводчикова, очищенном от деревьев. Теперь там есть только старый дзот, бетонный мешок метр на метр с амбразурой и железной крышкой сверху. Обрывистый мыс постепенно осыпается, и не сегодня-завтра дзот упадёт на прибойную полосу.
Советскую власть за всё время её существования мало волновала правдивая история захваченной ею страны. Могила контр-адмирала Прайса и погибших англо-французских десантников на Камчатке - капля в море. Ведомый и направляемый мудрой Коммунистической Партией, советский народ гордо шёл в светлое будущее по чужим костям, равно как и по своим собственным. А посему - что такое шестьдесят каких-то иноземцев, зарытых где-то здесь невесть когда? Тем более - давешних интервентов, когда разговор идёт о "холодной войне", о победе коммунизма во всём мире, о гигантских свершениях, о новой базе подводных лодок и всей положенной ей по статусу инфраструктуре. Величие задач диктовало величие действий и определяло их размах.
Прежде всего, базе подводных лодок (в то время - 15-й эскадре) был необходим судоремонтный завод. И вот, в 1959 году в бухте Сельдевой бросает якорь плавучая база "Горняк" - бывший японский сухогруз, поднятый со дна моря и соответственным образом переоборудованный. Посёлок Сельдевая обрёл свою новую жизнь, а точнее - родился заново, уже в районе мыса Неводчикова. Завод СРЗ-49 "Горняк", гордость тогдашнего Приморского, а после - и Вилючинска, давший основу городской геральдике, рос поразительными темпами135. Необходимо, правда, сказать, что первоначально планировалось в бухте Сельдевой устроить ещё одну базу лодок, дабы их было две (отдельно для дизельных и для атомных) но к тому времени творческий гений Главнокомандующего Советским Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова (уф... сколько ж заглавных букв!) уже обосновал необходимость создания базы дизельных подводных лодок в бухте Бечевинская136, а потому было принято решение разместить атомоходы в уже имеемой базе бухты Крашенинникова, убрав все "дизелюхи" на Шипунский полуостров.
Не был обойдён вниманием и сам мыс Неводчикова. Прежде всего, он был переименован. Дело в том, что раньше он назывался мысом Прейса - как уже говорилось, в честь астронома Вильгельма Прейса, участника экспедиции Отто Коцебу на шлюпе "Предприятие". В 1824 году Прейс наблюдал в Авачинской губе солнечное затмение и установил точную широту Петропавловска. Век спустя доселе безымянный мыс в Тарьинской бухте получил его имя. Но надо же было так повернуться судьбе, что именно на этом же мысу был похоронен британский адмирал-интервент с созвучной фамилией! Дальновидная советская власть в пику проискам коварного капитализма, не моргнув глазом, стирала с карты неугодные названия, и ни в чём не виноватый Прейс, что называется, просто "попал под раздачу". Так что и по сей день мыс носит имя русского морехода Михайло Неводчикова, который в своё время отважно открывал Алеутские острова на шитике "Евдокия", но к Авачинской губе (а уж тем более - к Тарьинской бухте) никакого отношения не имеет.
Чего же так боялась советская власть? А боялась она вот чего: согласно действующим нормам международного права, воинское захоронение на территории иного государства считается находящимся под юрисдикцией того государства, чьи подданные в нём захоронены, и площади захоронений строго определены. СССР, разумеется, данное соглашение в своё время ратифицировал, поскольку могил русских и советских воинов по всей Европе - тысячи (что касается своей территории - на до сих пор валяющиеся по болотам и лесам останки советских солдат нашему Министерству Обороны традиционно наплевать, а уж на иностранные - и подавно), вот и выходило, что при обнаружении могил и обнародовании этого факта возле секретной базы подводных лодок и непосредственно на будущей территории режимного судоремонтного завода появятся маленькие участки земли, на которые имеют право Великобритания и Франция, государства насквозь капиталистические, партнеры по НАТО и вообще наши вероятные противники. Возле самого "Осиного гнезда"! Поэтому странички с именем "Дэвид Прайс" были просто выдернуты из нашей истории, выдернуты "с мясом", и было оставлено только размытое воспоминание: "...где-то... на берегах обширной Тарьинской бухты... под раскидистой берёзой..." - раз уж никак не отвертеться от исторического факта. Лично у меня (и не только у меня) давно вызрело вполне правдоподобное предположение, что место погребения всё же было известно, но, дабы не создавать прецедент, было тщательно вытерто всё, что давало возможность кому-либо точно его установить - во всех архивах, в опубликованных документах свидетелей боя, как русских, так и зарубежных. Вспомним, например, письмо Джорджа Палмера, где лейтенант упоминает о двух приложенных эскизах. Первый эскиз всем известен и давно опубликован - это схема укреплений Петропавловска. А вот второй - точная схема расположения могил контр-адмирала Дэвида Прайса и нескольких убитых в первом бою - куда-то исчез бесследно. Среди фамильных документов полковника Роналда Палмера его почему-то нет, не показал мне её и А. И. Цюрупа среди прочих документов, присланных ему из Англии, не сумел её найти и Кен Хортон, хотя точно знал, где искать, и с потомками рода Палмеров общался. Советская внешняя разведка, конечно, имела пару-другую крупных проколов, но в мелочах всегда была крайне скрупулезна...
Да, но как быть с обнаруженным в 1964 году гробом, наполненным пустыми бутылками иностранного производства? Хороший вопрос, и можно только гадать. Кто знает - может быть ещё в 1855 году останки Дэвида Прайса были эксгумированы по особому указанию, дабы не оставлять могилу "на растерзание русским варварам", переложены в цинковый гроб и вывезены из бухты, а потом захоронены где-нибудь в море, как и подобает моряку (скептиков можно отправить в 28 января 1596 года на похороны знаменитого британского пирата-адмирала Фрэнсиса Дрэйка). Пустые же бутылки, оставшиеся после поминок (как-никак, британцы никогда не слыли нацией абстинентов) английские моряки не стали раскидывать по берегу, как это принято у нас сейчас, а аккуратно сложили в освободившийся гроб, да и закопали обратно. Кого-то эта версия, вероятно, рассмешит - что поделать, другой пока нет, ибо в вахтенном журнале парохода "Barracouta" за четвёртое (фактически же - за пятое) июня 1855 года есть только записи о том, что после буксировки русского китолова из Раковой бухты к мысу Сигнальному на борт прибыл командующий эскадрой, и что в 11.50 пароход отправился на WSW137 в бухту Тарьинскую. Там была произведена краткая высадка на берег (ровно час), а затем пароход сделал круг по бухте и вернулся к мысу Сигнальному, после чего командующий убыл с корабля. Чем англичане занимались на берегу - увы, остаётся невыясненным, в журнале на этот счёт ничего не сказано. Может, этот гроб вообще к нашей истории никакого отношения не имеет, но всё равно непонятно, как он там появился, да ещё с таким занимательным содержимым. Однако несомненно, что инициатором посещения Тарьинской бухты был именно командующий эскадрой (потому и вымпел на крюйс-брам-стеньге) а что ещё такого интересного могло там для него быть, кроме могилы адмирала Прайса?
Не могу удержаться и не сказать о том, что вахтенный журнал парохода "Barracouta" - самый неаккуратный из четырёх просмотренных. Более безалаберное ведение официального документа сложно себе представить. Однако не будем отвлекаться.
Так и называли этот мыс промеж себя жители новой Сельдевой - кто мысом Прейса, кто мысом Прайса, кто мысом Креста, или Крестовым (помня рассказы старожилов), и стало обычаем хоронить на нём односельчан, отошедших в мир иной. Старое кладбище на мысу сохранилось до сих пор, хотя отдельные могилки различить уже очень трудно, и только жалкие останки нескольких проржавевших и покосившихся оградок напоминают о былой торжественности этого места. Последний раз на этом кладбище хоронили где-то в конце 1960-х, потому что в начале 70-х на мысу начали строить транспортный цех завода "Горняк", возле которого кладбище было совершенно неуместным. Также нещадно срывали частные огороды, к тому времени появившиеся по всей Сельдевой в изобилии.
Мой сверстник по детскому садику и одноклассник по школе художник-путешественник Владимир Близнюк рассказал, что его приятель Володя Резанов лет за пять до того нашёл на своём огороде в Сельдевой странную медную табличку, похожую на могильную, с нерусской надписью, а также несколько медных французских пуговиц. Ещё у него был эфес, некогда украшавший французскую шпагу. Почему именно французскую? Потому что надпись была на французском языке, как авторитетно заявили взрослые. Табличка остаётся загадкой (впрочем, пуговицы и эфес - тоже), ибо Володя с семьёй давным-давно уехал с Камчатки неведомо куда. Но их огород находился как раз на том месте, где ныне западная сторона бывшего транспортного цеха.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Забыть адмирала!"
Книги похожие на "Забыть адмирала!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Завражный - Забыть адмирала!"
Отзывы читателей о книге "Забыть адмирала!", комментарии и мнения людей о произведении.