Елена Нагаевская - Бахчисарай (путеводитель)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бахчисарай (путеводитель)"
Описание и краткое содержание "Бахчисарай (путеводитель)" читать бесплатно онлайн.
Нагаевская Елена Варнавовна (1900, Оренбург — 1989) окончила изо-профкурсы в Москве (1927–1930), ученица Н. Удальцовой. В 1920-е гг. пишет в авангардной манере. В 1937 г. художница знакомится с К.Ф. Богаевским, который впоследствии оказал влияние на ее творчество. В 1940–1941 гг. училась в Московском институте повышения квалификации художников. В 1949 г. закончила искусствоведческое отделение МГУ. Автор ряда статей и монографий. В послевоенные годы жила в Бахчисарае, работала вместе с академиком А.В. Куприным. Там же состоялась ее первая персональная выставка (1959). Произведения художницы находятся в ГРМ, Нукусе, Истринской картинной галерее, других музейных собраниях и в частных коллекциях.
Путеводитель знакомит читателя с современным Бахчисараем, его природой, историей, достопримечательностями, со знаменитыми "пещерными городами".
Союз сарматских племен не представлял собой, как некогда скифский, единого целого, а распадался на несколько значительных племенных групп. Наиболее известным племенем были аланы (по античным источникам). Аланы появились во II–III веках н. э. в степях южной России, а позднее, в III–IV, заселили предгорья Таврики (в том числе территорию нынешнего Бахчисарайского района). Они занимались скотоводством, земледелием, в частности виноградарством.
Мирная жизнь земледельческого населения полуострова прервана была вторжением готов. Эти воинственные германские племена, еще в I–II веках н. э. начавшие постепенно продвигаться от берегов Балтийского моря к югу, на своем пути неминуемо смешивались с многоэтничным населением Восточной Европы и вовлекали его в свой союз. В III веке так называемые готы (готоаланы) вторглись в Крым. Среди них преобладали земледельческие племена, но были и кочевники-скотоводы. Действуя огнем и мечом, «готы» занимают плодороднейшие места в речных долинах, разрушают почти все городища и поселения поздних скифов, однако постепенно растворяются в массе коренного и пришлого населения.
Позднескифское государство было фактически уничтожено «готами» и вслед за тем окончательно стерто с лица земли гуннами. Разорив степные районы, гунны, подобно вихрю, опустошают предгорную часть полуострова. Гуннское нашествие довершило гибель расположенных рядом с Бахчисараем городищ Алма-Кермен, Усть-Альминского и других.
В самом конце IV века, после ухода из Таврики римских гарнизонов, местное население остается беззащитным, предоставленным самому себе. От разгрома «готами» и гуннами уцелел лишь Херсонес благодаря своим мощным укреплениям и остаткам римского гарнизона. В других приморских городах по-прежнему жили главным образом греки с какой-то прослойкой скифо-сармато-аланов. Крымские степи обезлюдели. Обитатели их — скифо-сармато-аланы — вынуждены были укрыться в предгорьях и горах юго-западной Таврики, где смешались постепенно с потомками тавров.
Они-то и составили этническую основу населения раннего средневековья в горной части полуострова. Найденные в могилах этого времени (например, у села Скалистого Бахчисарайского района) мечи, кинжалы, стрелы говорят о том, что аборигенам приходилось защищаться от нападений кочевников.
Столовые горы с отвесными обрывами в долинах Качи, Бельбека, Альмы были особенно удобны для укрытия на случай нападения врага, а внизу, в долинах, жители имели поля, сады, пастбища. В V–VI веках к юго-востоку от теперешнего Бахчисарая возникают укрепления — замки и городища. Строилось все это местным населением, хорошо знакомым со строительной техникой и приемами различных народов — греков, римлян, византийцев.
Вся жизнь укрепленных поселений тесно связана с византийской культурой, в особенности с того времени, когда на смену язычеству, долго державшемуся среди крымских «варваров», приходит из Византии христианство. Поначалу новую религию воспринимают власть имущие, и лишь постепенно она проникает в более широкие слои населения.
Итак, в эпоху раннего средневековья в юго-западном горном Крыму появляются своеобразные города-крепости с их обособленностью, социальной дифференциацией, характерной для феодализма, пришедшего на смену разложившемуся рабовладельческому строю (в Крыму — ранее, чем он успел вполне сформироваться).
Представим себе эти города и феодальные замки, возвышающиеся на неприступных отвесных скалах. До сих пор сохранились они на встающей из лесистой долины, подобно египетской пирамиде, скале Тепе-Кермен, на величественном плато Мангупа, затерянном в горах. Там, на Мангупе, на высоте почти 600 метров над уровнем моря, построены были мощные стены, дворцы с колоннами, храмы.
А обособленная скала-останец Эски-Кермен! Здесь в эпоху средневековья был город с большой христианской базиликой и крепостными стенами. Наконец, есть город и совсем рядом, географически самый близкий, — Чуфут-Кале, лучше других сохранившийся. Эти и другие средневековые укрепления вокруг Бахчисарая — такие, как Сюйрен, Кыз-Кермен, Бакла — входили в свое время в сферу влияния византийского Херсона, быть может, составляли его фему[16]. Кроме них, тут известны и христианские монастыри: Успенский рядом с Бахчисараем, Челтер-Коба у села Малого Садового, Шулдан близ Терновки, Качи-Кальон под Баштановкой (подробный рассказ о них — в разделе "Пещерные города").
Вокруг городов, замков и монастырей были открытые поселения, жители которых в случае опасности находили убежище за стенами укреплений. В VI–VII веках сармато-аланское население — в массе своей уже христиане, о чем свидетельствуют кресты, найденные в могильниках. Но лишь к концу IX века христианство утверждается тут прочно и окончательно.
И снова мирная жизнь оседлого земледельческого населения нарушена нашествием кочевников. В VII веке в Таврику проникают хазары и размещают в важнейших ее пунктах свои гарнизоны. Вторжение хазар-язычников, стоявших на более низкой ступени развития, чем аборигенное население Крыма, сказалось отрицательно на экономике и культурном развитии полуострова.
Со временем большая часть хазар приняла иудейскую религию (так называемого караимского толка). В 787 году в юго-западном Крыму вспыхнуло восстание против хазар, о чем сообщает письменный источник IX века "Житие Иоанна Готского".
В то же время налаживаются контакты между Таврикой и Киевским государством, которое ведет успешную борьбу с хазарами и Византией. Победоносное завершение похода князя Владимира на Корсунь (Херсонес) в 988 году способствовало не только расширению торговых связей, но и проникновению на Русь культурного влияния Византийской империи — архитектуры и живописи, религии и форм государственного устройства.
Начиная с X века усиливается вторжение тюркских племен на юг, в причерноморские степи. Вслед за печенегами и половцами на полуостров проникают монголо-татары, основавшие в юго-восточном и степном Крыму наместничество с центром в Солхате. Весьма часты их вторжения в Крым в золотоордынский период (XIII–XIV века), особенно в конце его, когда происходит отпадение от Орды отдельных ее улусов (провинций), в том числе Крымского, ставшего на какое-то время (ненадолго) независимым ханством, а затем — вассалом Оттоманской империи.
Об этом историческом периоде повествует музейная экспозиция в бывшем ханском дворце, некоторые памятники старого Бахчисарая и его окрестностей и, наконец, сам Хан-Сарай.
Мавзолеи Эски-Юрта
Возникновению Бахчисарая предшествовал длительный период (более 150 лет), в течение которого произошел переход татар от кочевого образа жизни к оседлому и закончилась борьба крымской знати за создание своего юрта — государства, независимого от Золотой Орды.
Ранней весной 1223 года, разбив половцев, монголо-татарские полчища наводняют северную часть полуострова, но это было тогда лишь разведкой. Позднее, в 1237 году, семь родов-улусов (Ширины, Мансуры, Барыны, Аргины, Кипчака, Сиджеуты, Яшлавы) во главе со своими беями отделились от главных монгольских полчищ и, уйдя от берегов Волги, двинулись в степи Крыма.
Это была южная ветвь Золотой Орды, разделившейся на три больших юрта: Казанский, Астраханский и Крымский. Будучи кочевниками, татары не сразу осели на захваченных землях, поначалу оставались на них только на зиму, летом уходили на север со своими многочисленными стадами. Постепенно, однако, улус-беи распределили между собою земли Крыма и основали на них бейлики — княжества. Оседание татар началось, прежде всего, с восточной — степной и предгорной частей полуострова.
Первым разграбленным ими городом был Судак — сюда они не раз еще возвращались для грабежа. К северо-западу от Судака, на открытом месте, в окружении невысоких холмов стоял Солхат (Старый Крым) — город, населенный армянами и греками. Солхат был взят татарами, разрушен, а потом ими же вновь отстроен руками тех же греков и армян. Богатый город, стоявший на важных в то время торговых путях, вскоре становится политическим и религиозным центром Крымского юрта.
Со временем татары начинают расширять свои владения, продвигаясь из восточной части полуострова в юго-западную, подвергшуюся в 1299 году новому тяжкому испытанию. От войск эмира Ногая, совершившего опустошительный поход в юго-западную Таврику, пострадали Херсонес, Эски-Кермен, Кырк-Ер (Чуфут-Кале).
Отныне татары становятся здесь частыми гостями. Есть сведения, что временное их становище было в урочище Улаклы, где расположено ныне село Глубокий Яр, — в 6 километрах от будущего города Бахчисарая. Затем они начинают поселяться и в долине реки Чурук-Су. Так возникло старое татарское селище Эски-Юрт. Местоположение его весьма выгодное, так как здесь проходил старый караванный путь с севера на юг, от Перекопского перешейка к Херсонесу. Татары, очевидно, извлекали из этого немало выгод, прежде всего за счет больших пошлин с торговых караванов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бахчисарай (путеводитель)"
Книги похожие на "Бахчисарай (путеводитель)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Нагаевская - Бахчисарай (путеводитель)"
Отзывы читателей о книге "Бахчисарай (путеводитель)", комментарии и мнения людей о произведении.