Андрей Кураев - Оккультизм в православии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Оккультизм в православии"
Описание и краткое содержание "Оккультизм в православии" читать бесплатно онлайн.
"Оккультизм в Православии" очередная работа о. Андрея Кураева, вызванная к жизни современными внутрицерковными проблемами. Книга эта о проникновении псевдохристианских, оккультных и неоязыческих воззрений в Русскую Православную Церковь, о их несовместимости с христианством.
Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние явно разумели.
Преподобный Серафим Саровский
263
Позднее и свт. Иоанн Златоуст это разрешение прикасаться к пище, законом запрещенной, называл "тайной великой" (Беседы на Первое послание к Тимофею, 12, 1). И еще пример такого рода пастырской диалектики: "Немощные не должны вкушать пищу с еретиками, как и правила повелевают. Сильные же, если неверные призывают их для познания православной веры, и они хотят идти, пусть идут в приличное время во славу Господа" (Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. - Сергиев Посад, 1908, с. 277). Приведу еще изъяснение этого вопроса свт. Феофаном Затворником: "Более совершенные христиане считали идолов за ничто и идоложертвенное считали чистою пищей. Другие, менее совершенные, не могли еще отрешиться от прежнего, языческого своего взгляда на идолов как богов и на жертвы им как действительным скверным богам. При таких мыслях вкушение идоложертвенного считали противным своей христианской совести, которая еще была немощна - бессильна, чтобы считать идолов за ничто. Но, увлекаемые примером более совершенных, принимают участие в идольских трапезах, едят идоложертвенное как идоложертвенное, и тем сквернят свою немощную совесть. Причиной же соблазна немощных служит то, что само по себе не имеет никакой цены пред Богом: едим ли идоложертвенное - мы ничего не приобретаем, не едим ли его ничего не теряем перед Богом" (Жизнь и труды святого апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника. - СПб., 1912, сс. 128-129). Так что надо различать онтологию (или богословие) и педагогику. С точки зрения бытийной, реально-сущей, идол есть ничто и идоложертвенное не вредит человеку. С точки же зрения педагогической, - прежде чем самому пользоваться этим своим знанием, надо подумать: не повредит ли это тому человеку, у которого такого знания еще нет, не понудит ли это и его прикоснуться к пище, которую он же сам еще считает нечистой, и не смутит ли это тем самым его совесть. "Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит перед Богом; ибо против совести ни в каком случае не должно поступать" (там же). Итак, не идол вредит человеку, а человек сам вредит себе, если придает какое-то значение идоложертвенной пище
264
Свящ. Владимир Емеличев. Одержимые. Изгнание злых духов. - М., "Паломник", 1996, с. 98-99. Специально обращаю в данном случае внимание на название издательства. Духовника этого издательства я просил бы обратить внимание на то, что именно в "Паломнике" любят говорить о "порче" и внушать людям веру в реальность и могущество языческой мистики. В этом издательстве не могут даже отличить церковной молитвы от заговора. Именно заговором является опубликованная ими "Молитва для защиты от нечистой силы": "Избави мя от всех навет вражиих, от всякого колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут они причинить мне никакого зла... Кто думал и делал - верни их зло обратно в преисподнюю" (Ответ священника женщине, держимой бесами. - М., "Паломник", 1996, с. 61; эта молитовка - неудачное добавление, приложенное издательством к действительно хорошей книге)
265
Вот пример из практики врача, который не склонен верить в религиозные феномены: "Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в средине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды" (Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с. 186)
266
Шабанова С. Тайна беременности Ларисы Клементьевой // Мегаполис-экспресс. - М., 1995, № 22, июнь
267
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. - М., 1993, кн. 1, с. 320-321
268
О награждении по инициативе игумена. Иоанна (Экономцева) церковным орденом св. князя Даниила банкира Потанина (который, конечно, помогает содержанию Российского православного университета, но при этом содержит и публичные дома для госчиновников) была крайне неприятная для Церкви статья в журнале "Люди" (М., 1998, №3)
269
Прп. Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях // Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. - М., 1997, с. 224
270
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. - М„ 1993, кн. 1, с. 318
271
Ильинская А. Матушки земли Российской. 1994, с. 188
272
Там же, с. 126
273
Единственный древнехристианский автор, признающий реальность магии, - это Ориген (о его отношении к магии см. главу "Магия и экзорцизмы" в книге: M. Fedou. Christianisme et religion paiennes dans le Contre Celse d'Oriegene. - Paris, 1988). Но и он настаивает: "Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу всяческих чрез Иисуса и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: "Ангел Господень ополчается вокруг Роящихся Его и избавляет их" (Пс. 33, 8) от всякого зла" Против Цельса, VI, 41)
274
Свт. Иоанн Златоуст, 12-я Беседа на Послание к Ефесянам, 3 (92-94) //Творения. - СПб., 1905, т. II, кн. 1, с. 108
275
Свт. Серапион, митр. Владимирский. Поучение // Памятники литературы Древней Руси. XIII в. - М., 1981, с. 451
276
Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. СПб., 1996, с. 98
277
Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). - Оптина пустынь, 1994, cc. 260-261
278
О суевериях. - М., Сретенский монастырь, 1995, cc. 250
279
Сочинения Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. - М., 1837, т. 14, сс. 121-123
280
Православный календарь для семейного чтения. 1997 СПб., 1996, с. 174
281
Татьяна Горичева. Взыскание погибших // Логос. Брюссель-Москва, 1984, № 41-44, с.78
282
Свящ. Георгий Вахромеев. Оружие на диавола, или Как защититься от чародеев. - М., 1998, сс. 55-56
283
Архим. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. - Псково-Печерский монастырь, 1993, с. 107
284
Книга "Духовная брань". Цит. по: Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. - СПб., 1996, с. 100. На стр. 173 в этом же календаре написано: "Народное поверие, будто колдуны портят людей, т.е. поселяют дьявола в каких им угодно людей, - нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им какой-то особенной силы и бояться их"
285
Житие преподобного иеросхимонаха Иллариона Оптинского. - Оптина пустынь, 1993, сс. 187-188. Аналогичный совет в книге "Духовная брань" приводится со ссылкой на о. Симеона (и так он цитируется в "Православном календаре для семейного чтения на 1997 г". [СПб., 1996 г., с. 175])
286
Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. - Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 50
287
Там же, с. 55
288
Там же. cc. 99-100
289
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. - Сергиев Посад, 1909, вып. 2. с. 127
290
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. - Оптина пустынь, 1997, cc. 249-250
291
См.: Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. 1892-1896 гг. - М., 1991, с. 22
292
"Эти два молоканца смеялись, что их дело совершилось. После этого в вашей семье началась смута. Они положили вам под порог спичечную коробку с иголками" (Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 49)
293
Падшим духам не могут быть под силу чудеса, творимые Богом в Церкви. Только Божие Слово смогло стать плотью. Только Божий Дух может переступать грань между духом и материей и исполнять Собою Богозданную тварь. У бесов нет такой власти над Богосозданным веществом. И потому Божие всесилие не надо приписывать демонам. О православном понимании чудесной и чудотворной связи Богосозданной материи и ее благодатной освященности Творцом см. в статье "Православие и протестантизм: спор о материи и энергии" в моей книге "Наследие Христа" (М., 1997)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Оккультизм в православии"
Книги похожие на "Оккультизм в православии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Кураев - Оккультизм в православии"
Отзывы читателей о книге "Оккультизм в православии", комментарии и мнения людей о произведении.